Молодежный рынок труда в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:37, реферат

Описание

Результатом и проявлением этого стало общее продолжающееся падение производства (лишь по некоторым оценкам - стагнация) и явное несоответствие между спросом и предложением на рынке труда. При этом молодежь, не обладающая достаточным производственным и социальным опытом, испытывает значительные затруднения в получении работы, несмотря на безусловно имеющиеся у нее преимущества, такие как возможность получения более соответствующей требованиям дня образовательной и | профессиональной подготовки, повышенная мобильность, активность и инициативность.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы рынка труда и занятости молодежи

2. Молодёжная занятость: проблемы и перспективы.

3. Специфические особенности молодежного рынка труда.

4. Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи

5.Основные направления совершенствования законодательства в области труда и занятости молодежи

6. Приложения

Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсач- молодежный рынок труда.docx

— 84.22 Кб (Скачать документ)

  Региональный уровень формирования программ занятости в некоторой степени компенсирует социально-экономическую неопределенность, но сохраняет многомерность при оценке деятельности службы занятости. Если исходить из объективного ограничения возможностей службы занятости влиять на фоновые макропроцессы, а также учитывая существующую ситуативную детерминацию деятельности службы занятости, необходимо выделить инвариантный показатель эффективности. Такой показатель должен обладать следующими основными свойствами: 

· опосредованно  отражать состояние рынка труда: рынка рабочей силы и рынка  рабочих мест;  

· отражать параметры процессов, входящих в  сферу компетентности и ответственности  службы занятости, как частично регулируемых;  

· отражать активный характер деятельности службы занятости и регулирующий характер ее деятельности;  

· иметь  интегрирующий характер в отношении  всех направлений деятельности службы занятости и возможность дифференциации по категориям населения, территориям;  

· отражать уровень взаимодействия службы занятости  со всеми социальными институтами  и структурами.  

   Для конкретизации цели-задания службы занятости, которая является одним из реализаторов политики занятости, воспользуемся понятием политики на рынке труда как политики, направленной на улучшение организации и функционирования рынка труда с целью сокращения периода поиска рабочего места и заполнения вакансий. Основная цель заключается в скорейшем возвращении искателей работы к активному труду, предотвращении их «дрейфа» в длительную безработицу и социальное исключение. 

   В качестве показателя, обладающего в той или иной мере выделенными свойствами, представляется интересным рассмотреть «продолжительность поиска работы». На наш взгляд, это один из самых информативных показателей отражающих деятельность службы занятости, если исходить из понимания «работы» как любой формы трудовой занятости, в том числе предпринимательской деятельности, самозанятости, временных и общественных работ. 

Показатели  регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда (отношение количества вакансий к численности зарегистрированных в службе занятости), связанные с процессами «входа» в безработицу (по Ф.Прокопову), определяются в большей степени контекстными факторами: макроэкономическими тенденциями, субъективной привлекательностью службы занятости как системы поддержки в индивидуальной ситуации незанятости или желанием работодателя предоставить информацию о всех вакансиях. Кроме того, второй показатель является производным от первого, который может регулироваться, в том числе, и административными мерами. 

   С позиции повышения социальной значимости службы занятости принципиально важным является ее направленность на максимальное сокращение сроков нахождения работников в состоянии незанятости, сокращение объемов застойной и хронической безработицы. Такая констатация позволяет зафиксировать общую стратегию деятельности органов занятости как системы регулирования процессов перераспределения трудовых ресурсов, с одной стороны, и как субъекта регулирования процессов формирования трудовых ресурсов - с другой. Кроме того, определение параметра времени нахождения в состоянии незанятости как основного позволяет интегрировать направления деятельности органов занятости в рамках внешней (активизация рынка рабочих мест и активизация рынка рабочей силы) и внутренней задачи (минимизация срока безработицы). 

   Другие параметры, традиционно используемые для оценки деятельности органов занятости, в рамках данной парадигмы сохраняют статус рабочих или ситуативных, отражая маркетинговые возможности службы, ее ресурсные возможности, привлекательность и действенность как канала трудовой циркуляции и, в меньшей степени, характеризуя степень влияния (регулирования) службы занятости на состояние рынка труда и его динамику. Вполне понятно, что для легитимизации показателей «продолжительность поиска работы» и «результативный выход» в качестве основных необходимо провести глубокий и всесторонний анализ. Но уже сейчас можно сказать, что информативность этих параметров деятельности службы занятости определяется возможностью их конкретизации по всем характеристикам рабочей силы: пол, возраст, образование, профессия и др. Кроме того, они отражают влияние службы занятости на ее целевой контингент - безработных, обладающих низким потенциалом занятости. 

    Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:  

- охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;  

- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование; 

- «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров занятости и Федеральной службы занятости России в целом;  

- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;  

- полная объективность оценочных показателей;  

- использование действующих форм учета и отчетности.  

  Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.  

   В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки.    

  Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.  

   При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. 

   Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:  

- инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;  

- инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;  

- финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью.  

  Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них - города и районы.  

  В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда. 

   В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.  

  Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 
 
 

2.Элементы совершенствования государственной политики

в обеспечении занятости  молодежи 
 

Решить  проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению  следует комплексно: 

1. Во-первых, государство должно позаботиться  о создании атмосферы социальной  стабильности и защищенности  для рассматриваемого слоя населения: 

· пересмотреть и доработать законодательную базу; 

· откорректировать политику в области трудоустройства; 

· найти  возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий  в направлении занятости; 

· разработать  систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с  низким уровнем безработицы (тем  самым стимулировать местную  администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др. 

2. Во-вторых, органы местной администрации  должны активно следить за  положением на рынке труда  своего региона: 

· способствовать созданию необходимого количества государственных  и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической  помощи молодежи, бирж труда и т.п.); 

· следить  за деятельностью государственных  служб занятости и городской  биржи труда, оказывая необходимую  финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и  организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.); 

· формировать  государственный заказ для вузов  на такие специальности, которые  соответствуют требованиям времени  и условиям сложившегося рынка труда; 

· обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные  органы самоуправления - вузы - рынок  труда; 

· стимулировать  предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых  специалистов при формировании кадрового  потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные  семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности  молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей). 

Информация о работе Молодежный рынок труда в РФ