Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа
Занятость населения является важнейшим элементом социально-трудовых отношений и занимает существенное место в исследованиях связанных с экономикой труда.
Широкое развитие неформальной занятости ярко проявляется в период проведения экономических реформ, заставляет обратить пристальное внимание на изучение этого социально-экономического явления.
Введение
Глава 1. Сущность неформальной занятости
1.1. Занятость: социально-экономическая сущность, виды и формы
1.2. Неформальная занятость: сущность, причины и последствия
1.3. Особенности неформальной занятости в России
Глава 2. Анализ неформальной занятости работников в Омской области
2.1. Анализ ситуации на рынке труда Омской области
2.2. Структура занятости работников Омской области
2.3. Особенности неформальной занятости в Омской области
2.4. Нарушение прав неформально занятых работников
2.5. Проблемы на сельском рынке труда
Глава 3. Пути решения проблемы неформальной занятости
3.1. Экономическая и социальная политика в отношении неформальной занятости населения
3.2. Содействие занятости населения в Омской области
Заключение
Библиографический список
Приложение
Не участвуя в производительном труде, часто не имея даже своего подворья или обрабатываемого участка, эти люди тем не менее пользуются всеми благами, которые предоставляются работающей части сельского населения - транспорт, связь, дороги, школьные учреждения, медицинское обслуживание.
Анализ рынка труда за последнее десятилетие по Нижнеомскому району свидетельствует о том, что при незначительном сокращении экономически активного населения, которое в начале 1998 года составляло 8600 человек, число работающих к 2006 году сократилось почти в 2 раза, число безработного населения выросло в 8 раз, а уровень общей безработицы по отношению к экономически активному населению поднялся с 6 процентов до 45,2 процента.
При этом трудоустраивается безработных в целом по району сегодня в полтора раза меньше, чем десятилетие назад.
По прогнозам Центра занятости, число сельских безработных в ближайшем будущем в районе не сократится. Напротив, высвобождение работников на сельхозпредприятиях продолжается. Только в этом году без работы останется более 200 человек.
В целом для аграрного сектора сокращение числа работающих на конкретных участках производства вполне закономерено. Новые рыночные отношения, новые формы собственности, современные прогрессивные технологии, высокопроизводительная техника не позволяют сохранять прежнее число рабочих мест. Еще недавно на селе было занято почти в два раза больше работников, чем необходимо для организации производства. В связи с этим личное подворье еще долго останется рабочим местом для значительной части сельского населения. Подсобное хозяйство имеют более половины из числа зарегистрированных в службе занятости жителей Нижнеомского района. Не вдаваясь в статистические подробности, остановимся лишь на некоторых особенностях современного личного подсобного хозяйства. Как уже отмечалось, в последние годы в ЛПХ произошло заметное расслоение.
С одной стороны, на селе стали появляться крупные подворья с обширными земельными площадями, стадами КРС, свинофермами, птичниками. С другой - появились крестьяне-люмпены, не имеющие за душой ничего, кроме детских пособий или случайного заработка. По наблюдениям директора ЦЗ населения Нижнеомского района Петра Баева, вырастает уже целое поколение молодых людей, которые не только не могут, но и не хотят работать.
Население, не имеющее подсобного хозяйства, пополняется и пенсионерами, которым трудно содержать собственное подворье.
Для развитых ЛПХ при сложившейся экономической ситуации и техническом оснащении мелких товаропроизводителей дальнейший рост эффективности вряд ли возможен. К тому же на развитие подсобных хозяйств влияет узость деревенского рынка: сбыт продукции усложнен, с одной стороны, низкими закупочными ценами и слабой покупательской способностью сельского населения. С другой - невозможностью попасть на рынок за пределами или поселения, или на рынки города.
До сих пор не принята правовая база, регулирующая отношение к ЛПХ как к новой организационно-правовой форме аграрного комплекса. В результате права владельцев подворий практически не защищены.
Речь идет о взаимоотношениях ЛПХ с государственными структурами, органами власти, местными СПК, обслуживающими село организациями, пенсионном обеспечении, трудовом стаже.
Федерального закона о пенсионном обеспечении владельца ЛПХ нет, а закон Омской области о личных хозяйствах, принятый почти десять лет назад, в вопросах пенсионного обеспечения приравнивает владельцев подворий к фермерам - хочешь получить пенсию - становись предпринимателем, что ставит первых в невыгодные условия.
Нередко владельцы крупных хозяйств стараются скрыть свои доходы, да еще и определяются на бирже труда в качестве безработных. Занимаясь производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, необлагаемые налогами, они тем не менее не участвуют в формировании местных бюджетов. На селе формируется так называемая неформальная экономика.
Если учесть, что треть незанятого населения личных подсобных хозяйств не имеет и в то же время район в прошлом году занимал первое место в области по закупу у населения молока, что в целом от реализации сельскохозяйственной продукции населением получено около 18 миллионов рублей, можно судить о тех огромных резервах, которыми район располагает [17, c. 6-7].
Основной фронт борьбы с неформальной занятостью в России пролегает через создание нормальных условий предпринимательства. Необходимо осуществить:
- стабилизацию и повышение уровня жизни основной массы населения, в том числе в целях предотвращения его ухода в неформальный сектор;
- введение контроля за процессом приватизации и соблюдение условий приватизации в последующем; в случае необходимости применять деприватизацию;
- разработку механизма финансовой поддержки отечественного предпринимательства; контроль за продвижением кредитно-денежных потоков; решение проблемы неплатежей;
- реформирование налоговой системы в сторону её упрощения, снижение количества налогов и налоговых ставок [4, c. 187].
Во второй главе было показано тяжёлое положение наёмных работников, вовлечённых в неформальную экономику. Улучшение их положения в обществе и сфере труда не может произойти само собой, а должно быть основано на изменении социальной политики
В соответствии с рекомендациями МОТ, основанными на богатом опыте накопленном в разных странах, общий подход к подобного рода социальной политике должен состоять в направленности на соблюдение основных норм и положений трудового законодательства, в отношении работников неформального сектора. Необходимо также постепенно менять схемы социальной защиты, с целью учета специфики деятельности в неформальной экономике и создавать институты, содействующие достижению этих целей.
При этом рекомендуется обратить особое внимание на три типа норм. Первые и главные из которых касаются таких основных прав человека, как свобода объединения и создание коллективных социальных механизмов внутри самого неформального сектора; свобода от принудительного труда; свобода от дискриминации. Во-вторых, можно принять меры по сокращению и, в конечном счете, устранению, наиболее нетерпимых форм эксплуатации и насилия в неформальном экономике. И, наконец, третья область, которая заслуживает первоочередного внимания - охрана и безопасность труда. Для проведения в жизнь подобных изменений необходимо предпринять усилия как на макроуровне, так и на микроуровне, то есть нужно не только прямое участие государства, но также общественных организаций и объединений самих работников неформальной экономики.
В Омской области реализуется Концепция государственной политики развития малого предпринимательства. Одним из основных ее аспектов является территориальный и социальный, с акцентом на поддержку малого предпринимательства в экономически отсталых и депрессивных муниципальных образованиях, а также система мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения.
Приоритетными задачами Правительства Омской области в этой сфере являются:
- развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса, создание сети бизнес-инкубаторов в городе Омске и районных центрах Омской области;
- государственная поддержка субъектов малого инновационного предпринимательства;
- государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- выявление и устранение существующих административных барьеров развития малого бизнеса;
- совершенствование законодательства, системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- развитие финансово-кредитных форм поддержки малого бизнеса;
- организационное и информационное обеспечение деятельности малого предпринимательства.
Реализация Концепции позволит увеличить количество создаваемых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, повысить качество трудовых и предпринимательских структур, а также вовлечь в трудовую деятельность отдельные группы населения, для которых занятость на крупном производстве налагает определенные ограничения (домохозяйки, инвалиды, пенсионеры-льготники, учащиеся и др.).
На данный момент в Омской области в малом предпринимательстве занято свыше 200 тыс.чел.: среднесписочная численность работников организаций малого бизнеса составляет около 100 тыс.чел, количество индивидуальных предпринимателей – около 90 тыс.чел., число крестьянско-фермерских хозяйств не превышает 7 тысяч.
Активизировалась деятельность органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения Омской области, особенно в муниципальных районах Омской области, поскольку наибольшее число безработных граждан проживает в сельской местности.
Во всех муниципальных районах Омской области (кроме Кормиловского муниципального района) и административных округах города Омска разработаны программы занятости населения на 2008 – 2010 годы. В Тарском муниципальном районе после утверждения муниципальной программы занятости населения принято решение о разработке программ занятости во всех сельских поселениях.
В муниципальных районах активно работают координационные комитеты содействия занятости населения, а также созданы общественные комиссии содействия занятости населения в поселениях Омской области.
Также происходит содействие развитию ЛПХ. В некоторых сельских поселениях развитию ЛПХ содействуют местные работодатели. К примеру, в Москаленском муниципальном районе руководители СПК "Сибиряк" и СПК "Большевик" оказывают помощь местным жителям посредством их снабжения молодняком скота и кормами по льготным ценам. В Одесском муниципальном районе созданы потребительские кооперативы: один – по производству и сдачи молока, два – по производству и реализации мяса. Планируется также создание потребительских и перерабатывающих кооперативов в Называевском муниципальном районе. В Черлакском районе в соответствии с планом мероприятий по развитию кадрового потенциала на 2007 – 2010 годы создаются новые рабочие места, в основном – в сфере торговли и бытового обслуживания, в 2008 году открылся новый цех на 40 рабочих мест в ООО "Черлакский мясокомбинат" [17, c. 7].
Однако для того чтобы добиться реальных изменений в развитии ЛПХ. необходимо, во-первых, четко определить положение и место личного подсобного хозяйства а агропромышленном комплексе его размеры.
Во-вторых, принять меры, обеспечивающие условия его производственной деятельности, имеются в виду уровень налогообложения, закупочные цены, отношения с переработчиками, прямой выход на сельскохозяйственный рынок, взаимоотношение с коллективными хозяйствами, сельскими фермерами, решение проблем кооперирования.
В-третьих, законодательно установить социальный статус владельцев личных подворий, речь идет о социальном, медицинском и пенсионном страховании, трудовом стаже.
Таким образом, неформальную занятость можно определить как официально незарегистрированную экономическую деятельность, связанную с производством товаров и услуг, не запрещённых законом.
Среди основных причин возникновения неформальной занятости можно назвать следующие:
- возможность скрытия доходов от налогообложения;
- стремление заработать и повысить (поддержать) уровень жизни;
-стремление работодателей снизить издержки и увеличить объемы производства за счет экономии на социальных выплатах, затратах на охрану труда, увеличения его продолжительности, более низкой заработной платы;
- низкий уровень оплаты труда в формальном секторе, общий низкий уровень жизни населения, толкающий на любые приработки.
Неформальный сектор в Омской области составляет существенную долю рынка труда. К нему относят индивидуально занятых работников и владельцев мелких, в том числе незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленных работников на зарегистрированных предприятиях.
В Омской области наблюдается тенденция роста числа неформально занятого населения. Доля неформально занятого сельского населения выше, чем городского населения.
Большинством неформальная занятость воспринимается как вынужденная, когда нет другой возможности трудоустройства.
В целом в Омской области работают без оформления трудового договора в основном молодежь, пенсионеры и мужчины среднего возраста с высшим образованием.
Одни из факторов, влияющим на уровень неформальной занятости, является образование. Чем выше уровень образования населения, тем ниже доля имеющих неформальную занятость.
Что касается отраслевой структуры неформальной занятости в Омской области, то лидируют такие отрасли, как торговля, сфера услуг, строительство.
В Омской области ведётся активная политика по содействию занятости населения, что в дальнейшем приведёт к уменьшению численности неформальной занятых.