Налоговая система и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие, структура и критерии эффективности налоговой системы……5
1.1.Понятие и принципы построения налоговой системы…………........5
1.2.Функции налогов……………………………………………………….8
1.3.Классификация налогов………………………………………………10
2.Особенности и проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь………13
2.2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь……………...14
2.3.Налоги и сборы Республики Беларусь………………………………15
2.4.Проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.Направления совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь…………………………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!.docx

— 77.36 Кб (Скачать документ)

Основная цель – построение максимально «комфортной», с невысокими ставками и максимально простой  налоговой системы для каждого  плательщика,  а не избирательный  подход за счет предоставления налоговых  льгот. В результате не надо будет  искать инвестора и предлагать ему  льготы. Когда для всех будут поставлены необременительные условия уплаты налогов, инвестор сам сделает выбор.

Еще одно направление совершенствования  налоговой системы – продолжение  работы по упрощению налогового администрирования  с целью снижения временных и  трудовых затрат плательщиков на уплату налогов. Необходимо сокращать многочисленные формы первичных учетных документов и сроки их хранения, упрощать порядок  ведения бухгалтерского и налогового учета, документирования хозяйственных  операций, форм налоговых деклараций и их объемов, развивать электронные  системы уплаты и расчета налогов[11].

Обязательное представление  налоговых деклараций в электронном  виде планируется ввести в Беларуси с 2012 года для организаций с численностью работающих более 50 человек. Об этом было сказано   в Министерстве по налогам  и сборам Беларуси в октябре этого  года.

  Такая норма предусматривается проектом закона Беларуси "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" на 2012 год с целью приведения белорусского налогового законодательства в соответствие с общепринятой практикой.

 Сведения о среднесписочной  численности работников должны  будут представляться в налоговый  орган по месту постановки  плательщика на учет в произвольной  форме не позднее 20 января текущего  года, а в случае создания (реорганизации)  организации - не позднее 20-го  числа месяца, следующего за месяцем  государственной регистрации или  внесения соответствующей записи  в Единый государственный регистр  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей.

 При этом в Министерстве  по налогам и сборам подчеркнули,  что переход на обязательное  представление налоговой отчетности  в электронном виде будет единовременным  не для всех субъектов хозяйствования, а только для неохваченной  части юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей. Обязательное электронное  декларирование станет логичным  продолжением развития новых  форм электронного обслуживания  налогоплательщиков.

 По данным МНС, в  Беларуси на 1 октября 2011 года  в системе электронного декларирования  зарегистрировано более 46 тыс.  юридических лиц и 14,5 тыс. индивидуальных  предпринимателей. По сравнению  с 1 января 2011 года количество  ИП увеличилось более чем на 2 тыс. человек, юрлиц - осталось  примерно на том же уровне. В целом система электронного  декларирования начала внедрятся  с апреля 2009 года. Белорусские налогоплательщики  оценили преимущества этой формы  налогового декларирования, позволяющей  ускорить и упростить процесс  подачи налоговой отчетности.

 Внедрение электронного  декларирования стало одним из  факторов, повлиявших на результат  рейтинга Всемирного банка "Doing Business", в котором Беларусь продвинулась  по индикатору "Налогообложение"  с 183-й позиции на 156-е. На  это решение повлияло, наряду  со снижением числа налоговых  платежей и налоговой нагрузки, сокращение временных затрат  по администрированию налогов  на 100 часов.

 В налоговом ведомстве  также отметили, что налоговые  органы Беларуси, как и других  страны Европы, сегодня стараются  отойти от бумажного документооборота. Во многих государствах (Венгрия,  Ирландия, Великобритания, Корея, Латвия, Россия) на законодательном уровне  закреплено обязательство налогоплательщиков, соответствующих определенным критериям,  представлять налоговую отчетность  в электронном виде. К таким  налогоплательщикам, как правило,  относятся плательщики, численность сотрудников или оборот которых превышает установленный предел.

 Зарубежный опыт показывает: электронное декларирование позволяет  снизить временные затраты налогоплательщика  на подготовку и представление  в налоговые органы налоговой  отчетности, сокращает бумажный  документооборот, отменяет необходимость  являться в налоговые органы  лично. Кроме того, программное  обеспечение, используемое для  электронного декларирования, исключает  возможность арифметических и  логических ошибок, содержит подсказки  по заполнению полей, обновляется  в соответствии с изменениями  в налоговом законодательстве[13].

Отдельно стоит вопрос повышения качества работы налоговых  органов с плательщиками. Следует  изменить стиль работы налоговых  органов. Традиционное восприятие налоговика как контролера должно трансформироваться в партнерские отношения между  ним и налогоплательщиком. Налоговые  органы должны перестроить свою работу и из контролеров стать консультантами и реальными помощниками для  плательщика.

Внимание будет уделяться  профилактической работе, информированию плательщиков  о порядке применения налогового законодательства, оказанию ему методологической помощи с целью  предотвращения возможных правонарушений. При этом такое консультирование должно носить комплексный характер и затрагивать все сферы законодательства, связанные с хозяйственной деятельностью. В результате сократится количество ошибок, за которые предприятия несут  значительные издержки, и изменится  отношение к налоговой системе  в целом[11].

Во все времена одной  из принципиальных задач предпринимательского сообщества остается поиск оптимальных  схем ведения бизнеса и уплаты налогов. И сегодня несомненный  «лидер предпочтений» с этой точки  зрения  — УСН. Но, как известно, жизненный цикл любой схемы по уменьшению платежей в бюджет — 1 год. За это время проводятся проверки, их результаты анализируются и обобщаются, выявляются разработанные субъектами хозяйствования неочевидные способы  оптимизации и вносятся соответствующие  изменения в законодательство, которые  позволяют эти схемы прикрыть. И так, к сожалению, будет всегда, ибо не совпадают конечные цели участников процесса.

В 2012 году будут произведены  упрощения/улучшения законодательства по УСН:

Внереализационные доходы: в доход — только сальдо. Особо  ярко проблема,  

 возникающая у организаций,  применяющих УСН и ведущих  бухгалтерский учет, при включении  в налоговую базу внереализационных  доходов, такие организации обязаны  уплачивать налог не от сальдо  внереализационных доходов и  расходов, как это делают плательщики,  применяющие общий порядок налогообложения,  а только от доходов, проявляется тогда, когда при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, у организации возникают курсовые разницы. При исчислении налога при УСН в налоговую базу в качестве внереализационных доходов плательщики могут включить только положительные курсовые разницы, без учета отрицательных. Такой порядок налогообложения курсовых разниц в условиях нестабильности курсов иностранных валют приводит к тому, что субъекты хозяйствования, применяющие УСН, находятся в неравных условиях по сравнению с плательщиками, применяющими общий порядок налогообложения.

К тому же, как известно, для  плательщиков налога при УСН, применяющих  ставку 8 %, законодательством не предусмотрено  ведение бухгалтерского учета. Но в  то же время порядок определения  курсовых разниц, предусмотренный Декретом от 30.06.2000 № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении  Национальным банком курсов иностранных  валют и отражения в бухгалтерском  учете курсовых разниц», требует  дополнительного ведения учета  для расчета курсовых разниц[14].

Комплексная реализация этих направлений позволит повысить эффективность  налоговой системы, обеспечить ей нейтральность  по отношению к экономике, снизить  налоговую нагрузку и исключить  влияние налогов на экономический  выбор плательщиков.

Реформирование налоговой  системы, осуществляемое одновременно с оптимизацией бюджетных расходов, позволит  к концу пятилетки  снизить налоговую нагрузку к  ВВП до 26%. Будут созданы условия  для дальнейшего экономического роста и повышения рейтинговых  оценок Беларуси в ежегодных исследованиях  Всемирного банка «Ведение бизнеса» как по разделу «Налогообложение», так и в целом[11].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следовательно, подводя итоги  по данной работе можно сказать, что

  1. налоги нужно платить;
  2. налоги выполняют три основных задачи. Первая задача сбор средств для государства и общества. Вторая - снижение разницы в уровнях доходов граждан. Третьей функцией является экономическое стимулирование трудовой активности населения.
  3. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Не стоит забывать, что  налоги – очень важный рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских  структур. Поэтому внесение тех или иных изменений в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

Однако налоговую систему  составляют не только налоги. Для успешного  и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой  системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам  и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Важным звеном налоговой  системы является также налоговое  законодательство, которой устанавливает  механизм уплаты налогов, сроки и  суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным  актом в области налогообложения  в Республике Беларусь является Налоговый  Кодекс. Разработка и утверждение  законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.

Таким образом, подводя краткий  итог по усовершенствованию налоговой  системы Республики Беларусь, можно  предоставить «Основные положения программы социально-экономического развития Республики Белаурсь на 2011-2015гг.», в т.ч. налоговой системы:

Основные задачи:

1.совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

2.радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

3.оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

4.концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;

5.повышение эффективности управления государственным долгом.

Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:

1)снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;

2)упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;

3)повышение эффективности управления государственными финансами;

4)диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;

5)совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

Если же нашей стране удастся  выполнить все эти поставленные задачи,  то она сможет сойти с  последних мест по налоговой системе  во Всемирном банке и начать развиваться  подобно развитым странам мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петти, У. Трактат о налогах и сборах. - М.: Эконов- Ключ, 1993.

2. Киреева, Е. Основные  тенденции в развитии налоговой  системы РБ / Н.    Киреева  // ФУА. – ноябрь 2006 г. – №9.

3.Налоги и налогообложение:  учеб. для вузов / под ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь. -  М.: Вышэйшая школа, 2005.

4.Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: ООО «ФУАинформ», 2004.

5. История создания налоговых  органов Республики Беларусь  – [Электронный ресурс] – Официальный  сайт Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь  – Режим доступа:   http://www.nalog.by/institution/ - Дата доступа: 11.10.2011.

6.Савицкий, А.А. Налогообложение:  учеб. пособие. – Мн.: выш. шк., 2007. 192 с. 

7. Налоги в Республике  Беларусь: теория и практика в  цифрах и комментариях  /  В.А.  Гюрджан [и др.]; под общ. ред.  к. э. н. В.А. Гюрджан. –  Мн.: Светоч. – 2009.

Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования