Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 306.39 Кб (Скачать документ)

2. Принятие законодательных  мер по контролю за движением наличных денежных средств. В настоящее время такой контроль в стране весьма ослаблен, что позволяет обналичивать денежные средства сверх установленных норм и создавать условия выплаты зарплаты в конвертах. Установленная обязанность коммерческих банков контролировать движение наличных средств и соблюдение действующих нормативов по существу не может быть и фактически не является эффективной[30,с.33].

3. Совершенствование методики  выявления фактов уклонения от  уплаты налогов с фонда оплаты  труда путем определения совокупности  признаков их применения:

– выплата премий за нетрудовые результаты вместо зарплаты;

– заключение гражданско-правовых, договоров вместо трудовых;

– аренда персонала по договору аутстаффинга;

– уровень зарплаты вновь пришедших работников в несколько раз ниже, чем на предыдущем месте или ниже среднестатистического, а также ниже величины прожиточного минимума;

– регулярная выдача значительной части денежных средств «под отчет» приблизительно в дни получения зарплаты и др.

4. Законодательное установление  соответствия ставок по зарплатным  налогам. Возникает необходимость  более тесной связи ставок  ЕСН с прогрессией ставок НДФЛ. Весьма важно, чтобы верхняя  планка прогрессии ставки была  не ниже 24%, т.е. корреспондировалась  бы со ставкой налога на  прибыль. С 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций установлена 20 %, с 1 января 2010 г. планируется заменить ЕСН страховыми взносами и увеличение ставки до 36 %. Единую ставку НДФЛ следовало бы сохранить только по тем видам деятельности, где действительно сохраняется возможность сокрытия доходов в связи с существующими реальными сложностями налогового контроля, например, в таких видах деятельности, как сдача в наем помещений, автоперевозки, индивидуальная трудовая деятельность и др.

5. Используя опыт развитых  стран, предлагается определять  истинные доходы конкретного  налогоплательщика, осуществляя  контроль за его расходами. Необходимо обязать определенные (рисковые) группы физических лиц ежегодно составлять и представлять в налоговые органы декларацию об имеющемся в их распоряжении имуществе, включая денежные средства, как в наличной форме, так и на счетах в банках, а также о полученных в истекшем году доходах и произведенных крупных расходах.

Особое значение имеет  реализация комплекса мер, связанных  с повышением эффективности контроля уклонений от уплаты НДС, обеспечивающего  большую часть поступлений в  доход федерального бюджета. На сегодняшний  день сложилась устойчивая динамика опережения темпа роста налоговых  вычетов над темпами роста  начислений по объектам облагаемым НДС, резкого увеличения сумм налога, заявляемых экспортерами к возмещению, и фактически возмещенных сумм налога [42]. Все это свидетельствует об увеличении числа посреднических структур в производственно-хозяйственной цепочке, цель которых приведение в действие схем уклонения от налогов. Назовем следующие мероприятия, повышающие результативность контроля НДС.

1. Введение дополнительной  специальной регистрации налогоплательщиков  НДС, которая позволит сосредоточить  усилия налоговых органов на  администрировании меньшего количества  налогоплательщиков и отстранить  от системы взимания и возмещения  НДС «фирмы-однодневки». Кроме  того, необходимо закрепить в  качестве обязательного условия  применения вычета по НДС наличие  у поставщика свидетельства о  регистрации налогоплательщиков  НДС, выдаваемого налоговыми органами. Это позволит значительно снизить  участие фиктивных компаний и  повысит ответственность налогоплательщиков  в поиске добросовестных поставщиков.

2. В настоящее время  при определении налоговой базы  по НДС используется «метод  начисления», предусматривающий  порядок применения налогового  вычета без факта оплаты приобретенных  товаров (работ, услуг), что фактически  усложняет возможности налогового  контроля. Считается целесообразным законодательно, закрепить порядок применения вычетов по НДС по факту оплаты. Как показывает мировая практика, не во всех странах, в которых применяется метод начисления по НДС, налоговые вычеты производятся без факта оплаты сумм НДС поставщику товаров (работ, услуг).

3. Надо улучшить систему  информационного обеспечения налоговых  служб, включая усиление международного  сотрудничества в обмене информацией  по налоговым вопросам. В настоящее  время качество налогового контроля  снижается из-за слабости взаимодействия  с таможенными службами, отсутствия  единого программного обеспечения.  Из-за отсутствия оперативной  информации о таможенной стоимости  при ввозе и вывозе товаров  налогоплательщики используют схемы  незаконного возмещения НДС из  бюджета.

4. Предлагается исключить  из практики обложения одного  налога другим налогом, когда  при формировании налоговой базы  по НДС на ввозимые товары  включается сумма таможенной  пошлины и акциза, то есть необходимо  соблюдать принцип однократности  налогообложения.

Для повышения результативности контроля уклонений от уплаты акцизов, в том числе снижения объемов  нелегального производства алкогольной  продукции, необходимо применять следующие  меры.

1. Изменить схему взимания  акциза на спирт, алкогольную  и спиртосодержащую продукцию  и ввести механизм, обеспечивающий  уплату акциза банковской гарантией [16,с.3]. Автор схемы предлагает внести одинаковую, единую ставку на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и снизить ее до 100 р. за 1 л безводного спирта. Потенциальное сокращение доходов бюджета при снижении ставки акциза будет компенсировано за счет повышения собираемости налогов.

2. В отношении налогообложения  акцизами нефтепродуктов для  повышения эффективности налогового  контроля произошел возврат к  взиманию акцизов с производителей  нефтепродуктов, что позволило значительно упростить администрирование, снизить заинтересованность налогоплательщиков в применении схем уклонения от уплаты акцизов. Однако применяемый в настоящее время механизм взимания акцизов на бензин и дизельное топливо не стимулирует производство нефтепродуктов высокого качества, поэтому необходимо установить единую налоговую ставку, что позволит стимулировать производство высококачественного бензина и упростить процедуру налогового контроля уклонений от уплаты акцизов по нефтепродуктам.

3. Применение комбинированных  ставок акциза на табачные  изделия позволяет налогоплательщикам  минимизировать сумму акциза, подлежащего  уплате, путем занижения его суммы исчисленной по адвалорной ставке. Перенесение расчета адвалорной составляющей ставки с отпускной цены на розничную цену сигарет в торговой сети не упрощает и без того сложную систему взимания акциза и приводит к появлению новых схем уклонения от уплаты налогов. Для обеспечения налогового контроля необходимо отменить адвалорные ставки там, где возможно использование только специфических ставок.

 

 

 

 

 

3.2 Разработка  рекомендаций по совершенствованию  нормативно правовой базы в  области налогового администрирования

 

Совершенствование налогового администрирования рассматривается  в качестве источника дополнительных поступлений в бюджетную систему  налоговых платежей. С другой стороны, создание современной системы налогового администрирования выступает и  как способ устранения административных барьеров, создания максимально комфортных условий для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.

Ни для кого не секрет, что возможность  двоякого толкования норм закона, а  также наличие противоречий в  налоговом законодательстве приводит к тому, что некоторые налогоплательщики  используют всевозможные  лазейки  с целью уменьшения своих налоговых  обязательств, и в последние годы наряду с характерными нарушениями  налогового законодательства широкое  распространение получили различные  схемы уклонения от уплаты налогов. Именно благодаря таким «технологиям» ухода от налогообложения налогоплательщики в отдельных случаях минимизируют свои налоговые платежи.

В целях организации мониторинга  применяемых схем уклонения от налогообложения  и использования пробелов в законодательстве налоговые органы собирают и систематизируют  информацию о действиях налогоплательщиков по тем признакам, которые специалисты  налоговых органов могут увидеть  еще до выхода на проверку, то есть в  ходе камерального анализа.

Значительным резервом повышения  эффективности налогообложения  является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Кодекса.

В соответствии с  Основными направлениями налоговой  политики на 2012 год в Налоговый  кодекс войдет новая 26 глава, согласно которой режим Патентного налогообложения  можно будет применять только индивидуальным предпринимателям. Планируется  также исключение отдельных видов  деятельности из перечня по ЕНВД, в  их числе розничная торговля и  общественное питание, ведущие деятельность на площади до 150 метров кв. 
     Налоговая политика 2012 − 2014 годов будет направлена на совершенствование налоговой системы по многим направлениям. Стимулирование инновационных технологий и решений проявится в снижении ставки уплаты страховых взносов до 20% вместо 26% и до 30% вместо 34%, действовавшей в 2011 году. Произойдет увеличение списка налоговых льгот по социально-значимым расходам и благотворительной деятельности. Акцизное налогообложение пойдет по пути увеличения ставки налогов с опережением темпов инфляции на подакцизные товары: алкоголь и табак, причиняющие вред здоровью. 
      Предусматривается совершенствование налогообложения операций по ценным бумагам, упрощение порядка учета доходов от продажи недвижимости, установление налоговых ставок на полезные ископаемые с учетом уровня цен на мировом рынке и долей экспорта выше 50 %, совершенствование налогообложения в нефтяной и газовой отраслях с последовательным увеличением налоговой нагрузки по добыче газа. Для введения налога на недвижимость предполагается проведение массовой оценки всех объектов капитального строительства до 2 квартала 2012 года. Постоянный анализ эффективности нововведений и налоговых льгот в части федеральных, а также местных и региональных налогов также будет направлен на оптимизацию налогов. 
      По страховым взносам во внебюджетные фонды в 2012 году предстоят следующие изменения. Сумма 512 тыс. рублей будет считаться порогом, свыше которого для разных видов бизнеса установят соответственно различные ставки взносов. С начала 2012 года вся сумма взносов на обязательное медицинское страхование, рассчитанная по ставке 5,1%, будут направляться в бюджет ФФОМС. 
      Минфин считает, что целью данных изменений в налоговом законодательстве является рост доходной части бюджета и обеспечение перехода на новую систему налогообложения недвижимости. 
     Что касается НДПИ на газ – запланирован переход к установлению ставки в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье (по аналогии с налогообложением добычи нефти), а также с учетом темпов роста внутренних цен на газ. 
      В части реформирования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента планируется: 
– с 2012 года ввести в действие новую главу 265 “Патентная система налогообложения” НК РФ (данный режим предназначен для применения ИП); 
– постепенное сокращение сферы применения ЕНВД. 
    Так, с 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД, исключаются розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. С 1 января 2014 года ЕНВД для отдельных видов деятельности отменяется. 
     Согласно документу основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость уже определены и в настоящее время проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы. Физическим лицам – собственникам жилой недвижимости считается целесообразным предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. С включением в Налоговый кодекс РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость будет введен в тех субъектах Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос о применении порядка, предлагаемого для исчисления налога на недвижимость, к исчислению налога на недвижимое имущество организаций. 
     Помимо этого, предусмотрен рост ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию, причем в размере, превышающем инфляцию. В отношении остальных подакцизных товаров сохранятся ранее установленные ставки на 2012 и 2013 гг. с их индексацией на 10% в 2014 г. Планируется ввести льготный порядок налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

Стремление налогоплательщика  к уменьшению налоговых платежей может приобретать различные  формы. При этом допустима законная оптимизация налоговых платежей − такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и соответственно − оптимального вида платежа.

Ответственность налогоплательщика  предусматривается за такие деяния, которые совершаются умышленно  и направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога в нарушение закрепленных в законодательстве о налогах  и сборах правил.

Не менее важной представляется проблема квалификации ситуации, когда  формальное соблюдение закона налогоплательщиком, то есть совершение им действий, не запрещенных  законодательством, приводит к ущербу фискальных интересов государства  и муниципальных образований. Нередко  единственной целью использования  гражданско-правовых средств («деловой целью») становится налоговая выгода.

В сложившихся условиях должны быть законодательно закреплены инструменты  противодействия злоупотреблению  нормами законодательства в целях  минимизации налогов.

Особое внимание необходимо уделить критериям, отделяющим законное уменьшение налоговых платежей от избежания от налогообложения, а также процедурам проверки установления «деловой цели».

Реализация в законодательстве подобного механизма во многом позволит обеспечить стабильность имущественных  отношений, предсказуемость действий участников налоговых отношений.

Для подготовки соответствующих  законодательных положений необходимо использование практики, накопленной  арбитражными судами, а также зарубежного  опыта.

Успешное решение поставленной задачи будет способствовать реализации принципа всеобщности и равенства  налогообложения.

В связи с расширением  видов и назначения лицевых счетов, открываемых в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, требуется уточнить положения  Кодекса о взыскании налогов  и сборов с организаций, которым  открыты такие лицевые счета.

Требуется также дополнительно  проработать вопросы взыскания  налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения  взыскания налогов на денежные средства налогоплательщиков, взыскания налогов  с валютных счетов и счетов в драгоценных  металлах в банках.

Информация о работе Налоговое администрирование