Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель – изучить принципы подготовки и требования к представлению информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности как информационной системе для широкого круга внутренних и внешних пользователей (субъектов рынка) исходя из их требований и запросов в процессе принятия решений.
Введение………………………………………………………………………………………....2
Глава 1 Нормативное регулирование и перспективы представления информации в бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………...4
1.1 Виды отчетности организации………………………………………………………….....4
1.2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации о хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………..........7
1.3 Значение и функции бухгалтерской отчетности…………………………………..……..9
1.4. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности…………………………. 13
1.5. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности …………….18
1.6. Состав годового и промежуточного бухгалтерских отчетов ………………………..…22
1.7. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности …………………………………………………………………….26
Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности…………....28
2.1 Сущность и значение сегментарной отчётности………………………………………....28
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей…………..30
2.3 Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчётности……………...39
Глава 3 Составление сегментарной отчётности на примере организации…………………42
Заключение…………………………………………………………………………………..…50
Список использованной литературы………………………………………………………....52
1.4. Международная
стандартизация бухгалтерской
Регулирование бухгалтерского учета в разных странах имеет существенные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.
Дело осложняется с выходом компании на международный рынок. Здесь необходимо руководствоваться и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций явилось одним из решающих факторов возникновения потребности гармонизации учета. Значительные расхождения в национальных правилах учета и составления отчетности оказывают существенное влияние на рынки международного капитала.
Следовательно, встает проблема гармонизации учета на международном уровне. Гармонизация учета ведется по разным направлениям: международным, региональным, национальным. Рассмотрим наиболее важное направление, которое ведет Международная федерация бухгалтеров (IFAC), основанная 7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими организациями из 51 страны, в том числе из Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США. В рамках данной структуры до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет по МСФО), который в настоящее время преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.
В настоящее время в IFAС входят 155 бухгалтерских организаций из 118 стран. С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных международных стандартов финансовой отчетности.
К концу 2006 г. Комитет по МСФО ввел в следующие стандарты (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Перечень международных
стандартов финансовой отчетности
В 2004–2007 гг. Комитетом по МСФО была проведена большая работа по конвергенции МСФО и американских GAAP. К 2007 г. разработаны 9 новых стандартов (табл.1.3).
Таблица 1.3
Перечень международных стандартов финансовой отчетности, выпущенных после 2001 г.
Если до 2000 г. Комитет по МСФО (IASB) ставил задачу гармонизации (harmonization) национальных бухгалтерских стандартов, то новый Устав IFRS предусматривает процесс конвергенции (convergency). Конвергенция рассматривается как поиск консенсуса и принятие по одному и тому же вопросу национальных стандартов, максимально приближенных друг к другу решений, если единства в отношении международного стандарта по этой теме достигнуть невозможно.
Таким образом, конвергенция предполагает сокращение различий и максимальное сближение национальных стандартов. Достигнутое между IASB и FASB (американским Советом по стандартам финансовой отчетности) соглашение предусматривает, что должны быть выявлены и сформулированы основные различия между двумя системами стандартов, что позволит в дальнейшем сформировать единый комплект практически реализуемых глобальных стандартов учета на международном уровне.
Вместе с тем исследования Комитета по МСФО национальных систем финансовой отчетности 59 стран, в том числе России, показали, что во многих национальных стандартах продолжают сохраняться существенные отличия от МСФО. Исследование охватывало главным образом компании, акции которых котируются на фондовых биржах. Из 59 обследованных стран 56 приняли или намерены были на тот момент принять МСФО либо планировали осуществить конвергенци[2].
При этом стратегия конвергенции имеет ряд различий и предполагает варианты:
• постепенное принятие МСФО в качестве обязательных национальных стандартов;
• замена национальных стандартов на МСФО с дополнениями по вопросам, не отраженным в МСФО;
• устранение различий между МСФО и национальными стандартами, где это возможно и целесообразно.
Существуют серьезные препятствия на пути конвергенции.
Прежде всего это сложный характер некоторых стандартов по финансовым инструментам и стандартов, в основе которых лежит учет по справедливой стоимости. Важной проблемой является налоговая ориентация национальных систем бухгалтерского учета. Существующая связь между бухгалтерским и налоговым учетом рассматривается как потенциальный барьер на пути конвергенции.
Далее, возникают сложности
с национальными планами
Важным аспектом является также ограниченность национальных рынков капитала, что изначально снижает ценность применения МСФО.
МСФО переведены еще не на все языки мира, кроме того, не все переводы утверждены Комитетом по МСФО.
Ограничены возможности
обучения МСФО профессиональными
Учитывая отмеченные трудности,
при разработке планов конвергенции
и их реализации следует анализировать
необходимость и
1.5. Переход России
на международные стандарты
Российская система
В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.
Программой предусматривалось:
сформировать систему стандартов учета
и отчетности, обеспечивающих полезной
информацией пользователей, в первую
очередь инвесторов; обеспечить увязку
реформы бухгалтерского учета в
России с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном
уровне; оказать методическую помощь
организациям в процессе освоения и
внедрения реформированной
В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.
Концепция направлена на повышение
качества информации, формируемой в
бухгалтерском учете и
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;
• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
• административной реформой в России.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):
• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
• создание инфраструктуры применения МСФО;
• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость такого подхода
вызвана потребностями
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении
нормативной базы бухгалтерского учета
и бухгалтерской (финансовой) отчетности
должны играть переориентация нормативного
регулирования с учетного процесса
на бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
органичное сочетание нормативных
предписаний федеральных
Другим направлением государственной
политики является совершенствование
процесса аттестации профессиональных
бухгалтеров (главных бухгалтеров,
бухгалтеров-консультантов, иных специалистов
бухгалтерского учета). В международной
практике Комитет по образованию IFAC
выдвигает ряд серьезных
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При наличии федерального
органа исполнительной власти в области
образования существенная роль в
подготовке специалистов XXI века должна
принадлежать саморегулируемым профессиональным
бухгалтерским и аудиторским
организациям. В настоящее время
они ведут целенаправленную работу
по привлечению студентов в
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
По мнению руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности А. С. Бакаев[3], к причинам, которые не позволяют в полной мере реализовать новые подходы к постановке учета и раскрытию информации в отчетности, относятся:
1) избирательное применение новых правил бухгалтерского учета, о чем говорят исследования ИПБ России и письменные обращения Минфина России;
2) чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета требований налоговых органов, а также налогового законодательства;
3) недостаточно активное участие аудиторского сообщества во внедрении новых подходов к формированию бухгалтерской отчетности;
4) негативное отношение к нововведениям со стороны собственников и управленческого персонала;
5) отставание законодательной и иной нормативной базы от вводимых новых правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
6) отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры в связи с тем, что оценочная и аудиторская деятельность находится пока в процессе становления, закон соответствия спроса и предложения не реализуется, недостаточно динамично развиваются системы связи и т. п.
Со времени опубликования статьи А. С. Бакаева многое было сделано, но еще больше предстоит сделать.
Реальное реформирование бухгалтерского учета, несмотря на срок, предусмотренный в Программе, должно занять, на наш взгляд, от 10 до 15 лет. В частности, необходимо время для смены целого поколения специалистов в области бухгалтерского учета и пользователей бухгалтерской информации.