Оценка продовольственной безопасности региона (на примере Республики Башкортостан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ и оценка проблем обеспечения продовольствием населения на региональном уровне и обосновании наиболее эффективных мер продовольственной безопасности Республики Башкортостан.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность продовольственной безопасности регионов;
выявить угрозы продовольственной безопасности регионов;
провести анализ обеспечения продовольствием населения региона (на примере Республики Башкортостан) с целью разработки методики оценки продовольственной безопасности региона;
произвести расчет показателей продовольственной безопасности по сферам;
разработать комплекс мер по повышению продовольственной безопасности республики Башкортостан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Теоретическая часть………………………………………………………….....5
Сущность продовольственной безопасности регионов……………………5
Угрозы продовольственной безопасности регионов………………………11
Методика оценки продовольственной безопасности регионов…………..16
Анализ показателей продовольственной безопасности…………………. .21
2.1 Определение уровня самообеспеченности Республики Башкортостан продовольственными товарами (на примере молочной продукции)…………21
2.2 Анализ продовольственных ресурсов и их использования………………28
3 Комплекс мер по повышению продовольственной безопасности Республики Башкортостан……………………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике регионов.doc

— 363.50 Кб (Скачать документ)

Обеспечение продовольственной  безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, объективные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.

По словам министра сельского хозяйства Российской Федерации Алексея Гордеева «вступление в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО) позволит России интегрироваться в мировой научный процесс, нацеленный на решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе». Ликвидация голода на планете является одной из задач этой Организации, учрежденной в 1945 году с целью повышения качества питания, роста производительности в аграрном секторе, улучшения условий жизни сельского населения и содействия мировому экономическому росту. Тем более, что в последние годы в деятельности ФАО особую актуальность приобрели вопросы, имеющие для России практическое значение. Это борьба с эпидемиями животных, сохранение генетических ресурсов животных и растений, продовольственная безопасность, безопасность продуктов питания, использование биотехнологий и генетически модифицированных организмов в производстве продуктов питания.

Таким образом, проблема продовольственной безопасности имеет  много аспектов. Прежде всего, это глобальный (мировой). На сегодняшний день, существует огромная разница в развитии продовольственного хозяйства отдельных регионов. Значительные группы населения живут в условиях явно недостаточного питания, либо вообще голодают. Эти причины обусловлены, прежде всего, социально-экономическими факторами развития того или иного региона. Помимо этого, продовольственная безопасность включает в себя не только международные, но и внутренние – национально-политические и социально-экономические аспекты. Даже в странах с высоким жизненным уровнем имеются значительные группы населения с низким уровнем потребления продовольствия вследствие таких причин, как застойная безработица, отсутствие необходимого образования, неспособности адаптироваться к новым условиям постиндустриальной цивилизации.

 

1.2 Угрозы продовольственной  безопасности регионов

 

        Обеспечение продовольственной  безопасности сопряжено с рисками,  которые могут существенно ее  ослабить. Наиболее значимые риски  относятся к следующим категориям:

  • макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;
  • агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;
  • внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.

         Наличие перечисленных рисков  формирует yгрозы продовольственной  безопасности, которые могут приводить  к несоблюдению пороговых значений  критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики  страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

  • низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;
  • недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;
  • ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов – с другой;
  • недостаточного уровня инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
  • сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;
  • дефицита квалифицированных кадров;
  • различий в уровне жизни городского и сельского населения;
  • искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

         Вопрос о продовольственной безопасности  необходимо связывать с действием  как внутренних, так и внешних  угроз. При этом разрушительное  воздействие внутренних факторов, вызывающих развал экономики в целом и агропромышленного комплекса, в частности, оказалось куда более масштабным, чем внешних. И действие этих внутренних факторов продолжает нарастать. Сведя реформы на селе к либерализации цен и производства, реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий, широкой фермеризации и отстранению от функции экономического регулирования, государство практически полностью свернуло инвестиционную и финансовую поддержку агропромышленного комплекса, его материальное и техническое обеспечение. В результате - разрушена и без того недостаточно развитая производственная база, деградируют земли, прекратили производственную деятельность большинство животноводческих комплексов, птицефабрик, резко уменьшили объемы производства племенные заводы, селекционные центры и т.д.  Падение сельскохозяйственного производства сопровождалось кризисом в пищевой промышленности.

         Среди внешних угроз продовольственной  безопасности могут быть названы:  открытость экономики и национального  рынка, ослабление конкурентоспособности российского продовольственного рынка.

        Открытость российской экономики  и процесс ее интеграции в  мировое хозяйство имеет для  России как положительное, так  и отрицательное значение. На  протяжении веков народы, активно  участвующие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики в сравнении с теми, кто такой активности не проявлял. Но для России поспешная либерализация внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке привела к нарастанию экономической зависимости по продовольствию, потере внутренних рынков для отечественных производителей. Главный инструмент захвата российского рынка - демпинговые цены, которые выдают за мировые. На импортируемое в Россию продовольствие они фактически в 3-4 раза ниже, чем в странах-импортерах. Эти цены не соответствуют реальной стоимости продовольствия в странах-экспортерах благодаря наличию экспортных субсидий, скидок для крупных оптовиков, а также дешевым распродажам продовольственных запасов, накопленных в результате государственной скупки излишков сельскохозяйственной продукции. И очень часто низкая цена соответствует низкому качеству продукта. Систематическое возрастание в общем объеме потребляемых продуктов питания доли импортного продовольствия создает вполне конкретную прямую угрозу национальной экономической безопасности. Во-первых, объективная зависимость от колебаний конъюнктуры мирового продовольственного рынка усиливает нестабильность внутреннего рынка продуктов питания как по натуральным, так и по стоимостным параметрам. Неурожаи в основных странах производителях могут сказаться как на резком повышении импортных цен, так и на прямом прекращении поставок тех или иных продуктов. Во-вторых, создается возможность целенаправленного ценового давления со стороны стран-экспортеров продовольствия на страны-импортеры в случае особо неблагоприятных в этих странах сельскохозяйственных условий текущего года. В-третьих, имея в виду исключительное значение продуктов питания для поддержания жизнедеятельности населения, вполне реальной представляется возможность различных форм давления со стороны стран-экспортеров продовольствия с целью извлечения определенных экономических и политических преимуществ во взаимоотношениях со странами-импортерами. Рост импортных расходов сам по себе сигнализирует о накоплении значительных проблем для страны в будущем: заработанные с трудом средства страна проедает, не оставляя ресурсов для реинвестиций, но при этом щедро оплачивает труд зарубежных фермеров. Ситуация развивается в полном соответствии с принципом "Ьеggar-thy-neigbour" (политика разорения соседа), когда увеличение доходов производителей одной страны происходит за счет падения доходов производителей другой страны. В условиях "плавания" валют такие непредсказуемые ситуации с неизбежностью вызывают либо рост внутренних цен, либо сокращение импорта в результате его значительного удорожания. Последнее происходит при возможности быстрого замещения импорта со стороны национального производства. Если же национальная промышленность находится в деморализованном состоянии, то потребителю не остается ничего лучшего, кроме как либо приобретать подорожавшую импортную продукцию, либо вовсе отложить приобретение данных товаров до лучших времен. Но продовольствие - товар особый. Его покупка и потребление происходит ежедневно, вне зависимости от, погодных условий, удаленности рынков или "склонности к сбережениям" населения. Поэтому если страна допустила высокую зависимость от импорта продовольствия, то в условиях падения валютного курса национальной денежной единицы она не только будет вынуждена больше средств тратить на покупку валюты для приобретения продовольствия за рубежом, но и поставит себя в зависимость от любых капризов мирового продовольственного рынка. Все высокоразвитые страны защищают свои продовольственные рынки от импорта.

       Существует ряд мер, направленных на ликвидацию внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности:

-  оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

- регулирование объемов  импорта по основным стратегическим  видам продовольствия: зерну, мясу  и молоку;

- создание единого  продовольственного рынка стран  СНГ с постепенным отказом  от таможенных пошлин и сборов  и согласованием ценовой политики; при этом запретить беспошлинный ввоз в Россию через страны СНГ товаров из третьих стран;

- последовательное сокращение  ввоза в страну тех продуктов  питания, производство которых  может быть осуществлено в  России;

-  активное государственное  регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие с целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;

- проведение политики  бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.3 Методика оценки продовольственной безопасности регионов

 

На сегодняшний день в обществе сложился стереотип обеспеченности страны продовольствием в связи  с наличием в магазинах и на рынках достаточного количества продуктов. Но центральным звеном обеспечения продовольственной безопасности является не столько гарантированное наличие (то есть физическая доступность) продовольственных товаров, сколько повышение уровня жизни населения, создание реальных условий для экономической доступности качественных продуктов питания для всех категорий граждан. Вторым звеном обеспечения продовольственной безопасности должен стать переход от импорта продуктов к собственному производству, так же важны качественные сдвиги в структуре продовольственного набора: необходимо повышать долю белковых продуктов.

С учетом указанных выше особенностей формируются методика оценки  продовольственной безопасности, в основе которой лежит рост внутреннего  сельскохозяйственного  производства.

      Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей:

  1. в сфере потребления:

- уровень экономической  доступности основных пищевых  продуктов;

- уровень физической  доступности основных пищевых  продуктов;

- уровень располагаемых  ресурсов домашних хозяйств по группам населения;

- уровень потребления  основных видов продовольствия  в расчете на душу населения,  в том числе за счет отечественного  производства;

- потребление пищевых  продуктов по отдельным группам  населения;

- доля населения, для  которого потребление основных пищевых продуктов ниже рациональных норм;

- объемы адресной помощи  населению;

- удельный вес импортных  и отечественных пищевых продуктов,  выявленных как не соответствующих  требованиям технических регламентов  и иным положениям законодательства Российской Федерации;

- суточная калорийность  питания человека;

- количество белков, жиров,  углеводов, витаминов, макро- и  микроэлементов, потребляемых человеком  в сутки;

- продовольственная инфляция.

  1. в сфере производства и национальной конкурентоспособности:

       - объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на душу населения;

- удельный вес продовольственной  продукции отечественного производства  в общем объеме товарных ресурсов  внутреннего рынка соответствующих продуктов;

- уровень поддержки  производителей сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия  в рублях на рубль реализованной  продукции;

- продуктивность используемых  в сельском хозяйстве земельных  и других природных ресурсов;

- состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

  1. в сфере организации и управления:

- объемы государственных  резервов основных видов сельскохозяйственной  и рыбной продукции, сырья и  продовольствия в соответствии  с установленными действующими  нормативными актами;

- текущий уровень запасов  сельскохозяйственной и рыбной  продукции, сырья и продовольствия;

- доля импорта сельскохозяйственной  и рыбной продукции, сырья и  продовольствия.

Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной  безопасности используется следующий критерий - удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка.

Информация о работе Оценка продовольственной безопасности региона (на примере Республики Башкортостан)