Монополизм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность монополии. Понятие монополизма.
2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.
3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.
4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Монополизм.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Сущность монополии. Понятие монополизма.

2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.

3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.

4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.

Заключение

Список литературы


Введение

Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.

Современная экономика есть переплетение конкурентных и монопольных отношений. Как известно, на начальных стадиях развития открытой экономики имела место свободная рыночная конкуренция. Тогда монополистические образования, если и имели место, то в несовершенном виде, как исключение, и особой роли в развитии воспроизводственного процесса не играли. Однако с развитием производительных сил и производственных отношений и в соответствии с законом причинно-следственных связей при развитии рыночной конкуренции возникают монополии. Монополия возникает там, где появляется рыночная конкуренция. Монополия и конкуренция всегда находятся в диалектическом единстве.

В командно-административной экономике монополизм порождался сосредоточением производства подавляющей доли продукции данного вида на отдельных предприятиях. Следовательно, монополизм порождается и насаждается существующей экономической системой.

В современных условиях изменились потенциальные возможности господства монополизма. При умелом государственном регулировании антимонопольных отношений монополии в моно­полизм не превращаются, хотя и являются основой монополизма. В соответствии с этой тенденцией необходимо отметить возникновение государственного монополизма. Именно с помощью данного инструмента государство может обеспечить необходимый уровень экономической безопасности общества и наиболее успешное развитие национальной экономики.

Важность и необходимость государственного монополизма существовала на всем протяжении экономической истории, а с развитием производительных сил его значение еще больше усиливается. Крайне значимым государственное воздействие становится в условиях рыночной системы хозяйствования. В России появился инструмент реализации государственного монополизма на практике. В этом качестве выступили созданные в 2007 году государственные корпорации, деятельность которых направлена на повышение эффективности в наиболее стратегически важных, инновационных отраслях экономики. Функционирование государственных корпораций связано с обеспечением развития отдельных отраслей, имеющих социально-экономическое значение, которые не ставят своей целью получение прибыли.


1. Сущность монополии. Понятие монополизма.

 

Монополии в XX в. стали играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Монополия – это явление, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Особенностью монополий является то, что продукт создается единственной фирмой, производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-конкуренты), вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров, таких как патенты, монополия на источник сырья и т.д. Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.

Монополии могут возникать разными путями. В одних случаях сильная фирма поглощает другую, более мелкую и недееспособную. В других же случаях фирмы добровольно идут на такое объединение. При этом могут сливаться не только фирмы производящие одну продукцию, но и фирмы-смежники, то есть фирмы связанные одной технологической цепочкой. А также фирмы, одна из которых занимается производством товара и реализацией на оптовом рынке, а другая реализует этот же товар на розничном рынке. Таким образом, фирмы получают контроль над отраслью.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится “на нет” конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Консорциум – это временное объединение промышленных, строительных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов.

Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.

Под монополизмом понимают господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой монополии группы производителей, продавцов, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснения конкурентов, контроля над ценами; действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными, из которых, можно назвать:

                    РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

                    ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

                    РОСНЕФТЬ (разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции).

                    РЖД (железнодорожные перевозки);

Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм. Вследствие не насыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

Особенностью современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п.  Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

 


2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.

 

В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий - гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.

Государства, ведомства и министерства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. Например: в конце 80-х г. самой крупной в мире авиатранспортной компанией был "Аэрофлот" СССР. В ней насчитывалось 0,5 млн. человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 млн. кв. км воздушных дорог.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как "государственный монополизм", складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.

2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).

Типичный пример - практически неработоспособная в условиях рынка советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им. Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане - завод без КБ.

Информация о работе Монополизм в современной России