Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.
Налоговое администрирование
базируется на общих принципах
Налоговое администрирование
осуществляется в целях реализации
государственной налоговой
Таким образом, налоговое
администрирование можно
1.2 Характеристика форм и методов налогового администрирования
Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которого надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех
уровней и государственные внебюджетные фонды.
Налоговое администрирование,
как организационно-
система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.
Основными методами налогового администрирования являются
налоговое планирование, налоговое
регулирование и налоговый
Целью налогового администрирования, таким образом, является
обеспечение плановых налоговых
поступлений в бюджетную
условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и
налогового контроля.
Метод налогового администрирования
Налоговый контроль
Налоговое регулирование
Налоговое планирование и прогнозирование
За правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц
Экономическое воздействие
на инвестиционные процессы; обновление
технологий в отраслях; балансирование
бюджета; саморегулирование
Оценка хозяйсвенно-
Рисунок 1.2 – Функциональные основы налогового администрирования
Главная цель налогового планирования состоит в экономическом
обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части
валового внутреннего продукта (ВВП) в разрезе основных бюджетообразующих налогов. Налоговое планирование может быть
краткосрочным (текущее или тактическое), среднесрочным и долгосрочным – на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое
прогнозирование).
Налоговое планирование
Оценка налогового потенциала региона
Прогнозирование объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет
Разделение прогнозируемых
объемов регулируемых налоговых
доходов между федеральным
Разработка проектов годовых бюджетов всех уровней налоговых доходов
Разработка контрольных заданий по налогам и сборам
Рисунок 1.2 – Методы и формы налогового планирования
Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию
объемов налоговых поступлений с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой России.
Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных (государственных, муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия ( Рисунок 1.3).
Налоговое регулирование
Формы ответственности за правонарушение
Формы налоговых льгот
Формы Изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафов
Налоговая, финансовая
Уменьшение или полное сложение налоговых обязательств
Предоставление рассрочки и отсрочки
Административная
Снижение размера налоговой ставки
Предоставление налогового кредита, инвестиционного налогового кредита
Уголовная
Вычеты из налоговой базы
Реструктуризация по налогам и сборам, а также пеням и штрафам
Рисунок 1.3 – Методы и формы налогового регулирования
Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение
относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и
регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.
Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации
технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового
обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Неотъемлемой составляющей
налогового регулирования и
и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов (Рисунок 1.4).
Налоговый контроль
Государственная регистрация и учет налогоплательщиков
Формы проведения
Прием и обработка налоговых деклараций
Реализация материалов проверок
Налоговые проверки
камеральные
Учет налоговых поступлений и задолженностей
Контроль за реализацией материалов проверок и уплатой доначислений, пени, а также штрафов
выездные
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременным поступлением платежей
Получение объяснений налогоплательщиков
Осмотр помещений и территорий
Налоговый контроль за крупными расходами
Рисунок 1.4 – Методы и формы налогового контроля
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.
Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.
Правовым обеспечением налогового администрирования выступает совокупность правовых норм, которая в науке финансового права определяется как налоговое право. Формы выражения норм налогового права или источники налогового права, составляющие систему правового обеспечения налогового администрирования, следующие:
– Конституция Российской Федерации;
– постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ);
– постановления и определения конституционных судов субъектов Российской Федерации;
– решения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ);
– решения ВС РФ;
– решения ВАС РФ;
– законодательства о налогах и сборах.
Информационные письма Президиума ВАС РФ, будучи официальным выражением правоприменительной практики высшей судебной инструкции, не являются источники налогового права и, следовательно, не входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.
Согласно ст. 1 НК РФ, в систему законодательства о налогах и сборах входят:
– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы;
– законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными органами власти субъектов Федерации;
– нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного управления.
В настоящее время налоговые отношения регулируются не только налоговыми законами, но и так называемыми неналоговыми законами. Легитимность такого положения подтверждена Постановлением КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П. В постановлении указывается, что Правительство Российской Федерации вправе на основании федерального закона установить порядок взимания сбора и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства. Следовательно, неналоговые законы, в которых содержаться налоговые нормы, входят в систему правового обеспечения налогового администрирования.
Источником налогового права
может считаться также
Следовательно, в систему
правового обеспечения
Элементом системы правового
обеспечения налогового администрирования
выступают также