Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что  чисто рыночной экономики нет  ни в одной стране мира. Экономический  механизм в развитых странах включает два органично взаимосвязанных  блока – рыночную саморегуляцию  и государственное регулирование. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных  регуляторов. Например, в Швеции или  Нидерландах государство намного  активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования  более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. Переход от планового хозяйства  к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для  его нормального функционирования.

Роль государства в  регулировании экономики определяется созданием условий не только для  функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, так  и во внешней политике.

Вместе с тем при  переходе к рыночной экономике выполняемые  государством функции в экономических  процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется  правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством прежде всего должны сохраняться следующие  функции:

  • эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
  • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
  • формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
  • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
  • реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
  • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
  • проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
  • формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
  • поддержка социально незащищенных групп населения;
  • охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
  • формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
  • обеспечение национальной безопасности страны;
  • создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
  • разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

Для регулирования социально-экономических  процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости  от сложившейся социально-экономической  ситуации, накопленного опыта, выбранной  модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов  государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками. Необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д. Требуется правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как разгосударствление и приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью данных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

Важной задачей государства  в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются: бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, ценовое регулирование, амортизационная политика, прямые методы регулирования – государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования – разработка прогнозов  и программ. Их объектами являются как страна, так и отдельные  отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления  деятельности (привлечение в экономику  иностранных инвестиций, разгосударствление и приватизация, занятость и т.д.).

Одним из важнейших условий  реализации государством своих функций  по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры  государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать  в новой экономической и политической среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию  государственной и частной экономической  деятельности в социальных целях» (п. 5, ст. 13).

В соответствии с Конституцией (п. 4, ст. 107) Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной  и денежной политики, государственной  политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

Действующая система государственного управления Республики Беларусь, построенная  по функционально-отраслевому и  территориальному принципам, включает министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные  органы соответствующих министерств, облисполкомы и Минский горисполком, а также райисполкомы, горисполкомы и местные администрации. Необходимо отметить, что сложившаяся система  государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в  полной мере обеспечивает эффективное  взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих  полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления. Задачи обеспечения перехода к устойчивому  развитию экономики требуют повышения  эффективности взаимодействия органов  отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем.

34. Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономичес-кого развития страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главные цели – достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Система государственных прогнозов  социально-экономического развития Республики Беларусь включает прогнозы на:

  • долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
  • среднесрочную перспективу – Программу социально-экономи-ческого развития Республики Беларусь на 5 лет;
  • краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-эко-номического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния  и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических  связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической  обстановки. Они разрабатываются  исходя из комплексного анализа сложившихся  социально-экономической, демографической  и экологической ситуаций, научно-технического и производственного потенциалов  Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и  перспективы изменения указанных  факторов.

Прогнозы разрабатываются в  целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия  внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов  и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

Национальная стратегия разрабатывается  один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В этом документе с учетом состояния  и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений  определяются направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и  инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии  один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода  осуществляется разработка Основных направлений  социально-экономического развития на 10-летний период  
(с разбивкой первого пятилетия по годам), где определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. Материалы НСУР и Основных направлений в целях обеспечения преемственности экономической политики государства используются при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В Программе отражаются:

  • оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период;
  • концепция Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу;
  • макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и валютную, ценовую;
  • социальная политика;
  • институциональные преобразования;
  • инновационно-инвестиционная и структурная политика;
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • развитие реального сектора экономики;
  • проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

На краткосрочную перспективу разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые включают:

  • основные показатели социально-экономического развития, важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;
  • характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;
  • перечень государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам, закупкам товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
  • государственную инвестиционную программу;
  • целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.

Годовые прогнозы являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений  денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

35. Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Ее конечными целями являются: стабильность экономического роста, низкие уровни безработицы и инфляции, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.

Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь ежегодно утверждаются Национальным банком Республики Беларусь. Этот документ является составной  частью единой государственной экономической, финансовой и налогово-бюджетной  политики. Он составляется на основании  итогов, достигнутых в социально-экономической, денежно-кредитной сферах, с учетом состояния валютного рынка и  банковской системы за предшествующий период, а также целей и задач, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь, Законом  «О бюджете Республики Беларусь».

Определяющее значение для формирования денежно-кредитных показателей и  особенно рублевой денежной массы имеет  участие Национального банка  в финансировании дефицита республиканского бюджета,  
а также кредитование банками реального сектора экономики.

Информация о работе Национальная экономика