Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.
Введение
1. Сущность монополии. Понятие монополизма.
2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.
3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.
4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.
Заключение
Список литературы
Монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными, из которых, можно назвать: РАО “ЕЭС”; ГАЗПРОМ; РЖД; РОСНЕФТЬ. Во-вторых, в российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм.
Основное неоспоримое преимущество монополий заключается в эффективности производства. Так же к положительной стороне монополизации экономики следует отнести и влияние на конкуренцию. В какой то степени благоприятное влияние монополизма сказывается и в снижение цен.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов.
Монополия оказывает и положительные и отрицательные влияния на развитие экономики. Поэтому государство законодательным путем должен регулировать деятельность монополий с целью предупредить негативные стороны, но не пытаться запретить монополию как таковое, что будет отрицательно сказываться на нормальное развитие экономики. Наоборот более глубоко изучая и вникая в сущность монополизма необходимо находить пути конкретного их применения для повышения эффективности экономики. Можно сказать, что отрицательные и положительные стороны монополии - это две стороны одной медали. Их надо разумно и эффективно регулировать.
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Совершенствование антимонопольного законодательства должно идти по следующим направлениям. Необходимо продолжить начатый процесс повышения экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органом решении; четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции. Необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера. Необходимо повысить транспарентность решений ФАС России. Все решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства и рассмотрения сделок по экономической концентрации, результаты анализа состояния конкуренции товарного рынка должны оперативно публиковаться на сайте антимонопольного органа.
Усиление ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а также организации взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов будет способствовать не только эффективному пресечению, но и профилактике правонарушений в этой сфере.
Учитывая негативное воздействие роста тарифов на экономический рост и инфляцию, следует постоянно отслеживать и контролировать темпы либерализации в электроэнергетике, газовой отрасли и железнодорожном транспорте.
Реформы естественных монополий должны быть синхронизированы с общим ростом конкурентоспособности российской экономики. Это означает, в частности, что не следует допускать неконтролируемого роста цен на продукцию естественных монополий до того момента, пока общий уровень цен в экономике не приблизиться хотя бы к 75% от среднего уровня развитых стран.
Усиление конкурентных начал и свободное ценообразование в отраслях естественных монополий должны происходить постепенно и только в тех сегментах рынка и в тех случаях, когда это действительно способствует ограничению роста цен.
До завершения процесса модернизации российской экономики и существенного повышения уровня ее конкурентоспособности, выделение сетевой компоненты из состава естественных монополий целесообразно осуществлять только при условии сохранения значительного государственного влияния в транспортных и сбытовых компаниях.
Учитывая все рассмотренные выше обстоятельства на переходный период желательно сохранить за государством возможность определяющего воздействия на общий уровень цен в отраслях естественных монополий.
Официальные законодательные документы
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите конкуренции".
2. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 08 августа 2009 г. №216- ФЗ.
3. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О естественных монополиях".
Учебники, пособия
4. Голиков А.Н., Киселева Е.А., Чепурин М.Н. «Курс экономической теории» – Киров, «АСА», 2011.
5. Митин С.Г. «Государственное регулирование экономики: цели, методы, программа реализации»/ под ред. Кузнецова Н. П. – Москва, 1997.
6. «Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (выпуск 32)» - Москва, «Институт экономической политики имени Е.Т.Гайдара», 2010.
Электронные ресурсы удаленного доступа
7. «Гарант» [Информационно-правовой портал]. – 2011 – Режим доступа: http://www.garant.ru
8. Публикации, новости, статьи, отчеты // «Федеральная антимонопольная служба» [Электронный ресурс] – 2011 - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru
9. Новости // Информационное агентство «AK&M» (Россия) [Электронный ресурс].- 2011 - Режим доступа: http://www.rbc.ru
10. Новости, документы //Российская газета [Электронный ресурс].- 2011 - Режим доступа: http://www.rg.ru/
11. Новости, статьи //Информационный портал – Лента.РУ [Электронный ресурс].- 2011 - Режим доступа: http://www.lenta.ru/
2
[1] Данные агентства Towers Perrin на основе анализа более 500 сделок стоимостью более 2 млрд. долларов США, объявленных с января 2009 по сентябрь 2010 года.
[2] Отчет Международной конкурентной сети по одностороннему поведению за 2010 год (2011 год)