Налоговая система и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие, структура и критерии эффективности налоговой системы……5
1.1.Понятие и принципы построения налоговой системы…………........5
1.2.Функции налогов……………………………………………………….8
1.3.Классификация налогов………………………………………………10
2.Особенности и проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь………13
2.2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь……………...14
2.3.Налоги и сборы Республики Беларусь………………………………15
2.4.Проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.Направления совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь…………………………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!.docx

— 77.36 Кб (Скачать документ)
tify">Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и  т. д., являются одним из элементов  финансовых отношений и находятся  во взаимосвязи и взаимозависимости  с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы  в целом. В то же время налоги имеют  отличительные признаки, которые  выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

Во-первых, движение стоимости  в налоговых отношениях носит  безвозмездный характер, а во-вторых, односторонний. При уплате налогоплательщиком налогов государству отсутствует  встречное движение эквивалентной  стоимости, как это бывает в классическом акте купли-продажи.

Используемые и регламентируемые государством налоги, функционируя в  фазе распределения через разнообразные  способы налогового изъятия, оказывают  решающее влияние на другие фазы движения совокупного общественного продукта: на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного  производства и замедляя их.

Налог как специфическая  форма производственных отношений  оказывает влияние на основные факторы  общественного производства и различные  социальные группы. Работники, получив  заработную плату, расходуют ее преимущественно  на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в  зависимости от уровня оплаты труда.

Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно  своеобразно: налоги нейтральны к личному  потреблению предпринимателя, поскольку  его прибыль, как правило, превышает  затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.

Следовательно, исследуя сущность налогов, можно дать следующее понятие  налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части  общественного продукта.

Финансовые отношения  между государством и хозяйствующими субъектами  и населением по формированию централизованного денежного фонда  называются налоговыми отношениями.

1.2.Функции налогов.

Сущность любой экономической  категории раскрывается посредством  её функций. Формулировка функций налогов  вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций  обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая и  контрольная. Подробнее об этих функциях:

1) Фискальная функция  налогов проявляется в бесперебойном  обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Это основная  функция, характерная для всех  государств на различных этапах  их развития. Рост налогов в  ряде стран мир привел к  увеличению издержек производства, росту цен и удорожанию товаров.  Следствием этого стало снижение  темпов экономического роста.  Чрезмерное налогообложение некоторых  стран отрицательно отразилось  на материальном положении отдельных  социальных групп. По этим причинам  с середины 80-х годов XX в. заметно снижение налоговых поступлений. Однако, несмотря на некоторое снижение налоговых поступлений, их доля в национальном доходе остается высокой.

Фискальная функция налогов  отражает форму принудительного  лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности  в форме капитала или заработка  и может рассматриваться как  своеобразный вид эксплуатации со стороны  государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация  финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно  налоговым методом бюджетные  ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения  потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование  бюджетных ресурсов стимулирует  общественный прогресс.

2) Из выше сказанного  следует, что налоговые отношения  включают стимулирующую функцию,  которая реализуется через систему  льгот, исключений, предпочтений, увязывающими  с льготообразующими признаками  объекта налогообложения. Она  проявляется в изменении объекта  обложения, уменьшения налогооблагаемой  базы, понижении налоговой ставки  и т.д.

Для стимулирующей функции  в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической  деятельности налогоплательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее  воздействие оказывается возможным  через введение различных видов  налоговых льгот и предпочтений. Никакая другая функция налогов  непосредственно стимулирующими свойствами не обладает.

3) Следующая функция налогов  распределительная, а точнее, перераспределительная.  Она обеспечивает процесс перераспределения  части совокупного общественного  продукта, главным образом чистого  дохода. При этом одна его часть  направляется на расширенное  воспроизводство израсходованных  факторов производства (капитала, труда,  природных ресурсов), а другая  часть – в централизованный  фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В  этой функции реализуется общественное  назначение налогов как особого  централизованного инструмента  распределительных отношений.

Через налоги реализуется  главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах, необходимых  для осуществления собственных  функций государства.

Формирование государственного бюджета на основе стабильного и  централизованного взимания налогов  превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная  функция налогов носит объективный  характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция  налогов носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства, развитием  экономики в стране у этой функции  появилось регулирующее свойство, которое  осуществляется через налоговый  механизм.

4) Сегодня регулирующие  возможности налогов велики, поэтому  их можно рассматривать как  проявление регулирующей функции  налогов. Налоги, активно участвуя  перераспределительном процессе, оказывают  серьезное влияние на воспроизводство,  стимулируя или сдерживая его  темпы, усиливая или ослабляя  накопление капитала, расширяя или  уменьшая платежеспособный спрос  населения. Необходимость регулирования  экономических процессов порождена  функциями государства по регулированию  экономики. Экономические функции  государства усложняются и получают  развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих  субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и, одновременно, ответственности за результаты  производства.

Регулирующая функция  неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия  и мобилизации государством части  дохода хозяйствующих субъектов  при постоянном соприкосновении  всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений[3, с.14-19].

5) Контролирующая функция  налогов связана с тем, что  в таком случае возникает возможность  четко отслеживать денежные и  товарные потоки, саму хозяйственную  деятельность. При таком контроле  уточняется степень эффективности  использования вовлекаемых в  производство ресурсов, устанавливается  сопричастность к общественным  и государственным делам. Формируется  налоговая дисциплина, которая предполагает  своевременность платежей и расчетов, выплаты заработной платы наемному  персоналу, а также соблюдение  хозяйственного законодательства[4, с.345-346].

Динамика поступления  налогов отражает динамику имеющих  место социально-экономических процессов, состояние хозяйственной жизни  и основные тенденции развития национальной экономики. Последовательный экономический  анализ налогообложения позволяет  выявить в национальной экономике  позитивные и негативные явления[4, c.346].

  Налоговая система – это совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов

1.3.Классификация налогов.

Для организации рационального  управления налогообложением большое  значение имеет классификация налогов. Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам. Классификацию можно представить следующим образом (рис.1, 2)[3, c.25].

                               

                                                                            

 

                                                              

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация налогов  по признакам [3, c.26]

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация налогов  по признакам[3, c.26]

 

 

Следовательно, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами, образуют налоговую систему или систему налогообложения.

Таким образом, в процессе развития общества ещё ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  и потребностей ему необходимы определённые средства, которые оно и получает благодаря взиманию налогов с  физических и юридических лиц.Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.1.История и состав  налоговой системы Республики  Беларусь.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным  контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в  сфере налогообложения; инспекции  Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и  ИМНС по районам в городах [3].

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

- Налоговый Кодекс государства  и принятые в соответствии  с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения;

- Декреты¸ Указы  и  распоряжения Президента Республики  Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

- Постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  Налогового Кодекса, налоговых  законов и актов Президента  Республики Беларусь.

- Нормативные правовые  акты республиканских органов  государственного управления, органов  местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения  и издаваемые в случаях и  пределах, предусмотренных Налоговым  Кодексом, а также принятыми в  соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения,  актами Президента Республики  Беларусь и Постановлениями Правительства  Республики Беларусь[5].

Основными задачами налоговых  служб являются:

• учет исчисленных и уплаченных налогов в бюджет

• разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов.

• осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции и др.

Таким образом, налоговая  система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых  на территории государства. Основу налоговой  системы составляют налоги, которые  представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными  элементами налогообложения являются:

Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования