Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие, структура и критерии эффективности налоговой системы……5
1.1.Понятие и принципы построения налоговой системы…………........5
1.2.Функции налогов……………………………………………………….8
1.3.Классификация налогов………………………………………………10
2.Особенности и проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь………13
2.2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь……………...14
2.3.Налоги и сборы Республики Беларусь………………………………15
2.4.Проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.Направления совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь…………………………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Понятие, структура и
критерии эффективности
1.1.Понятие и принципы
построения налоговой системы……
1.2.Функции налогов……………………………
1.3.Классификация налогов……………
2.Особенности и проблемы
функционирования налоговой
2.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь………13
2.2.Принципы налоговой
системы Республики Беларусь………
2.3.Налоги и сборы Республики Беларусь………………………………15
2.4.Проблемы функционирования
налоговой системы Республики
Беларусь…………………………………………………………
3.Направления
Беларусь…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.
Успешность поступления
налогов, понимание налогоплательщиками
объективной необходимости их уплаты
во многом определяются уровнем налоговой
культуры общества, которая может
быть сформирована в процессе обучения
подрастающих поколений. Можно и
даже нужно через систему
Актуальность этой темы в
том, что Налоговая система
Налоговая система Беларуси будет
претерпевать постоянное обновление правовых
и законодательных актов. В первую
очередь изменения должны быть направлены
на активизацию
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений
в обществе с момента возникновения
государства. Помимо сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для воздействия государства
на сферу экономики, политики и социальной
защиты граждан. И поэтому изучение
теоретических и практических основ
налогообложения необходимо не только
студентам экономических
Цель данной работы в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне рассмотреть характеристику налогов, а также раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь.
Для раскрытия этой цели, поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие налоговой системы;
- дать классификацию налоговой системы и определить ее функции;
- показать принципы построения налоговой системы;
- охарактеризовать построение налоговой системы Республики Беларусь;
- изучить нормативно-правовое регулирование налоговой системы Беларуси;
- определить пути совершенствования налоговой системы.
В первой главе представлена налоговая система в общем, её основные принципы, понятия и методы построения. Вторая глава представляет собой рассмотрение налоговой системы Республики Беларусь, её основные отечественные тенденции развития, проблемы функционирования. Третья глава посвящена решению, усовершенствованию налоговой системы Беларуси, ее основным путям дальнейшего развития.
В данной работе были использованы материалы учебных пособий, статьи экономических журналов, сведения официальных сайтов Республики Беларусь.
1.ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1.1.Понятие и принципы построения налоговой системы.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.
Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Первой теоретической работой, посвященной проблемам налогообложения, является "Трактат о налогах и сборах" У. Петти, изданный в 1662 г.[1]. В ней автор последовательно рассмотрел проблемы необходимости налогообложения и различных видов государственных расходов, различные способы взимания налогов и типичные формы налогообложения.
В современном мире научный подход к построению рациональной системы налогообложения предполагает, во-первых, системность, во-вторых, установление основополагающей базы этой системы и, в-третьих, формирование правовой базы, направленной на претворение в жизнь основных налоговых принципов.
Требование системности состоит в том, что все налоги должны быть взаимосвязаны и органически дополнять друг друга, не вступать в противоречие с системой налогообложения в целом и с отдельными ее элементами. Основополагающей базой построения налоговой системы является объем бюджетных расходов. Налоги - не самоцель, а средство для выполнения государством своих функций, и с этих позиций они производны от государственных расходов. Налоговая система - продукт налогового законодательства. Она создается в результате принятия ряда законодательных актов, которые закрепляют как определенные принципиальные положения, так и виды налогов, порядок исчисления и взимания каждого из них, обязательный для всех субъектов налогообложения. Поскольку налоговая система - это совокупность разных видов налогов, подбираемых в целях реализации определенных принципов, она характеризуется прежде всего структурой налогов. Государственная налоговая политика находит воплощение в определенной структуре налогов, которая изменяется под влиянием экономических, социальных и политических факторов.
Принципы построения налоговой
системы государства
- налоги должны уплачиваться
в соответствии со
- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
- время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
- каждый налог должен
быть задуман и разработан
так, чтобы он брал из
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
- Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
- Справедливость. Принцип
справедливости означает, что, с
одной стороны, все
- Определённость. Нормативные
акты до начала налогового
периода должны определить
- Удобство (привилегированность)
для налогоплательщика.
- Экономичность. Издержки
по собиранию налогов не
- Пропорциональность. Предполагает
установление ограничения (
- Эластичность. Подразумевает
быструю адаптацию к
- Однократность налогообложения.
- Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
- Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т.д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
- Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
- Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.
Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства[2].
Необходимость налогов вытекает
из классических функций государства,
которое выполняет
Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.
Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена в финансовой системе; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги. по мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий – государственные доходы и расходы, а на их основе – категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.
Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования