Монополизм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность монополии. Понятие монополизма.
2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.
3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.
4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Монополизм.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

25.05.2010 Президиум ВАС подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг», а также постановления о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей. Содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как очередные нарушения Закона о защите  конкуренции.

Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах.

По результатам судебных разбирательств ОАО «ТНК-ВР Холдинг»,  ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» были заключены мировые соглашения с ФАС России.

15.02.2011 Президиум Высшего арбитражного суда подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» (изъятие товара из обращения и создание дискриминационных условий)

В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации. Суммарный объем штрафов составляет 15 232 557,46 тыс.рублей.

Очередное нарушение антимонопольного законодательства нефтедобывающими компаниями было выявлено в 2011 году.

29.07.2011 Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «Газпром нефть». Нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин, а также создании дискриминационных условий на этих же рынках. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекратила дело в отношении ОАО «Газпром нефть» в связи с добровольным устранением  нарушения и его последствий.

09.08.2011 Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «Лукойл». Нарушение выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких цен на дизельное топливо. Действия ОАО «Лукойл» на оптовом рынке авиационного керосина требуют дальнейшего исследования, в связи с чем, Комиссией ФАС России принято решение о выделении данного эпизода в отдельное производство.

10.08.2011 Комиссия ФАС России признала нарушившим ОАО «НК «Роснефть».  Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин. В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекратила дело в отношении ОАО «Роснефть» в связи с добровольным устранением  нарушения и его последствий.

Территориальными органами ФАС России в конце 2010 и начале 2011 года возбуждено 85 дел на товарных рынках нефтепродуктов. Из общего количества дел:

-злоупотребление доминирующим положением (установление монопольно высоких цен на нефтепродукты, создание дискриминационных условий, необоснованный отказ от заключения договоров) – 53;

-согласованные действия хозяйствующих субъектов по установлению, поддержанию цен на нефтепродукты – 32

Также как и в предыдущие годы, в большинстве обращений организаций, государственных учреждений и граждан, направленных в адрес ФАС России, говорится, что ситуация на топливном рынке ведет к тяжелым последствиям в различных сферах: наземные пассажирские и грузовые перевозки, сельское хозяйство, авиаперевозки, добыча природных ископаемых и др.

В связи со сложившейся ситуацией на внутреннем рынке нефтепродуктов ФАС России разработан план мероприятий по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, в соответствии с которым были направлены письма в нефтяные компании о необходимости хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ВИНК, обеспечить устранение дискриминационных условий реализации и обеспечить равный доступ к покупкам нефтепродуктов для независимых участников.

План мероприятий, в том числе включает в себя следующее:

       1. Осуществить внеплановые проверки нефтяных компаний и товарно-сырьевых бирж на предмет соблюдения нефтяными компаниями требования предписаний ФАС России о реализации на бирже объемов каждого вида нефтепродуктов в определенном размере, а также осуществить проверку устанавливаемых цен в рамках биржевых торгов.

       2. Подготовить поправки в КоАП в рамках «третьего антимонопольного пакета», направленные на установление санкций за отсутствие регистрации внебиржевых контрактов в размере 1 млн.рублей за 1 контракт.

       3. Информирование Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

      Территориальными органами ФАС России с начала 2011 года возбуждено 85 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний, в настоящее время эти дела взяты по особый контроль. Помимо этого ФАС России было дано поручение об усилении контроля территориальными органами ФАС России за ситуацией на рынке нефтепродуктов.

Интересны так же и результаты мониторинга ФАС за последний квартал 2010 года цен в сфере социально значимых товаров - мука, хлеб, молочное сырье, молоко, сахар и подсолнечное масло. Следует отметить, что в связи с сезонным снижением закупочных цен на агропродовольственные товары и поступлением жалоб от хозяйствующих субъектов, особое внимание антимонопольных органов каждую осень направлено на осуществление контроля в этой сфере. В случае выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, территориальные Управления ФАС России возбуждают дела и проводят антимонопольное расследование.

Анализ динамики цен в регионах Российской Федерации за IV квартал 2010 года, показал, что ситуация на агропродовольственных рынках по-прежнему характеризуется значительным ростом цен на социально-значимые продукты питания: хлеб пшеничный и ржаной, молоко пастеризованное (стерилизованное) жирностью 2.5%, масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное, сахар, а также на продовольственное сырье: муку пшеничную и ржаную, молочное сырье, сырье для производства масла подсолнечного. Тенденция к росту цен на продовольственные товары наблюдалась с лета 2010 года, когда аномальные погодные явления повлекли за собой дефицит сельскохозяйственной продукции. Главным образом, дефицит затронул рынок зерна, вследствие чего произошел скачок цен на муку.

Как показал мониторинг цен за IV квартал 2010 года, в анализируемый период отпускные и закупочные цены на все сорта муки в преобладающем большинстве регионов продолжали расти. Однако столь резкого повышения цен, какое наблюдалось в предыдущем отчетном периоде, в IV квартале зафиксировано не было. Наибольший рост отпускных цен на муку в IV квартале был выявлен в г. Санкт-Петербурге, где интегрированное среднее изменение минимальной цены на муку по отношению к III кварталу составило 65%.

Как следствие, произошло повышение закупочных цен на муку для хлебокомбинатов. Наибольшие показатели интегрированного среднего изменения закупочных цен на муку были зафиксированы в Пензенской области (в среднем 68%), в Республике Коми (в среднем 45%), в Амурской области (в среднем 39%).

Снижение закупочных цен на муку было выявлено лишь в двух регионах – в Саратовской области (в среднем на 5%) и в Чукотском автономном округе (в среднем не более 13%).

Как и в III квартале, существенный рост цен на муку повлек за собой повышение отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия у подавляющего большинства хлебокомбинатов во всех регионах России.

В розничной продаже хлеба резких колебаний цен также не наблюдалось, хотя в целом динамика розничных цен на хлеб характеризовалась тенденцией к росту. Интегрированное среднее изменение минимальной цены по всем регионам в IV квартале 2010 года по отношению к предыдущему кварталу не превышало 16%.

Таким образом, в IV квартале 2010 года цены на пшеничный и ржаной хлеб продолжали расти в подавляющем большинстве регионов страны, что обусловлено повышением отпускных и закупочных цен на муку. В свою очередь рост цен на муку в IV квартале 2010 года вызван снижением предложения на зерновом рынке.

Аналогичная ситуация в отчетном периоде наблюдалась на рынке молока и молочного сырья. Высокий рост закупочных цен на сырое молоко в IV квартале 2010 года выявлен в следующих регионах: Алтайский край (в среднем 50%), Республика Башкортостан (в среднем 42%), Республика Бурятия (в среднем 22%).

Рост цен на молочное сырье в свою очередь способствовал повышению отпускных и розничных цен на пастеризованное (стерилизованное) молоко.

Следствием подорожания отпускных цен производителей молока пастеризованного (стерилизованного) явилось изменение динамики розничных цен. Розничные цены на молоко повысились в Алтайском крае (в среднем 14%), в Вологодской области (18%), в Забайкальском крае (16,33%).

Анализ общей ценовой ситуации на продовольственных рынках показал, что в IV квартале 2010 года наибольший рост цен произошел на рынке масла подсолнечного рафинированного дезодорированного бутилированного. Причиной стало значительное подорожание сырья для производства подсолнечного масла (в ряде регионов интегрированное среднее изменение минимальной цены на сырье для производства подсолнечного масла достигло 50%), в результате чего повысились цены на готовую продукцию. Рост цен на подсолнечное масло был зафиксирован во всех регионах страны.

Рынок сахара в IV квартале 2010 года также характеризуется существенным ростом цен (в среднем по стране около 20%).

Таким образом, анализ динамики ценообразования крупнейших российских агропромышленных предприятий показал, что в IV квартале 2010 года продолжился рост цен во всех исследуемых группах социально-значимых продуктов питания. Подорожание хлеба пшеничного и ржаного на прилавках магазинов является следствием зависимости хлебокомбинатов от цен на сырье для производства хлеба, а значит, отражает тенденцию к росту цен на муку пшеничную и ржаную. Однако темпы прироста отпускных и розничных цен на хлеб в IV квартале 2010 года существенно ниже, чем в III квартале. Одной из причин этому является «сдерживание» цен хлебопроизводителями.

Кроме того, данные мониторинга отразили влияние на изменение отпускных цен производителей молока изменение закупочных цен на молочное сырье, используемое для дальнейшей его переработки. Из мониторинга за IV квартал 2010 года видно, что в анализируемый период динамика цен, как на молочное сырье, так и на молоко стремится к росту. При этом темпы роста цен на сырое молоко значительно выше, чем на сухое. В розничном сегменте реализации молока резких скачков цен не зафиксировано. Максимальное интегрированное среднее изменение розничных цен на молоко составило 23%.

Наибольшие изменения произошли на рынке подсолнечного масла. Как и в прошлом квартале, повышение цен на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное было вызвано повышением цен на сырье.

Для выяснения причин роста цен на рынке подсолнечного масла ФАС России приступил к проверке основных производителей масла подсолнечного, направив в их адрес запрос информации от 19.01.2011 № ЦА/1167.

В целом по выявленным признакам нарушения законодательства Российской Федерации территориальными органами ФАС России с августа 2010г. по 12.01.2011 г. возбуждено более 510 дел о нарушении антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.

В 68 территориальных управлениях ФАС России возбуждено 223 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (60 дел), экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен (128 дел), с действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (34 дела), с ограничивающими конкуренцию соглашениями или согласованными действиями (1 дело), приведшими к нарушению антимонопольного законодательства.

Подавляющее большинство дел связаны с экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, направленными на установление и поддержание цен на продовольственные товары (статья 11 Закона о защите конкуренции), а также с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию (статья 10 Закона о защите конкуренции).

Наибольшее количество дел возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства на следующих рынках:

- производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий;

- хранения и реализации зерна, производства муки;

- реализации гречневой крупы;

- производства и реализации молока и молочных продуктов;

- производства яйца куриного;

- реализации масла подсолнечного.

Остальные дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждены по рынкам сахара, соли, а также в отношении действий органов власти.

Всего возбуждено 128 дела по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции и 60 – статьи 10.

Таким образом, повышение цен в большинстве случаев связано с согласованными действиями хозяйствующих субъектов, направленными на повышение цен.

Территориальными органами ФАС России в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), возбуждено 100 дел.

Кроме того, в соответствии с компетенцией антимонопольных органов, определенной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), территориальными органами ФАС России возбуждено более 180 дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и должностных лиц органов государственной власти. После завершения административного расследования на лиц, совершивших административные правонарушения, будет наложен штраф в соответствии с нормами КоАП РФ.

Информация о работе Монополизм в современной России