Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие, структура и критерии эффективности налоговой системы……5
1.1.Понятие и принципы построения налоговой системы…………........5
1.2.Функции налогов……………………………………………………….8
1.3.Классификация налогов………………………………………………10
2.Особенности и проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь………13
2.2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь……………...14
2.3.Налоги и сборы Республики Беларусь………………………………15
2.4.Проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.Направления совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь…………………………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..35
Во-первых, движение стоимости
в налоговых отношениях носит
безвозмездный характер, а во-вторых,
односторонний. При уплате налогоплательщиком
налогов государству
Используемые и
Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда.
Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно: налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.
Следовательно, исследуя сущность
налогов, можно дать следующее понятие
налогов. Налоги – это обязательные
платежи юридических и
Финансовые отношения
между государством и хозяйствующими
субъектами и населением по формированию
централизованного денежного
1.2.Функции налогов.
Сущность любой экономической категории раскрывается посредством её функций. Формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая и контрольная. Подробнее об этих функциях:
1) Фискальная функция
налогов проявляется в
Фискальная функция налогов
отражает форму принудительного
лишения принадлежащей
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.
Сформированные
2) Из выше сказанного
следует, что налоговые
Для стимулирующей функции
в отличие от фискальной характерно
стимулирование социально-экономической
деятельности налогоплательщика, приоритетных
для государства направлений. Стимулирующее
воздействие оказывается
3) Следующая функция налогов
распределительная, а точнее, перераспределительная.
Она обеспечивает процесс
Через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства.
Формирование государственного
бюджета на основе стабильного и
централизованного взимания налогов
превращает государство в крупнейший
экономический субъект. Распределительная
функция налогов носит
Распределительная функция
налогов обладает рядом свойств,
характеризующих многогранность ее
роли в воспроизводственном
4) Сегодня регулирующие
возможности налогов велики, поэтому
их можно рассматривать как
проявление регулирующей
Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений[3, с.14-19].
5) Контролирующая функция
налогов связана с тем, что
в таком случае возникает
Динамика поступления
налогов отражает динамику имеющих
место социально-экономических
Налоговая система – это совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов
1.3.Классификация налогов.
Для организации рационального управления налогообложением большое значение имеет классификация налогов. Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам. Классификацию можно представить следующим образом (рис.1, 2)[3, c.25].
Рис. 1. Классификация налогов по признакам [3, c.26]
Рис. 2. Классификация налогов по признакам[3, c.26]
Следовательно, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения.
Таким образом, в процессе развития общества ещё ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций и потребностей ему необходимы определённые средства, которые оно и получает благодаря взиманию налогов с физических и юридических лиц.Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь.
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах [3].
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
- Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- Декреты¸ Указы и
распоряжения Президента
- Постановления Правительства
Республики Беларусь, регулирующие
вопросы налогообложения и
- Нормативные правовые
акты республиканских органов
государственного управления, органов
местного управления и
Основными задачами налоговых служб являются:
• учет исчисленных и уплаченных налогов в бюджет
• разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов.
• осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции и др.
Таким образом, налоговая
система государства –
Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования