Налоговая система и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие, структура и критерии эффективности налоговой системы……5
1.1.Понятие и принципы построения налоговой системы…………........5
1.2.Функции налогов……………………………………………………….8
1.3.Классификация налогов………………………………………………10
2.Особенности и проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь………13
2.2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь……………...14
2.3.Налоги и сборы Республики Беларусь………………………………15
2.4.Проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.Направления совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь…………………………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!.docx

— 77.36 Кб (Скачать документ)

Прибыль резидентов Свободных  экономических зон (СЭЗ), полученная от такой реализации освобождается  от обложения налогом на прибыль  в течение пяти лет. В последующем - налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов  от общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12 процентов. Резиденты СЭЗ освобождены от налога на недвижимость.

При реализации в республике импортозамещающей продукции собственного производства налог на добавленную  стоимость, исчисляемый по ставке 20 процентов, уплачивается в половинном размере.

Парк высоких технологий.

Резидентам Парка предоставлены  значительные налоговые льготы, позволяющие  не уплачивать основные налоги: налог  на прибыль, НДС, налог на недвижимость. Доходы, которые получают физические лица от резидентов парка, облагаются по ставке 9% вместо установленных в  стране 12%. Социальные отчисления производятся по ставке 34% не с общей суммы фонда  оплаты труда, а с суммы фонда  оплаты труда, превышающей однократный  размер средней заработной платы  работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены социальные платежи.

С доходов, получаемых от резидентов парка иностранными компаниями по долговым обязательствам, роялти, лицензиям  и в виде дивидендов, налог взимается  в размере не превышающем 5%.

Резидентами парка могут  стать компании, осуществляющие деятельность исключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, а также в области естественных и технических наук (научно-исследовательские, опытно-технологические работы). Компании, деятельность которых не полностью  соответствует названным направлениям, могут зарегистрировать в парке  бизнес-проект и пользоваться аналогичными льготами в отношении бизнес-проектов.

В республике особое внимание уделяется созданию оптимальных  условий для развития малого бизнеса. Для этой цели разработана упрощенная система налогообложения. На упрощенную систему могут претендовать компании с численностью работников до 100 человек и размером годовой выручки не более 980 тысяч евро. Привлекательность упрощенной системы налогообложения состоит в ведении упрощенного учета, а также в том, что уплата одного налога заменяет практически все налоги. А компании с численностью работников до 15 человек и выручкой не более 280 тысяч евро в год применяют упрощенную систему без уплаты НДС.

Ставка налога при упрощенной системе установлена:

- для компаний, не уплачивающих НДС - 8% от выручки,

- для компаний, уплачивающих НДС - 6% от выручки.

Налогоплательщик имеет  право выбрать УСН с уплатой  НДС или без уплаты НДС.

Еще один льготный режим  налогообложения введен в 2008 году Декретом Президента Республики Беларусь № 1 и  направлен на активизацию бизнеса  в малых городах и сельской местности. Компании, созданные в  населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек и осуществляющие там свою деятельность, освобождаются  в течение семи лет от налога на прибыль в отношении реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, не уплачивают налог на недвижимость и местные налоги[7].

1.4.Проблемы функционирования  налоговой системы республики  Беларусь.

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства  одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

В этих условиях предъявляются  очень высокие требования к механизму  налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой  активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время  он должен способствовать качественному  прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных  пропорций между ними, побуждать  предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования.

Kак известно, Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка.

Для повышения налоговой  системы Республики Беларусь нужно  знать её основные недостатки. К  проблемам налоговой системы  Республики Беларусь относятся:

1) Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.

2) Практикуется многократное  обложение разными налогами одной  и

той же базы (в частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы), что приводит к неравномерности  налоговой нагрузки на предприятия  и отрасли национальной экономики.

3) Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относятся отчисления в республиканский фонд единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (ставка 2%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий, скопления остатков готовой продукции на складах, сокращения экспорта из-за ценовой неконкурентоспособности белорусских товаров.

4) Неэффективная система  налоговых льгот отдельным отраслям  и видам производств, которая,  в конечном счете, приводит  только к расширению круга  фактически убыточных и малорентабельных  предприятий[8].

5) Существование большого  числа налогов, неоправданно относимых  на себестоимость продукции (экологический,  земельный и др.). При этом стоит  отметить, что факт отнесения  налогов и сборов на себестоимость  продукции не имеет должного  теоретического обоснования. Отнесение  части налогов на себестоимость  ведёт к удорожанию продукции,  создавая тем самым основу  для роста цен.

6) Структура ставок подоходного налога основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих доходов. Но на практике это не приводит к заметному увеличению поступлений от названного налога в бюджет или повышению той доли поступлений, которую обеспечивает население с высокими доходами. И не только в связи с незначительным удельным весом таких групп населения, но и в основном из-за ухода высоких доходов в теневую экономику. При прогрессивной шкале даже людям со средними доходами невыгодно иметь дополнительные доходы, поскольку нередко почти весь их прирост фактически уходит в налоги[9].

7) Нестабильность налогового  законодательства, что ведет как  к произволу в системе налогового  администрирования и отсутствию  правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.

8) Отсутствие системного  подхода в налоговой политике, обеспечивающей устойчивый экономический  рост, и соответствующей национальной  модели экономики.

9) С сожалением следует  отметить, что становление современной  белорусской налоговой системы  сопровождалось значительным ростом  числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в неисполнении  налогоплательщиками своих обязанностей  государство ежегодно недополучает  от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение  от уплаты налогов получило  широкое распространение и является  главной причиной не поступления  налогов в государственную казну. 

Достаточно часто субъектам  предпринимательства удается уклониться от уплаты налогов за счет манипуляции  с ценами на реализуемую продукцию, оказываемые услуги и выполняемые  работы. Одним из примеров таких  налоговых уклонений является трансфертное ценообразование.

В Беларуси налоговое законодательство не содержит способов борьбы и мер  ответственности за использование  трансфертных цен, однако определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, пункт 3 ст. 20 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь гласит, что «в случае, если организации  и (или) физические лица, признанные взаимозависимыми лицами, при взаимоотношениях друг с другом применяют цены, ставки, тарифы, условия договоров, отличные от применяемых между иными организациями  и физическими лицами, налоговые  органы вправе определить налоговые  обязательства взаимозависимых  лиц так, как если бы они осуществляли деятельность в обычных условиях».

10)Нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. В торговле с Россией, к примеру, одних заявлений надо представлять в налоговую инспекцию 3 экземпляра плюс требуется их электронная версия.

По налогу на прибыль по-прежнему часто возникают вопросы, связанные  с учетом в целях налогообложения  отдельных видов затрат, например на рекламу. А с принятием Особенной  части Налогового кодекса камнем преткновения стала и льгота по капвложениям, для получения которой следует  выполнить ряд условий, связанных  с амортизационным фондом. В результате льгота есть, но воспользоваться ей многие не могут из-за сложного механизма  применения. А экологический налог  у нас включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчёты  по нему также совсем не просто.

11) Одна из проблем носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые нормы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни.

Постоянно меняющееся налоговое  законодательство вызывает нестабильность налоговой системы. Частые пересмотр  видов, условий, норм налогообложения  оказывает негативное влияние на экономику. Это ослабляет эффективность  налоговых льгот, препятствует притоку  иностранных инвестиций. Налоговое  законодательство должно быть простым, понятным для налогоплательщиков, исключающим  двойное налогообложение, множество  дифференцированных ставок и сложные  расчёты. Белорусское налоговое  законодательство по-прежнему объемно. Его нормы распылены по большому количеству нормативно-правовых актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения, причём не всегда улучшающих их содержание.

Разночтения и нестыковки имеют место в классификации  налогов на республиканские и  местные между Общей частью налогового Кодекса, законами о Бюджете Республики и действительностью.

Налоговая система Беларуси строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству. Этому вопросу посвящена  статья 2 Общей части Налогового кодекса «Основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь. Однако такой  важнейшей проблеме, как устранение двойного налогообложения в ней  места не нашлось. Ненадлежащее отношение  к этому аспекту приводило  к путанице и двойным вычетам. Так, два родственных отчисления – в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции и местные фонды  стабилизации экономики долгое время  взимались одновременно из выручки  и даже без корректировки налоговой  базы. Дважды включались в расчёт таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление при исчислении НДС при ввозе  подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь. Таможенная пошлина  также включается и поныне[10].

12) Высокая периодичность уплаты налогов. Большинство из них уплачивается у нас раз в месяц. Только с 2010 года налог на прибыль и НДС при определённом размере выручки можно уплачивать раз в квартал. А в ряде государств отчетным периодом по налогам является календарный год[8].

Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:

  • сложное законодательство;
  • нечеткость изложения некоторых норм;
  • высокая периодичность уплаты налогов;
  • большое количество налогов и сборов;
  • относительно высокие налоговые ставки;
  • жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
  • высокое налоговое бремя;
  • значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
  • частые случаи уклонения т уплаты налогов;
  • большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов.

Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования