Монополизм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность монополии. Понятие монополизма.
2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.
3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.
4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Монополизм.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

На 12.01.2011 года принято более 110 решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства: на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой-ядрицы, соли, а также в отношении действий органов власти. По делам, возбужденным по признакам нарушения Закона о торговле за указанный период принято более 55 решений.

По состоянию на 12.01.2011 антимонопольными органами по результатам 113 рассмотренных дел наложены оборотные и иные штрафы в соответствии с КоАП РФ на общую сумму 31,9 миллионов рублей.

ФАС России продолжит рассмотрение возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и осуществление иных мер по пресечению таких нарушений.

Таким образом, рынок молока и молочной продукции наряду с другими рынками социально значимых продуктов питания находится в сфере постоянного внимания антимонопольных органов. Территориальными органами осуществляется постоянный мониторинг ситуации на указанных рынках и при обнаружении признаков антимонопольного законодательства возбуждаются соответствующие дела.

В течение всего года и по настоящее время (ноябрь 2011 г.) Федеральная антимонопольная служба проверяет обоснованность роста цен на лекарства.

ФАС России пристально следит за соблюдением законодательства на рынке лекарственных препаратов. По всей стране выявляются и пресекаются случаи нарушений порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших. Результаты проверки будут обнародованы только в начале следующего года.

Только в Москве по данным ежемесячного мониторинга цен в крупнейших аптечных сетях за полгода выявлено более 80 случаев нарушения порядка ценообразования. По всем фактам наложены административные штрафы.

Также масштабным проверкам был подвергнут в 2010 году сектор минеральных удобрений. Установление монопольных цен и стремление ряда компаний получить завышенную прибыль негативно отражается на работе агрохимической отрасли в целом, а в условиях последствий экономического кризиса это просто недопустимо.

Антимонопольная служба оштрафовала ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» более чем 1,5 рублей за антиконкурентные действия на рынке обессульфаченной фосфорной кислоты. Компания допустила экономически и технологически необоснованный отказ от поставки продукции на ОАО «Воскресенский НИУиФ», а также создание дискриминационных условий и ущемлении экономических интересов ОАО «Воскресенский НИУиФ» в 2008 году.

ФАС России оштрафовала ОАО «Сильвинит», ООО «Минерал Трейдинг» и ОАО «Уралкалий» более чем на 264 млн рублей за согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Кроме того, было установлено, что соглашение между ООО «Минерал Трейдинг» и ОАО «Сильвинит» является «вертикальным». Запрещенное соглашение привело к установлению цены перепродажи хлористого калия. Выданные ФАС России предписания направлены на стабилизацию ситуации, развитие конкуренции на рынке хлористого калия и на обеспечение продовольственной безопасности государства.

Арбитражный суд Московской области подтвердил правомерность привлечения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» к административной ответственности. Общество было оштрафовано на 1,5 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке обессульфаченной фосфорной кислоты. Продукты переработки обессульфаченной фосфорной кислоты необходимы в автомобильной и пищевой промышленности.

4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.

 

Регулирование государством рынка в странах с развитой рыночной экономикой является основной частью общегосударственных программ развития народного хозяйства. Формы такого регулирования многообразны, они не исключают возможность прямого вмешательства государства в хозяйственную жизнь посредством целевого регулирования цен. Отношения между товаропроизводителями должны строиться не только на основе свободных, но и на основе регулируемых договорных цен. Такие цены должны отражать реальные затраты, нормальную прибыль и сдерживать ценовую интервенцию со стороны монополий. Это позволит снизить инфляцию и ослабить рост цен на потребительские товары.

Основные типы монополизма далеко не однородны. По мнению профессора АЯ. Лившица, если одни монополистические структуры опасны для экономики и должны быть демонтированы, то некоторые другие заслуживают совсем иного отношения. Довольно отчетливо видны очертания зоны естественного монополизма, в которую можно включить технологические олигополии, государственные естественные монополии и те, что связаны с лидерством в области научно-технического прогресса. Такие образования не противоречат устройству рыночного хозяйства и вполне с ним совместимы.

Для разрушения всех видов абсолютного монополизма необходимо:

                  ликвидация командно-административной системы управления,

                  разукрупнение больших и повышение роли малых и средних предприятий,

                  создание конкурирующих производств (в том числе коллективных предприятий и индивидуальных хозяйств),

                  организация обществ потребителей, антимонопольного законодательства, способствующего развитию нормальной конкуренции.

В целях борьбы с монопольными явлениями в экономике государственные органы проводят различные программы "демонополизации".

Как известно демонополизация должна была стать второй, наряду с приватизацией, (если не первой) основой рыночных преобразований существовавшей до 90-х годов централизованной дефицитной экономики. Отчасти именно с недостатком внимания к этой второй составляющей реформ связано несовершенство их результатов. Сплошь и рядом частные структуры приобрели монопольную власть над потребителем, а возникшие условия хозяйствования очень далеки от либерального идеала равенства возможностей и одинаковых правил игры для всех участников. Однако "демонополизацию" при всей ее актуальности ни в коем случае нельзя понимать упрощенно, как стремление "расчленять" компании, имеющие доминирующее положение на рынках. В современном понимании демонополизация означает широкий спектр мер, направленных на развитие конкуренции в тех сферах, где она искусственно ограничена. Эти меры всегда должны быть выверены с точки зрения принципа "не навреди" по отношению к работающим экономическим структурам. К арсеналу этих мер, например, относятся:

- снижение административных и экономических барьеров для входа на рынок новых поставщиков;

- поддержка создания параллельных конкурирующих структур и ввоза товаров на монополизированные рынки;

- поддержка формирования рынков новых товаров и услуг:

- развитие информационной и товаропроводящей инфраструктуры;

- содействие усилению рыночной ориентации поведения предприятий и их конкурентоспособности на межрегиональных и международных рынках.

Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров

Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.

Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические средства из одних отраслей экономики должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития  малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к  кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.

Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.

Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.

В это время хозяйствующие субъекты склонны активнее аппелировать к органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на  незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.

Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию «своего» региона, введение ограничений по перемещению товаров, «антикризисного» регулирования отдельных предприятий и дополнительных обременений для бизнеса.

В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений. 

В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка природного газа, авиатопливообеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.

Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2010 год по оценкам экспертов длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза с 142 до 80 дней[1]. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.

Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

Конкурентная политика в условиях затянувшегося кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.

Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.

Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.

В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.

Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов.

В-третьих, в целях совершенствования авиатопливообеспечения необходимо установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливо-заправочных комплексах в аэропортах,

В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:

- сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок до вступления в силу законодательства о снятии административных ограничений, а также моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2010 года (налоговые органы используют показатели эффективности предпринимательской деятельности  компании в качестве одного из важнейших критериев назначения налоговой проверки);

- обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.

- упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения;

- расширения рынка сбыта продукции предприятий малого бизнеса за счет увеличения возможности участия в проведении специализированных торгов по государственным закупкам (повышение величины максимального лота).

В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.

В-шестых,  формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.

Информация о работе Монополизм в современной России