Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 306.39 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Одной из основных проблем государства является обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей. Финансовая деятельность государства по получению налогов будет действенной только в том случае, если в стране существует оптимальный механизм налогового администрирования.

Следует отметить, что налоговое  администрирование является одним  из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы  и экономики государства в  целом. Эффективность налоговой  системы обусловлена полнотой выявления  источников доходов в целях обложения  их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности  уплате.

Однако на данный момент в нашей стране не существует нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно  налоговое администрирование, при  этом в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без  единого концептуального подхода  к содержанию. Все это приводит к массовому уклонению от уплаты налогов, "бегству" капитала и  т.д.

Исследование теоретических  и практических аспектов администрирования  налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования  этого института налогового права  с целью обеспечения надлежащего  правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов  на практике, создания баланса публичных  и частных интересов.

Целью налогового администрирования  является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в  отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.

Развитие методологии  налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта  по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения  хозяйствующих субъектов с целью  повышения его эффективности.

В настоящее время возникает  потребность в разработке целостной  концепции методологического обеспечения  налогового администрирования, т.е. разработке научных основ ее построения, выработки  комплекса аналитических процедур, необходимых для выявления позитивных и негативных сторон в развитии этой сложной экономической категории. С практической точки зрения такой  подход предопределяет поиск и разработку новых форм и методов налогового администрирования, базирующихся на более  высоком качественном содержании всех его элементов, что будет способствовать решению всего комплекса социально-экономических  задач, стоящих перед российской экономикой, в том числе обоснования  наиболее эффективных направлений  преодоления кризисных явлений  и посткризисного развития.

Степень научной  разработанности проблемы. В основе методологических подходов к исследованию проблем налогового администрирования использованы теоретические положения Д.М.Кейнса, У.Пети, Д.Рикардо, А.Смита и других ученых. Большое значение для исследуемой проблемы имеют теории налогообложения, которые развивали в своих трудах Ж.Боден, Т.Гоббс, Дж.Локк, физиократические теории о справедливости налогообложения, о переложении налогов Ф.Кэнэ, О.Мирабо, А.Тюрго, рассмотрение проблем налоговой системы и налогового администрирования в работах Г.Доффа, В.Колмана, Л.Форреста и др.

Анализ эффективности  налогового администрирования в  России получил отражение в работах  О.Б.Буздалиной, С.Ю.Глазьева, А.З.Дадашева, В.М. Зарипова, В.А.Кашина, В.А.Красницкого, Л.П.Павловой, В.Г.Панскова, А.Б. Паскачева, И.А.Перонко, С.Ф.Сутырина, Т.Ф.Юткиной и других. Ими исследуются отдельные проблемы налогового администрирования, пути улучшения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

В научных трудах излагаются различные трактовки содержания налогового администрирования, где  оно представлено в контексте  «управления», «организации, управления, процесса», «деятельность и управление», «система мероприятий и управление», «управления системой организации  отношений», «категория собирательная, условная», «инструмент регулирования». Такое разнообразие подходов не создает  предпосылки для развития методологических основ налогового администрирования.

Все это свидетельствует  о том, что содержание и механизм налогового администрирования требуют  дальнейшего научного исследования. Новые задачи перед налоговым  администрированием ставит и возникновение  кризисных периодов в развитии экономики. Их решение связано, прежде всего, с  обеспечением стабильных поступлений  денежных средств в бюджеты различных уровней, поскольку от этого зависит реализация не только текущих, но и перспективных задач экономического роста. Именно поэтому совершенствование налогового администрирования как среды налоговых взаимосвязей, придание ему новых стимулирующих и организационных функций выступает важной государственной задачей.

Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.

Объектом исследования выступает налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические отношения, проявляющиеся в форме налогового администрирования в процессе реализации налоговой политики государства.

Теоретической основой написания курсовой работы послужили нормативно – законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати.

Методологическую  основу исследования составили методы системного, структурного, логического, сравнительного, факторного анализа и синтеза, методы наблюдения и др.

Информационную  базу исследования составили отчетно-аналитическая информация Федеральной налоговой службы Российской Федерации, информационные ресурсы сети Internet, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты налогового администрирования

 

    1. Формирование и  развитие налогового администрирования в России

 

На протяжении ряда лет  в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию в качестве основной проблемы, требующей решения  в области налоговой реформы, указывается на недостаточно эффективное  реформирование налогового администрирования. Недостатки налогового администрирования приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных налоговых органов.  Налоговое администрирование в связи с этим выступает одним из важнейших инструментов  обеспечения стабильности и эффективности налоговой системы.

Несмотря на возросший  интерес к вопросам налоговой  деятельности государства в научной  экономической литературе исследование вопросов налогового администрирования  находится на начальной стадии. В  доктрине не сложилось единого определения  налогового администрирования.

В российской теории и практике имеют место два подхода к  определению дефиниции «налоговое администрирование».

Представители первого подхода  рассматривают налоговое администрирование  как целенаправленную плановую комплексную  управленческую деятельность системы  уполномоченных органов, организаций  и их должностных лиц по организации  применения законодательства о налогах  и сборах, осуществлению контроля за его соблюдением, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов и сборов, проведению мероприятий, направленных на оптимизацию управленческих процессов, а также по обеспечению выполнения налогоплательщиками возложенных  на них обязательств.

Так, по мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно  рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой  сфере. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор  определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных  лиц, обеспечивающую своевременную  и полную уплату налогоплательщиками  в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платеже [3, с.13].

Аналогичной позиции придерживается Л.И. Гончаренко. Она рассматривает  налоговое администрирование как  определяющую часть управления налоговой  системой, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и  налоговыми органами. Текущий и последующий  мониторинг позволяет принимать  управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой  системы и налоговых органов  как ее части [7, с.4].

Более широкое определение  налогового администрирования дают Пономарев А.И., Игнатова Т.В. По их мнению налоговое администрирование ̶ это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования [30, с.17].

В рамках второго подхода  налоговое администрирование рассматривается  как повседневная деятельность налоговых  органов и их должностных лиц, обеспечивающая своевременную и  полную уплату налогоплательщиками  в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Следует отметить, что второй, менее детальный подход не вполне удачен методологически, поскольку  понятие налогового администрирования, данное в его рамках, сходно с  термином "налоговый контроль», определение  которого приводится в статье 82 Налогового Кодекса РФ.

Таким образом, одни исследователи  дают максимально детализированную дефиницию, тогда как другие придают  налоговому  администрированию более  широкий смысл.

Не определено содержание понятия «налоговое администрирование» и в законодательстве РФ, в том  числе и по отношению к крупнейшим налогоплательщикам. Так, в Приказе МНС России от 16.04.04 № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» понятия «налоговое администрирование» и «налоговый контроль» используются как синонимы. 
В Приказе ФНС России от 24.11.04 № САЭ-3-15/135@ «Об утверждении положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы» термин «налоговое администрирование» противопоставляется понятию «налоговый контроль», что явно видно из приводимой ниже цитаты из этого документа - «методологическое обеспечение налогового контроля и налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков». Правительство РФ в Постановлении от 27.04.05 № 133-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2006 год» использует понятие «налоговое администрирование» в качестве термина, обозначающего всю систему налогообложения России.

Из анализа статей Налогового Кодекса РФ можно сделать вывод  о том, что налоговое администрирование  включает:  учет  субъектов и  объектов налоговых правоотношений (ст. ст. 83-86 НК РФ); процедуры по исчислению и уплате налогов (гл. гл. 7-12 НК РФ); контрольные  процедуры (гл. гл. 13, 14, НК РФ); меры  применения ответственности за совершенные  налоговые правонарушения (гл. гл. 15-18 НК РФ).

Налоговое администрирование, как деятельность уполномоченных органов  управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том  числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по устранению указанных нарушений (Рис. 1.1) [45, c.71].

 Учитывая рассмотренные подходы к понятию налогового администрирования, отметим, что оно уже общего понятия управления налоговой системы, но вместе с тем шире определения налогового контроля.

Налоговое администрирование




Деятельность по обеспечению  контрольной функции налоговых  органов (организационные, методические, аналитические и другие методы)


Деятельность по контролю над соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами


Деятельность по контролю реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами; разработка предложений по совершенствованию  налогового контроля


 


 

 

 

 

     Рисунок 1.1 Содержание понятия налогового администрирования

 

Использование в налоговой  и судебной практике не зафиксированного в законодательстве термина не желательно. Закрепление в теории и практике понятия налогового администрирования  облегчило бы понимание налоговых  отношений. Мы предлагаем в связи  с этим во избежание подмены понятий  определять явление налогового администрирования  через его специфические признаки.

К признакам налогового администрирования  как деятельности уполномоченных органов  могут быть отнесены: целевой характер деятельности уполномоченных органов, проявляющийся в обеспечении  достижения целей, определенных государственной  налоговой политикой и установленных законодательством о налогах и сборах; регламентированный характер деятельности, выраженный в наличии процессуальных и процедурных норм;  подзаконность деятельности, так как она осуществляется на основании и во исполнение законодательных норм в целях реализации требований закона;  регулярный характер деятельности;  вторичный характер по отношению к законодательной деятельности; наличие административно-властных полномочий у уполномоченных органов; осуществление контроля за деятельностью администрируемых лиц.

Информация о работе Налоговое администрирование