Налоговая система и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие, структура и критерии эффективности налоговой системы……5
1.1.Понятие и принципы построения налоговой системы…………........5
1.2.Функции налогов……………………………………………………….8
1.3.Классификация налогов………………………………………………10
2.Особенности и проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………….13
2.1.История и состав налоговой системы Республики Беларусь………13
2.2.Принципы налоговой системы Республики Беларусь……………...14
2.3.Налоги и сборы Республики Беларусь………………………………15
2.4.Проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..20
3.Направления совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь…………………………………………………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ!!.docx

— 77.36 Кб (Скачать документ)

Исходя из существования  таких проблем в налоговой  системе, можно сказать о том, что Республике Беларусь нужно провести ряд эффективных преобразований в системе для выхода с низких мест во Всемирном банке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Как было ранее сказано  Республика Беларусь уже не первый год в рейтинге Всемирного банка, отражающего функциональность налоговой системы, занимает последнее место. Поэтому в Беларуси на самом высоком уровне ставится задача радикально упростить отечественную налоговую систему, снизить налоговую нагрузку и уйти с последнего места в рейтинге Всемирного Банка.

Последние пять лет Минфин активно занималось радикальным  упрощением налоговой системы. Обусловлено  это необходимостью снижения налоговой  нагрузки в целях создания благоприятных  условий для привлечения инвестиций и экономического роста, трансформации  отечественной системы с учетом формирующихся новых условий  мировых экономических и финансовых отношений, вовлечения национальной экономики  в международные процессы глобализации и кооперации, сокращения временных  и трудовых затрат на уплату налогов.

В результате основу отечественной  налоговой системы составляют 7 налогов: НДС, акцизы, налоги на прибыль, на недвижимость, на землю, экологический и отчисления в Фонд социальной защиты населения.

Из них обычный плательщик, т.е. не занимающийся производством  и импортом подакцизных товаров  и не осуществляющий добычу полезных ископаемых, обязан уплачивать только 5 налогов: НДС, налоги на прибыль, на недвижимость, на землю и взносы на социальное страхование.

Решен вопрос с налогообложением малого и среднего бизнеса. За счет введения упрощенной системы налогообложения  предприниматели имеют возможность  уплачивать фактически один налог с  выручки вместо совокупности установленных  платежей, чем активно и пользуются. Такую систему сегодня применяют  более 100 тыс. плательщиков, или 27% от всех зарегистрированных субъектов хозяйствования. С учетом Директивы №4 право перехода на данный режим налогообложения  в 2011 получили свыше 90% субъектов малого предпринимательства.

Остальные установленные  в Беларуси налоги и сборы    носят  характер разовых платежей и уплачиваются только при наступлении  соответствующих обстоятельств  или наличии объектов обложения.

Основными  усовершенствованиями налоговой системы Беларуси за последние  несколько лет считаются:

1) завершена кодификация  налогового законодательства. Налоговый  кодекс Республики Беларусь имеет  характер закона прямого действия  и по применяемым правилам, нормам  и технике в основном соответствует  аналогичным законодательствам  развитых стран.

2) существенно преобразованы  и приближены к мировой практике  модели и механизмы взимания  почти всех основных налогов  и сборов. В частности, введена  зачетная система взимания НДС(европейская  модель) и принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во внешней торговле.

3)значительно сокращен  перечень подакцизных товаров,  унифицированы и снижены ставки  налога на прибыль организаций  и на доходы от операций  с ценными бумагами.

4) сняты излишние ограничения  и упорядочена система налоговых  вычетов при исчислении налогооблагаемой  прибыли, что позволяет предприятию  включать в издержки все необходимые  расходы на производство и  реализацию товаров и услуг. 

5) в целях выравнивания  условий налогообложения, легализации  доходов с одновременным введением  единой плоской и одной из  наиболее низких ставок подоходного  налога в разы увеличен необлагаемый  минимум. В качестве налоговой  базы платежей за землю введена  ее кадастровая оценка и соответствующие  пропорциональные ставки этого  налога.

6) упрощены процедуры  и механизмы взимания налогов  и сборов -  осуществлен переход  к ежеквартальным вместо ежемесячных,  а  иногда и ежедекадных  сроков их уплаты.

7) упорядочены и снижены  штрафные санкции за несвоевременную  и неполную уплату налогов,  упрощены процедуры расчета и  взимания ряда платежей, введена  система электронного налогового  декларирования.

В результате всех преобразований существенно снижена налоговая  нагрузка на экономику. С 2005 по 2010 гг. показатель отношения общих налоговых поступлений  к ВВП снизился на 6,8 процентных пункта, что более чем в полтора  раза превышает максимальный целевой  показатель Программы социально-экономического развития на 2006-2010гг.

Вместе с тем, в отечественной  налоговой системе остаются свои особенности. Они обусловлены как  системой организации самой экономики, так и механизмами взимания основных налогов.

Сохранение ряда ограничений  в механизмах взимания основных налогов  усложняет порядок их уплаты и  приводит к снижению инвестиционных возможностей организаций. К таким  ограничениям можно отнести отсутствие механизма переноса убытков на будущее  при исчислении налога на прибыль, ограничение  налоговых вычетов по НДС пределом сумм налога, фактически исчисленных  на объем реализации товаров и  услуг и т.п[11].

В этих условиях основная цель налоговой политики в ближайшее  время -  повышение эффективности  налоговой системы за счет ее внутреннего  качественного изменения. Достичь  этого можно, применив следующие  меры.

Уже с 2012г. планируется уменьшить  налоговое давление на основной инвестиционный источник – прибыль предприятий  за счет снижения ставки по налогу на прибыль. Предварительно речь может идти об 2-4 процентных пунктах. Но в дальнейшем, если экономические показатели будут  неплохими, возможно снижение ставки по налогу на прибыль и до 18%. Это  выведет Беларусь в число  стран с самым низким уровнем налогообложения прибыли в регионе[15].

Одновременно по налогу на прибыль будет предусмотрена  возможность уменьшения облагаемой прибыли будущих периодов на убытки, полученные при осуществлении текущей  деятельности и, в первую очередь, при  создании новых и модернизации действующих  производств.

Дело в том, что в  настоящее время инвестиционная активность стимулируется либо льготами по прибыли, направляемой на инвестиции, либо временным освобождением от  налогообложения прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного  проекта. Таким образом, для получения  льготы необходимо иметь прибыль, т.е. создать предприятие, выйти на проектную  мощность, найти рынки сбыта и  т.д. А ведь для организации крупного и эффективно функционирующего предприятия  требуется несколько лет, по истечении  которых заканчивается и действие льгот. В результате получается, что  осуществление долгосрочных серьезных  инвестиций пока никак не стимулируется.

Система переноса убытков  на будущие периоды позволит те затраты, которые инвестор понесет при  создании нового предприятия или  производства, компенсировать за счет уменьшения на эту сумму прибыли  будущих периодов независимо от времени, когда он ее получит. Это намного  эффективнее временных налоговых  льгот.

По НДС планируется  отменить временные и количественные ограничения по налоговым вычетам, в результате чего  срок возврата плательщику налога из бюджета будет  сведен к минимуму. Это позволит предприятиям иметь дополнительные финансовые ресурсы, и одновременно будет стимулировать их к скорейшему освоению инвестиций.

Сегодня инвестор, приобретая инвестиционные товары, ограничен принятием  к вычету сумм уплаченного при  этом НДС суммами налога, начисленными при реализации товаров. В результате, когда создается новое предприятие  или идет модернизация действующего, т.е. не осуществляется текущая производственная деятельность, в виде «входного» НДС  замораживаются значительные суммы  средств, которые  будут зачтены  или возвращены из бюджета в течение 1-2 лет. Таким образом, инвестор вынужден инициировать вопрос об освобождении ввозимого оборудования от налога на добавленную стоимость. При этом стопроцентной гарантии, что оно  сразу же будет вовлечено в  экономический оборот.

После реализации данных направлений  будут созданы дополнительные условия  для привлечения и окупаемости  долгосрочных инвестиций во всех секторах экономики.

Внедрение таких общепринятых и эффективных механизмов даст возможность  отказаться от предоставления многочисленных избирательных льгот, которыми перегружена  отечественная налоговая система.

Следует учитывать, что различного рода льготные и упрощенные режимы налогообложения для отдельных  категорий плательщиков и видов  деятельности в развитых странах не практикуются. К таким, в частности, можно отнести льготные режимы налогообложения для плательщиков, осуществляющих деятельность в сельской местности и малых городах, а также для  иностранных инвесторов. Даже особые правовые режимы в свободных экономических зонах и  парках высоких технологий, применяемые в отдельных развитых странах, по своим целевым установкам, используемым инструментам и формам организации существенно отличаются от тех, которые действуют сейчас в Беларуси.

Как показывает практика, их применение, во-первых, не приводит к  ожидаемым результатам, а, во-вторых, оказывает сильное искажающее влияние  на конкурентные условия осуществления  предпринимательской деятельности и механизмы распределения ресурсов. Кроме того, широкое применение различных  налоговых льгот ограничивает возможности  по снижению общих налоговых ставок. Поэтому отмена многочисленных неэффективных  льгот – основа для дальнейшего  снижения налоговой нагрузки на экономику  и ставок основных налогов, что и  будет рассматриваться в 2011-2015 годах[11].

Так, вопрос об отмене малоэффективных  льгот будет рассматриваться  с 2012 года.

"Над этим вопросом  работа ведется. Пока еще рано  что-либо озвучивать, так как налоговая  политика в Беларуси - за Минфином, но буквально на текущей - следующей  неделе мы будем оговаривать  те предложения, которые внесены  с нашей стороны по совершенствованию  законодательства, в том числе  будет стоять вопрос льгот.  В основном это вопросы отмены  малоэффективных льгот, которыми  мало кто пользуется", - отметила  Светлана Шевченко начальника  главного управления налогообложения  физических лиц МНС.

Вместе с тем она  сообщила, что с 2011 года в отношении  налогообложения доходов физических лиц добавились новые льготы. Так, с января 2011 года гражданам, получившим компенсацию морального вреда в  соответствии с законодательством, идти в налоговый орган не нужно  и полученные суммы налогами не облагаются.

С прошлого года отмечается рост активности граждан на рынке  ценных бумаг. Граждане, которые приобретали  ценные бумаги в 1994-1995 годах, столкнулись  с проблемой отсутствия документов, подтверждающих, сколько денег было потрачено на приобретение этих бумаг, поскольку налог считается с  разницы между суммами продажи  и покупки ценной бумаги, то гражданам  приходилось выплачивать налоги со всей суммы продажи. С 1 января 2011 года для таких граждан установлено  право выбора: либо предоставить в  налоговые органы документ, подтверждающий за сколько была приобретена ценная бумага, либо получить освобождение в  размере 10% от суммы реализации бумаг.

Аналогичная льгота действует  для физических лиц и при продаже  второго автомобиля в течение  года в случае отсутствия документов на приобретение машины. Такие продавцы автомобилей имеют возможность  получить 10-процентное освобождение от налогообложения, либо обращаться в налоговые органы с документами, где будет указана сумма покупки автомобиля.

Светлана Шевченко также  сообщила, что есть лица, которые  проживают на территории Беларуси, причем давно, но получающие пенсию в  соответствии с законодательством  иностранных государств. Гражданин, получивший такой доход из заграницы, должен был его задекларировать  и уплатить налоги. С 2011 года пенсии, назначенные в соответствии с  законодательством иностранных  государств, не подлежат налогообложению  в Беларуси.

Также ранее в нашей  стране существовало правило, что если гражданин, работая на личном подсобном  участке, получил доход от продажи  результатов такой деятельности в сумме более 17,5 млн., то нужно  было уплатить налоги. С текущего года доходы от продажи такой продукции  в любом размере освобождаются  от налогообложения.

Есть еще одна льгота, и она действует в течение  пяти лет с 1 января 2011 года в отношении  доходов, полученных за работу по найму  в виде оплаты услуг, работ по договорам  с международными организациями, то есть доходов, полученных из-за границы  за какую-либо работу. Такие доходы полностью освобождаются от налогообложения  в течение 5 лет. Однако при этом должны соблюдаться определенные условия: доход должен быть получен в денежной форме, зачислен на счета в белорусских  банках и должен быть документ из компетентного  органа иностранного государства, подтверждающий, что этот доход получен за работу или услуги[12].

Однако, это не значит, что  льгот не станет совсем. Все необходимые  стимулы в налоговой системе  сохранятся, но льготы будут предоставляться  только для выравнивания условий  деятельности различных секторов экономики, социальной защиты населения и опережающего стимулирования инноваций.

Информация о работе Налоговая система и пути ее совершенствования