Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:36, курсовая работа
Цель – изучить принципы подготовки и требования к представлению информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности как информационной системе для широкого круга внутренних и внешних пользователей (субъектов рынка) исходя из их требований и запросов в процессе принятия решений.
Введение………………………………………………………………………………………....2
Глава 1 Нормативное регулирование и перспективы представления информации в бухгалтерской отчетности……………………………………………………………………...4
1.1 Виды отчетности организации………………………………………………………….....4
1.2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность как источник информации о хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………..........7
1.3 Значение и функции бухгалтерской отчетности…………………………………..……..9
1.4. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности…………………………. 13
1.5. Переход России на международные стандарты финансовой отчетности …………….18
1.6. Состав годового и промежуточного бухгалтерских отчетов ………………………..…22
1.7. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности …………………………………………………………………….26
Глава 2 Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности…………....28
2.1 Сущность и значение сегментарной отчётности………………………………………....28
2.2 Правила построения отчётности по сегментам для внешних пользователей…………..30
2.3 Условия и принципы построения внутренней сегментарной отчётности……………...39
Глава 3 Составление сегментарной отчётности на примере организации…………………42
Заключение…………………………………………………………………………………..…50
Список использованной литературы………………………………………………………....52
Таблица 2
Отчёт о финансовых результатах холдинга и его географических сегментов, тыс. руб.
Показатели |
Предприятия, функционирующие |
Общие показатели холдинга | ||
В РФ |
В Белоруссии |
На Украине | ||
Выручка от продаж |
4300 |
3560 |
3830 |
11 690 |
Расходы сегментов |
3332 |
2807 |
3161 |
9300 |
Финансовый результат сегмента |
968 |
753 |
669 |
2390 |
Нераспределённые |
- |
- |
- |
1489 |
Прибыль холдинга |
- |
- |
- |
901 |
С сегментом идентифицируют
те активы, которыми он пользуется для
производства определённых товаров, выполнения
работ, оказания услуг или для
производства товаров, выполнения работ,
оказания услуг в определённом географическом
регионе деятельности организации.
Большинство активов можно
Если активы одновременно
принадлежат двум и более сегментам,
то они распределяются между структурными
подразделениями с
Вместе с тем некоторые виды активов (здание головного офиса, гудвил, организационные расходы, денежные средства и т.д.) невозможно идентифицировать с деятельностью конкретного сегмента. Такие активы на практике не распределяются между сегментами и относятся на деятельность компании в целом (табл.3).
Таблица 3
Распределение активов компании между её географическими сегментами, тыс. руб.
Виды активов |
Сегменты |
Не распределено |
Общие показатели холдинга | ||
РФ |
Белоруссия |
Украина | |||
Денежные средства |
20 |
30 |
60 |
30 |
140 |
Дебиторская задолженность |
60 |
80 |
90 |
- |
230 |
Запасы |
100 |
180 |
240 |
- |
520 |
Расходы будущих периодов |
10 |
10 |
20 |
20 |
60 |
Здание и оборудование по остаточной стоимости |
200 |
320 |
440 |
60 |
1020 |
Капитальные вложения |
10 |
- |
- |
100 |
110 |
Итого активов |
400 |
620 |
850 |
210 |
2080 |
Внешняя задолженность, которая возникла у сегмента в связи с производством и реализацией продукции (работ, услуг), рассматривается ПБУ 12/2000 как обязательства сегмента. Действительно, некоторые виды текущих обязательств (например, кредиторскую задолженность) легко идентифицировать с деятельностью конкретного подразделения. С деятельностью сегментов, например, не отожествляют выплату процентов по долгосрочным кредитам и займам, привлечённым в интересах развития компании в целом. В обязательства сегмента не включается задолженность бюджету по налогу на прибыль. На практике такие обязательства остаются нераспределёнными.
Рассмотрев вопрос о том, что может пониматься под сегментом для целей составления внешней отчётности, перейдём к решению следующей задачи: какие из выбранных сегментов должны стать отчётными? В Положении определены правила выбора отчётных сегментов, т.е. тех структурных подразделений организации, по которым помимо консолидированной отчётности будет представляться сегментарная бухгалтерская информация.
В соответствии с ПБУ 12/2000 такой выбор осуществляется организацией самостоятельно, с учётом организационной структуры юридического лица (что в полной мере согласуется с принципами бухгалтерского управленческого учёта).
Предполагая свободу выбора со стороны предприятий, Положением для этого сформулированы необходимые и достаточные условия. По существу речь идёт о выполнении трёх шагов.
В шаге 1 мы проверяем выполнение определённых условий. Положением определено, что в один операционный сегмент может быть включено несколько видов товаров (работ, услуг), если они объединены следующими факторами:
-назначением товаров (работ, услуг);
-процессом их производства;
-общими потребителями
или едиными методами
Если у объекта исследования нет ни одного из вышеперечисленных признаков, начинается поиск иного сегмента. Если же хотя бы один из признаков существует, то группа товаров, работ, услуг может рассматриваться как сегмент.
Например, некий холдинг
состоит из головной материнской
компании и нескольких дочерних предприятий,
занимающихся производственной деятельностью,
торговлей и оказанием услуг.
Промышленное предприятие производит
различные виды вычислительной техники.
Торговая организация реализует
эту и другую технику, а также
программное обеспечение к ней.
Кроме того, в составе холдинга
имеется предприятие, занимающееся
сервисным обслуживанием
В другом примере, приведённом ранее, структурные подразделения текстильной компании, сориентированные на медицинскую промышленность, домашнее хозяйство, текстильную и швейную промышленность, отвечают вышеназванным признакам, что позволяет отнести эти производства к самостоятельным сегментам.
Что касается географических сегментов, то информация по ним может формироваться в зависимости от места расположения активов или по местам расположения рынков сбыта.
Таким образом, холдинг, производящий
электроприборы и имеющий свои предприятия
в РФ, Белоруссии и на Украине, должен
предоставлять в составе
Шаг 2 связан с проверкой выполнения достаточных условий. Согласно ПБУ 12/2000 операционный или географический сегмент должен рассматриваться как отчётный, если:
-выручка от продажи
внешним покупателям и от
-прибыль (или убыток) от деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли (или убытка) всех сегментов;
-активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
Если ни одно из условий не выполняется, то происходит укрупнение сегмента. Если же хотя бы одно из условий присутствует, то сегмент следует рассматривать как отчётный.
Шаг 3 является последним
в процессе формирования отчётных сегментов.
Он связан с определением доли их совокупной
выручки в общей выручке
После выделения отчётных
сегментов необходимо решить в каком
формате представлять информацию об
их деятельности. Положением выделяются
два понятия об информации по сегментам:
«первичная» и «вторичная». Решение
о том, какая из них должна быть
первичным, в конечном счёте зависит
от организационной и
Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признаётся раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным – по географическим.
Если прибыли и риски организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признаётся информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным сегментам.
В любом случае в составе первичной информации по отчётному сегменту раскрываются следующие показатели:
-общая величина выручки,
в т.ч. полученная от продажи
внешним покупателям и от
-финансовый результат;
-общая балансовая величина активов;
-общая величина обязательств;
-общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
-общая величина
В нашем примере с холдингом, производящим электроприборы в разных странах ближнего зарубежья, первичную информацию по сегментам можно представить так, как показано в табл.4.
Вторичная информация в этом случае будет представлена данными о деятельности операционных сегментов. Они выделяются дополнительно и должны удовлетворять одному из двух условий:
-выручка от внешних
продаж этого сегмента
-величина активов этого
сегмента составляет не менее
10% величины активов всех
Если операционные сегменты выделены, в бухгалтерской отчётности по ним представляется следующая вторичная информация:
-выручка от продаж внешним покупателям;
-балансовая величина активов;
-величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.
Таблица 4
Представление первичной информации по географическим сегментам, тыс. руб.
№ строки |
Показатели |
Предприятия, функционирующие |
Не распре делено |
Общие показатели холдинга | ||
В РФ |
В Белоруссии |
На Украине | ||||
1 |
Выручка от продаж - всего в том числе: -от внешних клиентов -от других сегментов компании |
4300 4300 - |
3560 3560 - |
3830 3830 - |
- - - |
11 690 11 690 - |
2 |
Расходы сегментов |
3332 |
2807 |
3161 |
- |
9300 |
3 |
Финансовый результат |
968 |
753 |
669 |
- |
2390 |
4 |
Обязательства сегментов |
60 |
170 |
310 |
730 |
1270 |
5 |
Активы сегментов |
400 |
620 |
850 |
210 |
2080 |
6 |
Балансовая стоимость
приобретённых в течение -основных средств -нематериальных активов |
- 10 |
50 - |
- - |
- - |
50 10 |
7 |
Сумма начислений амортизации по основным средствам и нематериальным активам |
3 |
2 |
1 |
- |
6 |
8 |
Административные затраты холдинга |
- |
- |
- |
- |
1489 |
9 |
Прибыль холдинга от обычной деятельности |
- |
- |
- |
- |
901 |
10 |
Чрезвычайные доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
11 |
Налог на прибыль |
- |
- |
- |
- |
216 |
12 |
Чистая прибыль |
- |
- |
- |
- |
685 |
Если же организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчётности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то порядок формирования первичной и вторичной информации по сегментам определяется решением руководства организации.
Сегментарная отчётность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими сводную отчётность. Подобно тому, как результаты финансового учёта обобщаются во внешней финансовой отчётности, заключительным этапом управленческого учёта является формирование внутренней отчётности.
2.3 Условия и
принципы построения
В результате обработки информации
управленческого учёта
Зарубежные источники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчётности. На их базе можно сделать некоторые выводы:
1. Внутренний отчёт должен
быть адресным и конкретным. Он
не принесёт желаемых
-информация собирается
главным образом для учёта
объёма продаж или определения
затрат и не связана с
-будет адресован не конкретному менеджеру, а его более высокому руководителю;
-будет содержать расплывчатую
информацию по общим вопросам.
Эффективный управленческий
2. Для принятия управленческих
решений полезна оперативная
информация. Нельзя допустить, чтобы
созданные бухгалтером-
При составлении внутренних
отчётов следует учитывать
3. Не стоит слишком
углубляться в прошлое,