Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.
В соответствии с предложенной моделью, представленной в таблице 2.1, у руководителя в подчинении будут находиться 8 отделов с общей штатной численностью 50 человек. Эти отделы, по выполняемым функциям, можно подразделить на 2 группы: в первую группу должны войти отделы, занимающиеся вопросами общего регулирования работы Управления – это хозяйственный, общий, финансовый, юридический отдел, отдел кадров и отдел налогового аудита. Вторую группу образуют отделы, обеспечивающие систему информационной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную, налоговую тайну, конфиденциальной и иной информации ограниченного распространения – это отдел собственной безопасности, отдел информационной безопасности.
За первым заместителем будут закреплены отделы, регулирующие контроль в различных сферах деятельности налогового органа: отдел налогообложения физических лиц, отдел контрольной работы, отдел оперативного контроля и применения ККТ, отдел контроля налоговых органов, отдел контроля сфере производства алкогольной и табачной продукции. Особо нужно отметит отдел контроля налоговых органов, который организует и проводит аудиторские проверки работы нижестоящих налоговых органов по соблюдению налогового законодательства. Именно благодаря работе этого отдела обеспечивается применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям, дисциплинарный контроль налоговых органов, на котором находятся МРИ ФНС России №1, МРИ ФНС России №5, ИФНС России по Октябрьскому району.
Второму заместителю в подчинение предполагаются отделы по работе с налогоплательщиками: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ, а также отделы учета налоговых поступлений и обработки данных: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений, отдел обработки данных и информатизации.
Третий заместитель будет руководить отделами, контролирующими поступление и уплату отдельных видов налогов: отдел косвенных налогов, отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов, отдел налогообложения прибыли (дохода). К тому же он курирует отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства.
Безусловно, при этом необходимо обеспечивать вертикальные взаимосвязи в работе всех отделов Управления.
Что касается распределения трудового потенциала, то, первый заместитель будет руководить 33 специалистами и инспекторами, наибольшее же количество работников (41 человек) будут в подчинении у 2 заместителя, у третьего заместителя – 40 человек. Таким образом, предлагается равное распределение трудового потенциала, что позволит более рационально его использовать.
Предложенная организационная
структура позволит повысить положительный
эффект от специализации отделов
и более рационально
2.2 Оценка эффективности налогового администрирования в РФ
В настоящее время оценка эффективности налогового администрирования осуществляется на основе системы следующих показателей.
1. Правительство России
оценивает эффективность
– собираемость налогов;
– отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов к общим суммам по спорам с плательщиками;
– доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами, к общему количеству исков, рассмотренных судами;
– доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений, вынесенных по результатам налогового контроля;
– снижение задолженности по налогам;
– увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов по данным социологических исследований;
– доля плательщиков, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием Интернет-технологий;
– доля плательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.
2. Внутренним приказом ФНС России в июне 2007 г. утверждена специальная методика оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов по осуществлению налогового контроля по 15 количественным показателям, которые имеются в статистической налоговой отчетности.
3. Дополняют систему
Пользователи интернет-сайтов
ФНС России и Управления ФНС по субъектам
РФ могут познакомиться с налоговым законодательством,
образцами и формами налоговых документов,
получить ответы на типовые вопросы, относящиеся
к налогам, правам и обязанностям плательщиков
и налоговых органов. Особой популярностью
среди посетителей сайта пользуются сервисы
«Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика».
В перспективе, любое физическое лицо
после авторизации сможет получить полную
информацию об имущественной базе, начислениях
налога, осуществленных платежах и льготах.
Целесообразно ускорить работы по оптимизации форм налоговых деклараций (расчетов)
в целях сокращения количества показателей
в них и их унификации. В Бюджетном послании
о бюджетной политике в 2010 – 2012 гг., Президент
России поставил задачу ведения и представления
действительно востребованной налоговой
отчетности, устраняя дублирующие друг
друга показатели, энергичнее избавляясь
от излишних процедур, форм отчетности,
которые, кроме неэффективных затрат государственных
средств, потери рабочего времени сотрудников
налоговых органов и граждан, не несут
какой-либо значимой информации. Принимаются
меры по повышению эффективности процедур досудебного урегулирования
налоговых споров. Главная задача сокращение
числа споров, решаемых в судебном порядке
с участием налоговых органов и смещение
нагрузки с судебной системы на подразделения
досудебного аудита, созданные в структуре
налоговой службы с 2006 г. Основные функции
этих подразделений – рассмотрение жалоб
на решения налоговых органов, возражений
и разногласий на акты налоговых проверок,
что снимает многие проблемы во взаимоотношениях
плательщиков с налоговыми органами. К
тому же, с 2009 г. в судебном порядке обжаловать
решение налогового органа по результатам
проверки возможно только после апелляционного
обжалования его в вышестоящий налоговый
орган. Здесь достигнуты определенные
положительные результаты, в первую, очередь
за счет повышения качественного уровня рассмотрения налоговых споров
на всех этапах. Так, плательщики Республики
Мордовия в 2010 г. оспорили путем подачи
возражений в налоговые органы на стадии
рассмотрения материалов налогового контроля
1469 актов (по сравнению с 2009 г. число оспоренных
актов уменьшилось на 9%). Налоговые претензии
составили 2381 млн. руб., из них 30% признаны
налоговыми органами области обоснованными
и удовлетворены. Также отделом досудебного
аудита УФНС России по Республике Мордовия
рассмотрено 923 жалобы плательщиков на
акты ненормативного характера и действия
(бездействие) налоговых органов на сумму
2576 млн. руб., из них удовлетворено полностью
или частично 44% жалоб на общую сумму 437
млн. руб. Вместе с тем, высокий процент
удовлетворения жалоб плательщиков требует
всестороннего анализа причин признания
действий или актов налоговых инспекций
незаконными, принятия мер по повышению
качества принимаемых решений. Но в целом,
результаты досудебного урегулирования
споров привели к сокращению судебных
дел плательщиков с налоговыми органами.
В целом по России количество таких дел,
рассмотренных в судах в 2010 г., по сравнению
с 2009 г. уменьшилось на 13%.Целесообразно
также повышать качество работы налоговых
органов по осуществлению процедуры государственной
регистрации юридических лиц. Судебная
практика показывает, что доля решений
налоговых органов об отказе в государственной
регистрации организаций, признанных
судом недействительными, в числе решений
налоговых органов о регистрации в 2010
г. составила меньше 4,2%. Минфин России
считает, что значение этого показателя
в 3,5 % является реально достижимым к 2013
г., при планомерной работе по повышению
качества нормативной работы и работы
налоговых органов по сопровождению судебных
процедур. Собираемость налогов (отношение суммы поступлений
налогов за налоговый период к сумме начислений)
– комплексный показатель, характеризующий
работу налоговых органов по основным
направлениям деятельности.
Исходя из расчета оценки отношения
суммы фактически поступивших налоговых
платежей к сумме налоговой недоимки (коэффициент
исполнения налоговых обязательств) и
к сумме налоговой задолженности (коэффициент
собираемости налоговых платежей), нами
проведен анализ уровня собираемости
налоговых платежей и коэффициента исполнения
налоговых обязательств за период с 2006
по 2010 г. без учета поступлений и учета
задолженности по платежам в государственные
внебюджетные фонды, представленный в
таблице 2.1
Таблица 2.1 – Собираемость налоговых платежей в РФ в 2006 – 2010 гг.
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Налоговые поступления, млрд. руб [4] |
5953,8 |
7612,4 |
8760,6 |
7091,5 |
7708,5 |
Налоговая недоимка, млрд. руб |
273,5 |
251 |
254,7 |
353,5 |
339,8 |
Налоговая нагрузка, задолженность, млрд. руб |
1643,7 |
1137 |
1078,7 |
1271,7 |
1199 |
Коэффициент собираемости налогов и сборов согласно методике ФНС, % [5] |
54,5 |
98,9 |
100,1 |
97,0 |
95,15 |
Коэффициент исполнения налоговых обязательств, % |
95,4 |
96,7 |
97,2 |
95,0 |
95,6 |
Коэффициент собираемости налогов согласно расчету, % |
72,4 |
85,1 |
87,7 |
82,1 |
84,5 |
Таким образом, за период 2006-2008 гг. данные коэффициенты имели тенденцию к повышению. Уменьшение коэффициентов собираемости в 2008-2010 гг. связано с увеличением задолженности по налогам и сборам за рассматриваемый период, предпосылками которого наряду с экономическим кризисом в стране являются также проблемы функционирования каждого отдельного механизма обеспечения исполнения по уплате налогов
В 2010 г. собираемость налогов составила 95,15%, Минфин России считает, что собираемость доходов к 2013 г., составит – 95,2% и обосновывает этот вывод тем, что собираемость налогов в ведущих зарубежных стран даже ниже, чем в России: в США – 83%, в экономически развитых странах Евросоюза (Англия, Франция, Германия, Италия, Голландия, Дания и др.) – 81 - 88 %.Не снимается острота проблем, связанных со снижением налоговой задолженности плательщиков. Если по отношению к задолженности на 01.01.2005 она снизилась в 2010 г. на 25,5%, то Минфин России ставит задачу снизить задолженность в 2013 г. на 27%.
Целесообразно продолжение процесса совершенствования организационных структур налоговых органов. Особого внимания заслуживает вопрос создания налоговых инспекций по централизованной обработке данных. В связи с постоянным увеличением количества плательщиков растет и их документооборот. Налоговые органы с трудом справляются с вводом отчетности плательщиков в АИС «Налог» и последующей ее камеральной проверки. 25 – 30 % времени работников налоговых органов тратится на ручной ввод данных налоговой отчетности. Эффективным методом централизованного сбора, ввода, обработки, хранения и использования больших объемов налоговой отчетности плательщиков, сокращения ручных операций в налоговых органах является создание Центров обработки данных (ЦОД) территориальных налоговых управлений. Центры обработки данных действуют в Москве и Санкт-Петербурге, Волгоградской, Нижегородской и Свердловской областях. Централизованная обработка отчетности позволила значительно улучшить качество обслуживания плательщиков в тех регионах, где она внедрена. Сократилось время обслуживания одного плательщика при сдаче отчетности, увеличилась производительность труда сотрудников налоговых органов при обработке бухгалтерской и налоговой отчетности, снизилось количество ошибок ввода. На наш взгляд, создание центров обработки данных во всех 82 Управлениях по субъектам РФ – актуальный фактор повышения эффективности налогового администрирования. Важным показателем налогового администрирования является увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов по данным социологических опросов (по отношению к предыдущему году – в %). При установлении этого показателя, Минфин России исходил из оценок деятельности налоговых органов в Европейском Союзе и ряде стран ОЭСР, в которых изменение аналогичного критерия не выходит за 1 – 2 % в год. В 2008 г. впервые, по заказу ФНС России в 40 субъектах РФ, проведено социологическое исследование по теме «Оценка качества работы налоговых органов», затем они проводились и в последующие годы. Результаты исследования занесены в таблицу 2.2
Таблица 2.2 – Оценка качества работы налоговых органов
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Профессионализм налоговых органов |
60,7% |
69,5% |
73,5% |
Информированность налогоплательщиков |
40,2% |
57,6% |
74,6% |