Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством. При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
Развитие методологии налогового администрирования невозможно без критического осмысления накопленного отечественного и зарубежного опыта по его становлению и реформированию, тенденций изменения налогообложения хозяйствующих субъектов с целью повышения его эффективности.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 306.39 Кб (Скачать документ)

В соответствии с предложенной моделью, представленной в таблице 2.1, у руководителя в подчинении будут находиться 8 отделов с общей штатной численностью 50 человек. Эти отделы, по выполняемым функциям, можно подразделить на 2 группы: в первую группу должны войти отделы, занимающиеся вопросами общего регулирования работы Управления – это хозяйственный, общий, финансовый, юридический отдел, отдел кадров и отдел налогового аудита. Вторую группу образуют отделы, обеспечивающие систему информационной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную, налоговую тайну, конфиденциальной и иной информации ограниченного распространения – это отдел собственной безопасности, отдел информационной безопасности.

За первым заместителем будут  закреплены отделы, регулирующие контроль в различных сферах деятельности налогового органа: отдел налогообложения  физических лиц, отдел контрольной  работы, отдел оперативного контроля и применения ККТ, отдел контроля налоговых органов, отдел контроля сфере производства алкогольной  и табачной продукции. Особо нужно  отметит отдел контроля налоговых  органов, который организует и проводит аудиторские проверки работы нижестоящих  налоговых органов по соблюдению налогового законодательства. Именно благодаря работе этого отдела обеспечивается применение мер дисциплинарного  воздействия к нарушителям, дисциплинарный контроль налоговых органов, на котором  находятся МРИ ФНС России №1, МРИ ФНС России №5, ИФНС России по Октябрьскому району.

Второму заместителю в  подчинение предполагаются отделы по работе с налогоплательщиками: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ, а также отделы учета налоговых поступлений и обработки данных: отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений, отдел обработки данных и информатизации.

Третий заместитель будет  руководить отделами, контролирующими  поступление  и уплату отдельных  видов налогов: отдел косвенных  налогов, отдел ресурсных, имущественных  и прочих налогов, отдел налогообложения  прибыли (дохода). К тому же он курирует отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства.

Безусловно, при этом необходимо обеспечивать вертикальные взаимосвязи  в работе всех отделов Управления.

Что касается распределения  трудового потенциала, то, первый заместитель  будет руководить 33 специалистами  и инспекторами, наибольшее же количество работников (41 человек) будут в подчинении у 2 заместителя, у третьего заместителя  – 40 человек. Таким образом, предлагается равное распределение трудового потенциала, что позволит более рационально его использовать.

Предложенная организационная  структура позволит повысить положительный  эффект от специализации отделов  и более рационально использовать имеющийся кадровый состав Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия.

 

2.2 Оценка  эффективности налогового администрирования в РФ

 

В настоящее время оценка эффективности налогового администрирования  осуществляется на основе системы следующих  показателей.

1. Правительство России  оценивает эффективность работы  ФНС России по следующим критериям: 

– собираемость налогов;

– отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов к общим суммам по спорам с плательщиками;

– доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами, к общему количеству исков, рассмотренных судами;

– доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений, вынесенных по результатам налогового контроля;

– снижение задолженности по налогам;

– увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов по данным социологических исследований;

– доля плательщиков, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием Интернет-технологий;

– доля плательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.

2. Внутренним приказом  ФНС России в июне 2007 г. утверждена  специальная методика оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов по осуществлению налогового контроля по 15 количественным показателям, которые имеются в статистической налоговой отчетности. 

3. Дополняют систему количественных  показателей ряд аналитических  показателей, которые берутся  из материалов проведенного анализа  направлений деятельности налоговых  органов, полученных выводов,  заключений, наличия (отсутствия) рекламаций  и замечаний и других факторов. Анализ результатов работы в  соответствии с вышеприведенной  системой позволяет более точно  оценить эффективность деятельности  налоговых органов. Вес каждого  показателя оценивается в баллах  и, суммируя их, можно получать ежеквартально составляемый ФНС России рейтинг Управлений по субъектам РФ и, в свою очередь, определяемый УФНС рейтинг налоговых инспекций. В соответствии с рейтингом применяется и система материального поощрения сотрудников налоговых органов. Исходя из вышеприведенной системы критериев и показателей, можно определить основные направления повышения эффективности налогового администрирования. Одно из актуальных направлений совершенствования налогового администрирования  ̶  повышение качества и расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами плательщикам, в т. ч. организация приема плательщиков, оперативное проведение сверки по расчетам с бюджетом, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан. Здесь, прежде всего, нужно выделить проблему расширения приема налоговой отчетности от плательщиков в электронном виде, увеличения доли плательщиков, имеющих возможность бесконтактного доступа к информационной базе налоговых органов о состоянии своих расчетов с бюджетом. На коллегии ФНС России, по вопросам развития электронных услуг, решено в 2011−2014 гг. существенно расширить электронный документооборот с плательщиками, который предоставит им возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но и оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Намечено создать единый контакт − центр для круглосуточного информационного обслуживания налогоплательщиков. Для совершенствования передачи информации требуется создать систему удостоверяющих центров налоговых органов, как основы для создания единого пространства доверия между участниками информационного взаимодействия. Здесь имеются положительные сдвиги. Так, в Республике Мордовия в 2010 г. количество юридических лиц, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи составило 47,38%. 

Пользователи интернет-сайтов ФНС России и Управления ФНС по субъектам РФ могут познакомиться с налоговым законодательством, образцами и формами налоговых документов, получить ответы на типовые вопросы, относящиеся к налогам, правам и обязанностям плательщиков и налоговых органов. Особой популярностью среди посетителей сайта пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика». В перспективе, любое физическое лицо после авторизации сможет получить полную информацию об имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и льготах. Целесообразно ускорить работы по оптимизации форм налоговых деклараций (расчетов) в целях сокращения количества показателей в них и их унификации. В Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010 – 2012 гг., Президент России поставил задачу ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов и граждан, не несут какой-либо значимой информации. Принимаются меры по повышению эффективности процедур досудебного урегулирования налоговых споров. Главная задача сокращение числа споров, решаемых в судебном порядке с участием налоговых органов и смещение нагрузки с судебной системы на подразделения досудебного аудита, созданные в структуре налоговой службы с 2006 г. Основные функции этих подразделений – рассмотрение жалоб на решения налоговых органов, возражений и разногласий на акты налоговых проверок, что снимает многие проблемы во взаимоотношениях плательщиков с налоговыми органами. К тому же, с 2009 г. в судебном порядке обжаловать решение налогового органа по результатам проверки возможно только после апелляционного обжалования его в вышестоящий налоговый орган. Здесь достигнуты определенные положительные результаты, в первую, очередь за счет повышения качественного уровня рассмотрения налоговых споров на всех этапах. Так, плательщики Республики Мордовия в 2010 г. оспорили путем подачи возражений в налоговые органы на стадии рассмотрения материалов налогового контроля 1469 актов (по сравнению с 2009 г. число оспоренных актов уменьшилось на 9%). Налоговые претензии составили 2381 млн. руб., из них 30% признаны налоговыми органами области обоснованными и удовлетворены. Также отделом досудебного аудита УФНС России по Республике Мордовия рассмотрено 923 жалобы плательщиков на акты ненормативного характера и действия (бездействие) налоговых органов на сумму 2576 млн. руб., из них удовлетворено полностью или частично 44% жалоб на общую сумму 437 млн. руб. Вместе с тем, высокий процент удовлетворения жалоб плательщиков требует всестороннего анализа причин признания действий или актов налоговых инспекций незаконными, принятия мер по повышению качества принимаемых решений. Но в целом, результаты досудебного урегулирования споров привели к сокращению судебных дел плательщиков с налоговыми органами. В целом по России количество таких дел, рассмотренных в судах в 2010 г., по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 13%.Целесообразно также повышать качество работы налоговых органов по осуществлению процедуры государственной регистрации юридических лиц. Судебная практика показывает, что доля решений налоговых органов об отказе в государственной регистрации организаций, признанных судом недействительными, в числе решений налоговых органов о регистрации в 2010 г. составила меньше 4,2%. Минфин России считает, что значение этого показателя в 3,5 % является реально достижимым к 2013 г., при планомерной работе по повышению качества нормативной работы и работы налоговых органов по сопровождению судебных процедур. Собираемость налогов (отношение суммы поступлений налогов за налоговый период к сумме начислений) – комплексный показатель, характеризующий работу налоговых органов по основным направлениям деятельности. 
Исходя из расчета оценки отношения суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме налоговой недоимки (коэффициент исполнения налоговых обязательств) и к сумме налоговой задолженности (коэффициент собираемости  налоговых платежей), нами проведен анализ уровня собираемости налоговых платежей и коэффициента исполнения налоговых обязательств за период с 2006 по 2010 г. без учета поступлений и учета задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды, представленный в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 – Собираемость налоговых платежей в РФ в 2006 – 2010 гг.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

Налоговые поступления, млрд. руб [4]

5953,8

7612,4

8760,6

7091,5

7708,5

Налоговая недоимка, млрд. руб

273,5

251

254,7

353,5

339,8

Налоговая нагрузка, задолженность, млрд. руб

1643,7

1137

1078,7

1271,7

1199

Коэффициент собираемости налогов  и сборов согласно методике ФНС, % [5]

54,5

98,9

100,1

97,0

95,15

Коэффициент исполнения налоговых  обязательств, %

95,4

96,7

97,2

95,0

95,6

Коэффициент собираемости налогов  согласно расчету, %

72,4

85,1

87,7

82,1

84,5


 

       Таким образом, за период 2006-2008 гг. данные коэффициенты имели тенденцию к повышению. Уменьшение коэффициентов  собираемости  в 2008-2010 гг. связано с увеличением задолженности по налогам и сборам за рассматриваемый период, предпосылками которого наряду с экономическим кризисом в стране являются также проблемы функционирования каждого отдельного механизма обеспечения исполнения по уплате налогов 

     В 2010 г. собираемость налогов составила 95,15%, Минфин России считает, что собираемость доходов к 2013 г., составит – 95,2% и обосновывает этот вывод тем, что собираемость налогов в ведущих зарубежных стран даже ниже, чем в России: в США – 83%, в экономически развитых странах Евросоюза (Англия, Франция, Германия, Италия, Голландия, Дания и др.) – 81 - 88 %.Не снимается острота проблем, связанных со снижением налоговой задолженности плательщиков. Если по отношению к задолженности на 01.01.2005 она снизилась в 2010 г. на 25,5%, то Минфин России ставит задачу снизить задолженность в 2013 г. на 27%.

         Целесообразно продолжение процесса совершенствования организационных структур налоговых органов. Особого внимания заслуживает вопрос создания налоговых инспекций по централизованной обработке данных. В связи с постоянным увеличением количества плательщиков растет и их документооборот. Налоговые органы с трудом справляются с вводом отчетности плательщиков в АИС «Налог» и последующей ее камеральной проверки. 25 – 30 % времени работников налоговых органов тратится на ручной ввод данных налоговой отчетности. Эффективным методом централизованного сбора, ввода, обработки, хранения и использования больших объемов налоговой отчетности плательщиков, сокращения ручных операций в налоговых органах является создание Центров обработки данных (ЦОД) территориальных налоговых управлений. Центры обработки данных действуют в Москве и Санкт-Петербурге, Волгоградской, Нижегородской и Свердловской областях.  Централизованная обработка отчетности позволила значительно улучшить качество обслуживания плательщиков в тех регионах, где она внедрена. Сократилось время обслуживания одного плательщика при сдаче отчетности, увеличилась производительность труда сотрудников налоговых органов при обработке бухгалтерской и налоговой отчетности, снизилось количество ошибок ввода. На наш взгляд, создание центров обработки данных во всех 82 Управлениях по субъектам РФ – актуальный фактор повышения эффективности налогового администрирования. Важным показателем налогового администрирования является увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов по данным социологических опросов (по отношению к предыдущему году – в %). При установлении этого показателя, Минфин России исходил из оценок деятельности налоговых органов в Европейском Союзе и ряде стран ОЭСР, в которых изменение аналогичного критерия не выходит за 1 – 2 % в год.          В 2008 г. впервые, по заказу ФНС России в 40 субъектах РФ, проведено социологическое исследование по теме «Оценка качества работы налоговых органов», затем они проводились и в последующие годы. Результаты исследования занесены в таблицу 2.2

Таблица 2.2 – Оценка качества работы налоговых органов

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Профессионализм налоговых  органов

60,7%

69,5%

73,5%

Информированность налогоплательщиков

40,2%

57,6%

74,6%

Информация о работе Налоговое администрирование