Монополизм в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание

Вопрос о монополизме в условиях современной экономической системы ставится достаточно часто. Дело в том, что данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как до сих пор остаются невыясненными сущность монополизма и монополий, формы их проявления на различных этапах развития общества и социально-экономическая сущность в условиях развивающейся открытой экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность монополии. Понятие монополизма.
2. Причины возникновения и существования монополизма в современной экономике.
3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.
4. Пути устранения негативных последствий монополизма. Антимонопольная политика.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Монополизм.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

Монополизация всех сторон жизни - одно из коренных свойств России. В сфере политики она выражается в абсолютизме, самодержавии и тоталитаризме. В экономике - в сосредоточении средств производства и жизненных средств в руках небольшой группы людей - олигархов и элиты. В географии - столицы торжествуют над провинцией, а мегаполисы над поселками.

Во всех случаях монополии возникают из-за экономических выгод, которые они получают в результате установления на рынке монопольных цен.

Опираясь на все выше сказанное, обозначим причины монополизации. К ним относят следующие: 

1)                 тенденция к инерционности экономической системы, которая заключается в том, что, достигнув определенных преимуществ, хозяйствующий субъект не желает с ними расставаться и пытается защитить их от соперников;

2)                 концентрация производства, которая возникает вследствие наличия производственно-технологических либо организационно-управленческих преимуществ отдельного хозяйствующего субъекта;

3)                 дифференциация продукта потребителями, которая проявляется в том, что для потребителя не является важным наименование производителя товара, являющегося в данной отрасли примерно однородным.

Основной формой проявления монополизма считается монополия. Возникновение монополий обусловлено несколькими причинами:

1)                 регулирование государства, которое проявляется в фиксации определенных сфер предпринимательской активности в качестве монополий с целью защиты интересов государства и общества либо вследствие наличия объективной экономической необходимости;

2)                 действия хозяйствующих субъектов, направленные на достижение концентрации капитала с помощью реорганизации, слияния, использования эффективных форм организации деятельности, освоения ранее неразвитых рынков товаров и услуг; 

3)                 обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации субъектов.

В качестве обобщения можно сказать, что возникновение монополии связано с различными процессами и явлениями – монопольную власть может использовать непосредственно рынок, государство либо международные субъекты. Причем важнейшим ее элементом выступает конкуренция, так как именно она рождает заинтересованность у хозяйствующих субъектов максимально эффек­тивно использовать имеющиеся факторы производства с целью получения максимально возможной прибыли и достижения положительного эффекта от масштаба производства. С этой же целью появляется необходимость стимулировать научно-технический прогресс, что также приводит к укрупнению производства. Нельзя забывать и о санирующей функции, выполняемой рыночной конкуренцией, – об укрупнении и укреплении устойчивых предприятий и поглощении неэффективных.

Монополию можно определить как одну из организационных форм рыночной структуры, которая полностью противостоит конкуренции. Монополизм – это проявление единства и борьбы частных производителей за монополистическое господство. Таким образом, данное понятие отличается от монополии тем, что оно характеризует процесс возникновения и развития монополии. Соответственно, монополизм является сложным процессом концентрации и централизации в производственной и непроизводственной сферах – в производстве, распределении, обмене и потреблении, и, следовательно, как экономическая категория представляет собой теоретическое выражение производственных отношений, характеризующих условия возникновения и состояние монополистического положения хозяйствующего субъекта.

Монополизация разворачивается на разных уровнях и имеет в своей структуре несколько составляющих. Начало ее может заключаться в охвате отдельных отраслей, затем – в производстве в целом, в дальнейшем – в проникновении данного явления в другие области, например, в область финансов, в сферу обмена. Причем происходит это с целью достижения основной, целевой функции – получения монополистической прибыли. Соответственно, можно предложить определение монополизма как экономической категории, выражающей экономические отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации их экономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочении монопольных позиций в отрасли и на рынке и в целях реализации своей целевой функции – получения монопольной прибыли (сверхприбыли).

Несмотря на все отрицательные стороны монополизации экономики нельзя не отметить положительные.

Основное неоспоримое преимущество монополий заключается в эффективности производства.

Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно - конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример – компания Apple, основанная в середине 70-х годов двумя молодыми предпринимателями, ныне имеющая (по состоянию на 2011 год)  60,4 тыс. человек сотрудников в многих странах мира, рыночная капитализация 338,8 млрд. долл., выручка за 2010 налоговый год составила 65,23 млрд. долл., чистая прибыль — 14,01 млрд. долл.)

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым, сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Так же к положительной стороне монополизации экономики следует отнести и влияние на конкуренцию.

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция - монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. "конкурро" - сталкиваться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.

В какой то степени благоприятное влияние монополизма сказывается и в снижение цен.

Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

Монополизм способствует развитию малого и среднего бизнеса.

В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.

 


3. Негативное влияние монополизма на экономику России. Примеры 2011г.

 

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

В качестве примеров негативных последствий монополизма рассмотрим ситуацию в российской экономике 2010 и 2011 годов. Для этого воспользуемся информацией с официального сайта Федеральной антимонопольной службе (ФАС) Российской Федерации www.fas.gov.ru, а также другими источниками.

За прошедшие 2010 и 2011 года многим компаниям и потребителям пришлось столкнуться с тем, что цены на продукцию или сырье только растут. Одна из причин, как считают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) Российской Федерации, в том, что в пошедший, но еще не исчерпавший себя, кризис 2008-2009 гг. существенно проявилась монополизация отдельных рынков. «ФАС никогда не оставляла без внимания действия монополистов, но в последнее время усилились негативные проявления с их стороны», - заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

Наиболее яркими примерами стали расследования ведомства против крупнейших нефтяных компаний: «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛА», «Роснефти», ТНК-ВР.

Начнем с истории. В 2008 году ФАС России признала, что в 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в:

- установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты;

- создании дискриминационных условий для покупателей;

- установлении экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен на нефтепродукты.

Все решения и предписания ФАС России по данным делам были обжалованы нефтяными компаниями в арбитражных судах.

Информация о работе Монополизм в современной России