Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.
Введение
1. Сущность монополии. Понятие монополизма.
2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.
3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.
4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.
Заключение
Список литературы
На 12.01.2011 года принято более 110 решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства: на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой-ядрицы, соли, а также в отношении действий органов власти. По делам, возбужденным по признакам нарушения Закона о торговле за указанный период принято более 55 решений.
По состоянию на 12.01.2011 антимонопольными органами по результатам 113 рассмотренных дел наложены оборотные и иные штрафы в соответствии с КоАП РФ на общую сумму 31,9 миллионов рублей.
ФАС России продолжит рассмотрение возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства и осуществление иных мер по пресечению таких нарушений.
Таким образом, рынок молока и молочной продукции наряду с другими рынками социально значимых продуктов питания находится в сфере постоянного внимания антимонопольных органов. Территориальными органами осуществляется постоянный мониторинг ситуации на указанных рынках и при обнаружении признаков антимонопольного законодательства возбуждаются соответствующие дела.
В течение всего года и по настоящее время (ноябрь 2011 г.) Федеральная антимонопольная служба проверяет обоснованность роста цен на лекарства.
ФАС России пристально следит за соблюдением законодательства на рынке лекарственных препаратов. По всей стране выявляются и пресекаются случаи нарушений порядка ценообразования на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших. Результаты проверки будут обнародованы только в начале следующего года.
Только в Москве по данным ежемесячного мониторинга цен в крупнейших аптечных сетях за полгода выявлено более 80 случаев нарушения порядка ценообразования. По всем фактам наложены административные штрафы.
Также масштабным проверкам был подвергнут в 2010 году сектор минеральных удобрений. Установление монопольных цен и стремление ряда компаний получить завышенную прибыль негативно отражается на работе агрохимической отрасли в целом, а в условиях последствий экономического кризиса это просто недопустимо.
Антимонопольная служба оштрафовала ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» более чем 1,5 рублей за антиконкурентные действия на рынке обессульфаченной фосфорной кислоты. Компания допустила экономически и технологически необоснованный отказ от поставки продукции на ОАО «Воскресенский НИУиФ», а также создание дискриминационных условий и ущемлении экономических интересов ОАО «Воскресенский НИУиФ» в 2008 году.
ФАС России оштрафовала ОАО «Сильвинит», ООО «Минерал Трейдинг» и ОАО «Уралкалий» более чем на 264 млн рублей за согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. Кроме того, было установлено, что соглашение между ООО «Минерал Трейдинг» и ОАО «Сильвинит» является «вертикальным». Запрещенное соглашение привело к установлению цены перепродажи хлористого калия. Выданные ФАС России предписания направлены на стабилизацию ситуации, развитие конкуренции на рынке хлористого калия и на обеспечение продовольственной безопасности государства.
Арбитражный суд Московской области подтвердил правомерность привлечения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» к административной ответственности. Общество было оштрафовано на 1,5 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке обессульфаченной фосфорной кислоты. Продукты переработки обессульфаченной фосфорной кислоты необходимы в автомобильной и пищевой промышленности.
Регулирование государством рынка в странах с развитой рыночной экономикой является основной частью общегосударственных программ развития народного хозяйства. Формы такого регулирования многообразны, они не исключают возможность прямого вмешательства государства в хозяйственную жизнь посредством целевого регулирования цен. Отношения между товаропроизводителями должны строиться не только на основе свободных, но и на основе регулируемых договорных цен. Такие цены должны отражать реальные затраты, нормальную прибыль и сдерживать ценовую интервенцию со стороны монополий. Это позволит снизить инфляцию и ослабить рост цен на потребительские товары.
Основные типы монополизма далеко не однородны. По мнению профессора АЯ. Лившица, если одни монополистические структуры опасны для экономики и должны быть демонтированы, то некоторые другие заслуживают совсем иного отношения. Довольно отчетливо видны очертания зоны естественного монополизма, в которую можно включить технологические олигополии, государственные естественные монополии и те, что связаны с лидерством в области научно-технического прогресса. Такие образования не противоречат устройству рыночного хозяйства и вполне с ним совместимы.
Для разрушения всех видов абсолютного монополизма необходимо:
ликвидация командно-административной системы управления,
разукрупнение больших и повышение роли малых и средних предприятий,
создание конкурирующих производств (в том числе коллективных предприятий и индивидуальных хозяйств),
организация обществ потребителей, антимонопольного законодательства, способствующего развитию нормальной конкуренции.
В целях борьбы с монопольными явлениями в экономике государственные органы проводят различные программы "демонополизации".
Как известно демонополизация должна была стать второй, наряду с приватизацией, (если не первой) основой рыночных преобразований существовавшей до 90-х годов централизованной дефицитной экономики. Отчасти именно с недостатком внимания к этой второй составляющей реформ связано несовершенство их результатов. Сплошь и рядом частные структуры приобрели монопольную власть над потребителем, а возникшие условия хозяйствования очень далеки от либерального идеала равенства возможностей и одинаковых правил игры для всех участников. Однако "демонополизацию" при всей ее актуальности ни в коем случае нельзя понимать упрощенно, как стремление "расчленять" компании, имеющие доминирующее положение на рынках. В современном понимании демонополизация означает широкий спектр мер, направленных на развитие конкуренции в тех сферах, где она искусственно ограничена. Эти меры всегда должны быть выверены с точки зрения принципа "не навреди" по отношению к работающим экономическим структурам. К арсеналу этих мер, например, относятся:
- снижение административных и экономических барьеров для входа на рынок новых поставщиков;
- поддержка создания параллельных конкурирующих структур и ввоза товаров на монополизированные рынки;
- поддержка формирования рынков новых товаров и услуг:
- развитие информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
- содействие усилению рыночной ориентации поведения предприятий и их конкурентоспособности на межрегиональных и международных рынках.
Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жесткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги. В условиях мирового экономического кризиса эта ситуация усугубляется тем, что зарубежные государства в силу повсеместного сжатия спроса предпринимают и будут предпринимать активные действия по защите собственных рынков и поддержке своих предприятий-экспортеров
Одновременно, Правительством Российской Федерации реализуются антикризисные меры, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и на поддержку отдельных отраслей экономики.
Высвобождающиеся финансовые ресурсы, персонал, материально-технические средства из одних отраслей экономики должны без ограничений «перетекать» в другие отрасли, что возможно только при благоприятной конкурентной среде. Кроме того, стоит задача минимизации негативного влияния антикризисных мер на конкуренцию и формирование основы для будущего развития. Одной из важнейших задач в период кризиса является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.
Скорость открытия нового бизнеса, получения кредитных ресурсов, оформления разрешительных документов в органах власти и пр. приобретают в условиях кризиса особое, нередко решающее значение.
Снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров позволит увеличить средства, направляемые на поддержание основной деятельности существующих бизнес-проектов и создаст условия для привлечения в экономику новых предпринимателей.
В это время хозяйствующие субъекты склонны активнее аппелировать к органам государственной власти для использования инструментов государственного регулирования и вмешательства в конкурентной борьбе. Этот фактор повышает значение антимонопольного реагирования на незаконные действия должностных лиц органов власти в интересах отдельных хозяйствующих субъектов.
Однако принимаемые в условиях кризиса местными органами власти экстренные меры поддержки зачастую могут наносить вред конкурентной среде страны в целом. Так, в некоторых регионах действия органов власти направлены на изоляцию «своего» региона, введение ограничений по перемещению товаров, «антикризисного» регулирования отдельных предприятий и дополнительных обременений для бизнеса.
В ряде естественно-монопольных сфер отсутствует ответственность за нарушение правил доступа к услугам, в связи с чем контроль таких правил осуществляется антимонопольным органом по процедурам, предусмотренным для нарушений антимонопольного законодательства. Такая форма контроля связана со значительными временными издержками, что в условиях стремительно меняющейся обстановки затягивает сроки принятия решений.
В ряде сфер действующий порядок доступа не обеспечивает соблюдения принципа недискриминационности и нуждается в совершенствовании. К таким сферам относятся транспортировка природного газа, авиатопливообеспечение, а также распределение грузовых вагонов между операторами подвижного состава.
Необходимо отметить, что в мире отмечается значительное сокращение времени совершения сделок, осуществления слияний и поглощений. Только за 2010 год по оценкам экспертов длительность совершения таких сделок сократилась в 2 раза с 142 до 80 дней[1]. При этом зачастую альтернативой слиянию является банкротство компании. В связи с этим излишние и длительные процедуры согласования крайне нежелательны и могут привести к снижению конкурентоспособности российских предприятий по сравнению с зарубежными компаниями.
Важной антикризисной мерой поддержки отечественной экономики является поддержка спроса путем расширения закупок для государственных нужд, а также нужд государственных корпораций и естественных монополий. Однако данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.
Конкурентная политика в условиях затянувшегося кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.
Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.
Во-вторых, при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Целесообразно силами антимонопольного органа провести серию контрольных мероприятий на предмет выявления нарушений, связанных с созданием органами власти необоснованных препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности.
В-третьих, нужно упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.
Также необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов.
В-третьих, в целях совершенствования авиатопливообеспечения необходимо установление запрета на совмещение деятельности по реализации авиатоплива с иными видами деятельности по авиатопливообеспечению и разработка правил доступа к услугам топливо-заправочных комплексах в аэропортах,
В-четвертых, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем:
- сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок до вступления в силу законодательства о снятии административных ограничений, а также моратория на налоговые проверки убыточных компаний по итогам 2010 года (налоговые органы используют показатели эффективности предпринимательской деятельности компании в качестве одного из важнейших критериев назначения налоговой проверки);
- обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе.
- упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения;
- расширения рынка сбыта продукции предприятий малого бизнеса за счет увеличения возможности участия в проведении специализированных торгов по государственным закупкам (повышение величины максимального лота).
В-пятых, сокращение количества сделок, подлежащих предварительному согласованию с ФАС России, в первую очередь исключение обязательного согласования сделок внутри группы лиц.
В-шестых, формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.