Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из основных проблем государства является обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей. Финансовая деятельность государства по получению налогов будет действенной только в том случае, если в стране существует оптимальный механизм налогового администрирования.
Следует отметить, что налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства в целом. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате.
Однако на данный момент
в нашей стране не существует нормативно-правовых
актов, регламентирующих конкретно
налоговое администрирование, при
этом в существующих правовых нормах
имеются значительные недостатки, пробелы,
и разрабатывались они без
единого концептуального
Исследование теоретических
и практических аспектов администрирования
налогов напрямую связано с необходимостью
реформирования и совершенствования
этого института налогового права
с целью обеспечения
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии
налогового администрирования невозможно
без критического осмысления накопленного
отечественного и зарубежного опыта
по его становлению и
В настоящее время возникает
потребность в разработке целостной
концепции методологического
Степень научной разработанности проблемы. В основе методологических подходов к исследованию проблем налогового администрирования использованы теоретические положения Д.М.Кейнса, У.Пети, Д.Рикардо, А.Смита и других ученых. Большое значение для исследуемой проблемы имеют теории налогообложения, которые развивали в своих трудах Ж.Боден, Т.Гоббс, Дж.Локк, физиократические теории о справедливости налогообложения, о переложении налогов Ф.Кэнэ, О.Мирабо, А.Тюрго, рассмотрение проблем налоговой системы и налогового администрирования в работах Г.Доффа, В.Колмана, Л.Форреста и др.
Анализ эффективности налогового администрирования в России получил отражение в работах О.Б.Буздалиной, С.Ю.Глазьева, А.З.Дадашева, В.М. Зарипова, В.А.Кашина, В.А.Красницкого, Л.П.Павловой, В.Г.Панскова, А.Б. Паскачева, И.А.Перонко, С.Ф.Сутырина, Т.Ф.Юткиной и других. Ими исследуются отдельные проблемы налогового администрирования, пути улучшения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.
В научных трудах излагаются различные трактовки содержания налогового администрирования, где оно представлено в контексте «управления», «организации, управления, процесса», «деятельность и управление», «система мероприятий и управление», «управления системой организации отношений», «категория собирательная, условная», «инструмент регулирования». Такое разнообразие подходов не создает предпосылки для развития методологических основ налогового администрирования.
Все это свидетельствует о том, что содержание и механизм налогового администрирования требуют дальнейшего научного исследования. Новые задачи перед налоговым администрированием ставит и возникновение кризисных периодов в развитии экономики. Их решение связано, прежде всего, с обеспечением стабильных поступлений денежных средств в бюджеты различных уровней, поскольку от этого зависит реализация не только текущих, но и перспективных задач экономического роста. Именно поэтому совершенствование налогового администрирования как среды налоговых взаимосвязей, придание ему новых стимулирующих и организационных функций выступает важной государственной задачей.
Цель данного исследования состоит в разработке научно-обоснованной системы функционирования налогового администрирования, методологического обоснования его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности.
Объектом исследования выступает налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономические отношения, проявляющиеся в форме налогового администрирования в процессе реализации налоговой политики государства.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили нормативно – законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати.
Методологическую основу исследования составили методы системного, структурного, логического, сравнительного, факторного анализа и синтеза, методы наблюдения и др.
Информационную базу исследования составили отчетно-аналитическая информация Федеральной налоговой службы Российской Федерации, информационные ресурсы сети Internet, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
1 Теоретические аспекты налогового администрирования
На протяжении ряда лет в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию в качестве основной проблемы, требующей решения в области налоговой реформы, указывается на недостаточно эффективное реформирование налогового администрирования. Недостатки налогового администрирования приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджет и разбалансированности действий уполномоченных налоговых органов. Налоговое администрирование в связи с этим выступает одним из важнейших инструментов обеспечения стабильности и эффективности налоговой системы.
Несмотря на возросший интерес к вопросам налоговой деятельности государства в научной экономической литературе исследование вопросов налогового администрирования находится на начальной стадии. В доктрине не сложилось единого определения налогового администрирования.
В российской теории и практике
имеют место два подхода к
определению дефиниции «
Представители первого подхода
рассматривают налоговое
Так, по мнению Л.Я. Абрамчик,
налоговое администрирование
Аналогичной позиции придерживается
Л.И. Гончаренко. Она рассматривает
налоговое администрирование
Более широкое определение налогового администрирования дают Пономарев А.И., Игнатова Т.В. По их мнению налоговое администрирование ̶ это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования [30, с.17].
В рамках второго подхода
налоговое администрирование
Следует отметить, что второй, менее детальный подход не вполне удачен методологически, поскольку понятие налогового администрирования, данное в его рамках, сходно с термином "налоговый контроль», определение которого приводится в статье 82 Налогового Кодекса РФ.
Таким образом, одни исследователи дают максимально детализированную дефиницию, тогда как другие придают налоговому администрированию более широкий смысл.
Не определено содержание
понятия «налоговое администрирование»
и в законодательстве РФ, в том
числе и по отношению к крупнейшим
налогоплательщикам. Так, в Приказе МНС
России от 16.04.04 № САЭ-3-30/290@ «Об организации
работы по налоговому администрированию
крупнейших налогоплательщиков и утверждении
Критериев отнесения российских организаций
- юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам,
подлежащим налоговому администрированию
на федеральном и региональном уровнях»
понятия «налоговое администрирование»
и «налоговый контроль» используются
как синонимы.
В Приказе ФНС России от 24.11.04 № САЭ-3-15/135@
«Об утверждении положений о структурных
подразделениях центрального аппарата
Федеральной налоговой службы» термин
«налоговое администрирование» противопоставляется
понятию «налоговый контроль», что явно
видно из приводимой ниже цитаты из этого
документа - «методологическое обеспечение
налогового контроля и налогового администрирования
крупнейших налогоплательщиков». Правительство
РФ в Постановлении от 27.04.05 № 133-СФ «О предложениях
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по формированию
концепции федерального бюджета на 2006
год» использует понятие «налоговое администрирование»
в качестве термина, обозначающего всю
систему налогообложения России.
Из анализа статей Налогового
Кодекса РФ можно сделать вывод
о том, что налоговое
Налоговое администрирование, как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по устранению указанных нарушений (Рис. 1.1) [45, c.71].
Учитывая рассмотренные подходы к понятию налогового администрирования, отметим, что оно уже общего понятия управления налоговой системы, но вместе с тем шире определения налогового контроля.
Налоговое администрирование
Деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов (организационные, методические, аналитические и другие методы)
Деятельность по контролю
над соблюдением налогового законодательства
налогоплательщиками и
Деятельность по контролю реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами; разработка предложений по совершенствованию налогового контроля
Рисунок 1.1 Содержание понятия налогового администрирования
Использование в налоговой
и судебной практике не зафиксированного
в законодательстве термина не желательно.
Закрепление в теории и практике
понятия налогового администрирования
облегчило бы понимание налоговых
отношений. Мы предлагаем в связи
с этим во избежание подмены понятий
определять явление налогового администрирования
через его специфические
К признакам налогового администрирования
как деятельности уполномоченных органов
могут быть отнесены: целевой характер
деятельности уполномоченных органов,
проявляющийся в обеспечении
достижения целей, определенных государственной
налоговой политикой и