Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 306.39 Кб (Скачать документ)

Налоговое администрирование  базируется на общих принципах функционирования налоговой системы, таких, как: законность; равенство перед законом; добровольное исполнение налоговой обязанности; право на защиту законных интересов  и прав; гласность и защита сведений, составляющих налоговую тайну; презумпция невиновности налогоплательщика; неотвратимость юридической ответственности за допущенные правонарушения.

Налоговое администрирование  осуществляется в целях реализации государственной налоговой политики, эффективного использования различных  методов, форм и инструментов налогового планирования и  регулирования, осуществления  контроля  в сфере налогов и  сборов, обеспечения плановых налоговых  доходов бюджета, укрепления налоговой  дисциплины.

Таким образом, налоговое  администрирование можно определить как урегулированную нормами  права деятельность государственных  уполномоченных органов в налоговой  сфере, направленную на реализацию эффективной  налоговой политики. В этой связи, задачами государства в сфере налогового администрирования являются планирование и прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему РФ; регулирование налоговых правоотношений государства и налогоплательщика; налоговый контроль и применение мер ответственности за совершение налоговых правоотношений.

 

1.2 Характеристика форм и  методов налогового администрирования

 

Для проведения эффективной  финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех

уровней и государственные  внебюджетные фонды.

Налоговое администрирование, как организационно-управленческая

система реализации налоговых  отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых  призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Основными методами налогового администрирования являются

налоговое планирование, налоговое  регулирование и налоговый контроль (Рисунок 1.2) [45, c. 72]. Каждому из этих методов присущи свои формы способы и приемы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Целью налогового администрирования, таким образом, является

обеспечение плановых налоговых  поступлений в бюджетную систему  в

условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и

налогового контроля.

Метод налогового администрирования 


                                      



Налоговый  контроль


Налоговое регулирование


Налоговое планирование и прогнозирование 



 

За правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления  налогов и платежей в бюджет и  внебюджетные фонды от юридических  и физических лиц


Экономическое воздействие  на инвестиционные процессы; обновление технологий в отраслях; балансирование бюджета; саморегулирование внутриналоговых отношений


Оценка хозяйсвенно-воспроизводственных ситуаций за истекший период; оценка перспектив хозяйственного развития; выработка концепции налогообложения; нормативное оформление налогового производства



 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Функциональные основы налогового администрирования

 

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом

обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части

валового внутреннего  продукта (ВВП) в разрезе основных бюджетообразующих налогов. Налоговое планирование может быть

краткосрочным (текущее или  тактическое), среднесрочным и долгосрочным – на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое

прогнозирование). 

 

Налоговое планирование


   


 

Оценка налогового потенциала региона


Прогнозирование объемов  налоговых поступлений в консолидированный бюджет



 

Разделение прогнозируемых объемов регулируемых налоговых  доходов между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом субъекта РФ, между региональным бюджетом и  бюджетами муниципальных образований  субъекта РФ



 


Разработка проектов годовых  бюджетов всех уровней налоговых  доходов




Разработка контрольных  заданий по налогам и сборам



 

 

Рисунок 1.2 – Методы и  формы налогового планирования

 

Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию

объемов налоговых поступлений  с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой России.

      Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия ( Рисунок 1.3).

Налоговое регулирование



 


Формы ответственности за правонарушение


 

Формы налоговых льгот


 

Формы Изменения срока  уплаты налога и сбора, а также  пени и штрафов


 



 

Налоговая, финансовая


 

Уменьшение или полное сложение налоговых обязательств


 

Предоставление рассрочки  и отсрочки


 



 

Административная


Снижение размера налоговой  ставки


 

Предоставление налогового кредита, инвестиционного налогового кредита


 


 



Уголовная


Вычеты из налоговой базы


 

Реструктуризация по налогам  и сборам, а также пеням и  штрафам


 



 

 

Рисунок 1.3 – Методы и  формы налогового регулирования

 

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение

относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и

регулирующей. От размера  налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики. 

Система налоговых льгот  представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации

технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового

обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

 Неотъемлемой составляющей  налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые

и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.

      Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов (Рисунок 1.4).

 

Налоговый контроль



Государственная регистрация  и учет налогоплательщиков



Формы проведения



Прием и обработка налоговых  деклараций



Реализация материалов проверок


Налоговые проверки



камеральные


Учет налоговых поступлений и задолженностей



Контроль за реализацией материалов проверок и уплатой доначислений, пени, а также штрафов


выездные



Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременным поступлением платежей



Получение объяснений налогоплательщиков



 

Осмотр помещений и  территорий



Налоговый контроль за крупными расходами



 

Рисунок 1.4 – Методы и  формы налогового контроля

 

Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

Оптимальное соотношение  перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовая база налогового  администрирования

 

      Правовым обеспечением налогового администрирования выступает совокупность правовых норм, которая в науке финансового права определяется как налоговое право. Формы выражения норм налогового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового администрирования, следующие:

– Конституция Российской Федерации;

– постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ);

– постановления и определения конституционных судов субъектов Российской Федерации;

– решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ);

– решения ВС РФ;

– решения ВАС РФ;

– законодательства о налогах и сборах.

Информационные письма Президиума ВАС РФ, будучи официальным выражением правоприменительной практики высшей судебной инструкции, не являются источники  налогового права и, следовательно, не входят в систему правового  обеспечения налогового администрирования.

Согласно ст. 1 НК РФ, в  систему законодательства о налогах  и сборах входят:

– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;

– законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными органами власти субъектов Федерации;

– нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.

В настоящее время налоговые  отношения регулируются не только налоговыми законами, но и так называемыми  неналоговыми законами. Легитимность такого положения подтверждена Постановлением КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П. В постановлении  указывается, что Правительство  Российской Федерации вправе на основании  федерального закона установить порядок  взимания сбора и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства. Следовательно, неналоговые законы, в которых содержаться налоговые нормы, входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.

Источником налогового права  может считаться также нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения [6, с.21].

Следовательно, в систему  правового обеспечения налогового администрирования входят нормативно-правовые акты, которые содержат правовые нормы, регламентирующие процедуру налогового контроля и регулирования налоговых платежей как элементов налогового администрирования.

Элементом системы правового  обеспечения налогового администрирования  выступают также внутриведомственные  нормативные правовые акты, которые  обязательны только для применения соответствующими структурными подразделениями (инструкции, методические рекомендации и т.д.). Но, согласно ст. 4 НК РФ, они  не могут изменять или дополнять  законодательства о налогах и  сборах. И в связи с этим подзаконные  нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налогового регулирования и налогового планирования как элементов налогового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят:

Информация о работе Налоговое администрирование