Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель – изучить принципы подготовки и требования к представлению информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности как информационной системе для широкого круга внутренних и внешних пользователей (субъектов рынка) исходя из их требований и запросов в процессе принятия решений.
Введение………………………………………………………………………………………....2
Глава 1 Нормативное регулирование и перспективы представления информации в бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………...4
1.1 Виды отчетности организации………………………………………………………….....4
1.2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации о хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………..........7
1.3 Значение и функции бухгалтерской отчетности…………………………………..……..9
1.4. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности…………………………. 13
1.5. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности …………….18
1.6. Состав годового и промежуточного бухгалтерских отчетов ………………………..…22
1.7. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности …………………………………………………………………….26
Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности…………....28
2.1 Сущность и значение сегментарной отчётности………………………………………....28
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей…………..30
2.3 Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчётности……………...39
Глава 3 Составление сегментарной отчётности на примере организации…………………42
Заключение…………………………………………………………………………………..…50
Список использованной литературы………………………………………………………....52
Информация сегментарной
отчётности позволяет администрации
организации контролировать деятельность
центров ответственности и
Кроме того, сегментарная отчётность
помогает в работе самим менеджерам.
Руководителю любого уровня всегда следует
знать, насколько хорошо он работает.
Если его планы не выполняются, он
должен узнать об этом как можно
раньше. В противном случае менеджер
не сможет своевременно откорректировать
планы своего подразделения, и поставленная
перед ним цель окажется нереальной.
Таким образом, чётко налаженный
контроль позволит руководителю центра
ответственности принимать
Информация сегментарной
отчётности используется с целью
принятия разнообразных управленческих
решений. Для многих российских предприятий
вопрос выживания сегодня напрямую
связан с необходимостью разукрупнения
(реструктуризации) бизнеса. Как и
любое другое управленческое решение,
решение о реструктуризации должно
основываться на тщательном изучении
и анализе имеющейся
При этом будут сравниваться
между собой, как минимум, два
альтернативных варианта эффективности
функциональной структуры предприятия
– существующей (базовой) и проектируемой
(формируемой в результате процесса
децентрализации). Такое сопоставление
окажется возможным лишь при условии
существования на деструктурируемом
предприятии системы
Наконец, вопросы составления
сегментарных отчётов напрямую связаны
с трансфертным ценообразованием. На
базе этих цен формируется отчётность
сегмента. От степени обоснованности
разработанных предприятием трансфертных
цен зависит объективность
С точки зрения формирования и представления бухгалтерской отчётности можно говорить о сегментах организации, по которым
1) В соответствии с правилами бухгалтерского учёта необходимо составление внешней отчётности;
2) В системе бухгалтерского учёта составляется внутренняя отчётность.
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей
Порядок составления бухгалтерской отчётности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам, утверждённый приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11 н.[4]
В числе международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учёт, аналогичный стандарт существует. Это МСФО № 14 «Сегментарная отчётность», которым определяется порядок формирования отчётности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой. По существу – это «прародитель» ПБУ 12/2000, и цель принятия нового российского стандарта была принята в 1983 г., необходимость его появления возникла намного раньше, в конце 50-х годов, связанных с бурным развитием западных компаний. Можно выделить два основных направления этого развития.
Во-первых, расширялся ассортимент
выпускаемых изделий, осуществлялось
проникновение в новые сферы
деятельности, завоевание новых рынков
сбыта. Это свидетельствовало о
начале процесса диверсификации производства
– перехода от простых монопроизводств
к многопрофильным технологиям
с широкой номенклатурой
Во-вторых, в связи с развитием рынков сбыта крупные компании начали активно работать в разных географических регионах.
Таким образом, при подготовке
финансовых отчётов появилась
Сегментарная отчётность, составленная в соответствии с принципами МСФО №14, обобщает информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем, чтобы помочь пользователям финансовых отчётов:
1.Лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;
2.Точнее оценить риски и прибыли компании;
3.Принимать более
Многие современные западные
компании производят группы товаров (или
услуг) или работают в географических
регионах с разными нормами
Проблемы, отмеченные выше,
постепенно становятся актуальными
и для отечественного учёта. В
российской экономике уже существует
предприятия, имеющие сеть филиалов,
представительств, дочерних и зависимых
обществ, осваивающих различные
рынки сбыта. Такие предприятия
могут быть разбиты на отдельные
сегменты, вклад которых в формирование
конечного финансового
В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского учёта в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о деятельности сегментов встречается в 1996 году. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности, утверждённой приказом Министерстве финансов РФ от 12 ноября 1996 г. №97, сказано, что в пояснительной записке «необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам»[5].
Следующий нормативный документ,
имеющий отношение к
Учитывать требования последнего
Положения должны организации, составляющие
консолидированную
Положением прежде всего
даются рекомендации по «распознаванию»
сегментов, формулируются правила
отнесения на них доходов, расходов,
активов и обязательств. При этом
под сегментом для целей
По аналогии с МСФО №14 выделено два типа сегментов – операционный и географический. Операционным сегментом названа «часть деятельности организации по производству определённого товара, выполнению определённой работы, оказанию определённой услуги или однородная группа товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг».
Географический сегмент – «часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определённом географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.
Обобщая вышесказанное, можно
сделать вывод: в трактовке ПБУ
12/2000 под сегментом в первую очередь
понимается самостоятельное юридическое
лицо, либо являющееся дочерним (зависимым)
предприятием по отношению к материнскому
(основному) обществу, либо входящее в
какую-либо ассоциацию, союз, холдинг.
Такое предприятие в
Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а также реализуют продукцию (работу, услуги) между собой с использованием трансфертных цен.
С точки зрения бухгалтерского
управленческого учёта
Доходы (выручка) сегмента складываются из таких двух составляющих, как:
- доходы, которые непосредственно могут быть отнесены на сегмент
- часть общей выручки
организации, которая
Доходы операционного сегмента – это выручка от продажи определённых товаров, от выполнения определённых работ, оказания определённых услуг. Доходы географического сегмента – это выручка от производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определённом географическом регионе деятельности.
Если сегменты реализуют продукцию (работы, услуги) между собой, то для объективной оценки их доходов используются не трансфертные, а внешние цены.
Не являются доходами сегмента:
- проценты и дивиденды,
доходы от продажи финансовых
вложений, кроме случаев, когда
такие доходы являются
- чрезвычайные доходы (поступления,
возникающие как последствия
чрезвычайных обстоятельств
Аналогичный подход предполагается и к учёту расходов сегментов. Как и доходы, они состоят из двух слагаемых:
- расходов, которые непосредственно
могут быть отнесены на
- части общих расходов
организации, которая
Не относятся к расходам сегмента:
- расходы по финансовым
вложениям, если эти
- налог на прибыль;
- чрезвычайные расходы (потери от стихийных бедствий, забастовок, терактов и иных событий).
Финансовый результат деятельности сегмента (прибыль или убыток) определяется как разность между полученными им доходами и понесенными при этом расходами.
Рассмотрим примеры. Головной
текстильной компанией создан ряд
небольших производств, ориентированных
на разных потребителей: медицинскую
промышленность (производство ваты и
марли), домашнее хозяйство (пошив кухонных
полотенец, фартуков и т.д.), текстильную
промышленность (отделка тканей), швейную
промышленность (производство тканей).
В соответствии с требованиями ПБУ
12/2000 эти производства следует рассматривать
как самостоятельные
Крупный холдинг, производящий электроприборы, имеет свои предприятия в РФ и двух странах ближнего зарубежья – в Белоруссии и на Украине, которые в соответствии с ПБУ 12/2000 могут рассматриваться в качестве географических сегментов (см. таблицу 2).
Таблица 1
Отчёт о финансовых результатах компании и её операционных сегментов, тыс. руб.
Показатели |
Сегмент медицины |
Сегмент Бытовой сферы |
Сегмент Текстильной промышленности |
Сегмент швейной промышленности |
итого |
Выручка от продаж |
66,0 |
19,9 |
25,4 |
13,0 |
124,3 |
Скидки «-», наценки «+» |
-19,3 |
+17,0 |
+7,8 |
+5,3 |
+10,8 |
Выручка - нетто |
46,7 |
36,9 |
33,2 |
18,3 |
135,1 |
Расходы сегментов |
14,6 |
9,4 |
8,5 |
6,3 |
38,8 |
Финансовый результат сегментов |
32,1 |
27,5 |
24,7 |
12,0 |
96,3 |
Нераспределённые (административные) расходы |
- |
- |
- |
- |
30,0 |
Финансовый результат компании |
- |
- |
- |
- |
66,3 |