Определение цены и объема производства в условиях монополии. Сущность олигополии, основанной на тайном сговоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание

Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского выбора.

Содержание

Введение:………………………………………………………………………3
1. Монополии на рынке России.
1.1. Монополия и её роль в экономике……………………………………4
1.2. Естественные монополии………………………………………………8
1.3. Монополистическая конкуренция……………………………………12
2. …………………………………………………………………………...
2.1. Максимизация уровня производства………………………………...13
2.2. Регулирование деятельности российских монополистов…………..15
3. Российский монополизм и антимонопольная политика…………………..18
3.1. Необходимость антимонопольной политики………………………..19
3.2. Признаки монополизации рынка……………………………………..21
3.3. Особенности современной монополизации, её позитивные и негативные факторы …................................................................................23
3.4. Демонополизация в России……………………………………………25
3.5. Прямые последствия монополизации………………………………...27
Заключение:……………………………………………………………………28
Список используемой литературы:………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Купреева...мой курсак.doc

— 974.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение:………………………………………………………………………3

  1. Монополии на рынке России.
    1. Монополия и её роль в экономике……………………………………4
    2. Естественные монополии………………………………………………8
    3. Монополистическая конкуренция……………………………………12
  2. …………………………………………………………………………...
    1. Максимизация уровня производства………………………………...13
    2. Регулирование деятельности российских монополистов…………..15
  3. Российский монополизм и антимонопольная политика…………………..18
    1. Необходимость антимонопольной политики………………………..19
    2. Признаки монополизации рынка……………………………………..21
    3. Особенности современной монополизации, её позитивные и негативные факторы …................................................................................23
    4. Демонополизация в России……………………………………………25
    5. Прямые последствия монополизации………………………………...27

Заключение:……………………………………………………………………28

Список  используемой литературы:………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Одной из главных проблем переходного  периода российской  экономики, не разрешенных до настоящего  времени,  является  формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса  неплатежей,  охвативших  все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в  том  числе,  сферу монополий.  Предприятия монополий,  в  комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются  базой  для оживления и  дальнейшего  развития  отечественной  промышленности,  развития реального  сектора  экономики. Поэтому  задача  обеспечения  их   финансовой устойчивости приобретает особую важность.

      Предприятия  сферы  монополий,   подобно   подавляющему большинству    промышленных     предприятий,     подверглись     воздействию неблагоприятных  факторов  переходного  периода.  По  прошествии  семи   лет существования в условиях  экономической  реформы  снизился  производственный потенциал, произошло  ухудшение  финансового  положения  многих  предприятий монополий.

      Между тем, от адекватности  финансового  поведения  предприятий   сферы монополий в переходной экономике в конечном  итоге  зависит  не только их выживание в  неблагоприятных  условиях,  но  также  и  перспектива общей стабилизации и поступательного роста предпринимательской активности  в российской экономике.

      Специфика  статуса  естественных  монополий  в  российской  переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек. Структурный и  технологический  монополизм  был  в  принципе   присущ   социалистической директивной экономике. Российские  естественные  монополии  не  вырастали  в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений  и  перешли  в рынок в своем  первозданном  виде.  Поэтому  для  России  они  в  наибольшей степени были и остаются  своеобразным  понятием  на  стыке  производственной технологии  с  макроэкономикой,  в  связи,  с  чем  у  многих  политиков   и

экономистов   велико    искушение    решать    все    проблемы    привычными

административными. Многие  аспекты классических представлений о естественных монополиях в  связи  с  российской спецификой переходной экономики остаются чистой теорией.

      Необходимо признать, что серьезного  всестороннего  анализа  положения монополий, в том числе обобщения  особенностей  их  финансового поведения,  в  российской  переходной экономике не  проводилось.  По  этим причинам тема моей курсовой работы, посвященной проблемам монополизации Российского рынка, является актуальной.

     Для начала дадим определение понятия “монополия”. Монополия  –  это

абсолютное  преобладание единоличного производителя или  продавца  продукции. Это  хозяйствующий  субъект,  олицетворяющий  собой  отрасль,   определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.

      Проблемы монополизации хозяйственной  жизни,  конкуренция  на  товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но  и широких слоев населения.

      С начала 90-х годов  эти  проблемы  остро  стали  перед  Россией:  без

принятия  твердых и последовательных мер  против монополизма нельзя  надеяться на успех  экономической  реформы  и  переход  к  рыночной  экономике.  Успех экономических  преобразований  в  немалой  степени  зависит  от  взвешенной, выверенной  системы  регулирования  государством  монопольных  процессов   и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в  наследство от командно-административной системы бывшего СССР  достался  целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится  проблема  демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

      Поэтому  огромное  значение  имеет   создание   и   усовершенствование

законодательной базы по поводу регулирования монополистических  процессов  и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Монополия и её  роль в экономике. 

   Монополия — это состояние рынка, при  котором на нем действует один-единственный продавец. Несовершенство конкуренции достигает здесь наивысшей степени. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно ситуация альтернативного, взаимоисключающего выбора провоцирует состязание между производителями за потребителя, стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

   Как видно на рис. 1.1, всевластию монополиста  помогают уникальность и незаменимость его продукции. Может ли потребитель добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия перевозить свою продукцию без помощи той единственной ветки железной дороги, которая подходит к карьеру? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, так же как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

   Укрепляет власть монополиста над рынком и  полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и уж конечно в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. Речь идет, однако, именно о полной, а не о совершенной информации как в абстрактной модели совершенной конкуренции. К монополи стекаются все доступные сведения о рынке, но ни ясновидением (скажем, сведениями о коммерческих секретах), ни даром прорицания будущего он не обладает.

Рис. 1.1   Черты монополии 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятно, что сочетание всех названных  обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребности и даже капризов последнего.

Именно  поэтому монополистическая структура рынка долговременно существует только там, где она защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, формирующими монополистическую структуру отрасли, являются:

1). преимущества  крупного производства (вплоть до  естественной монополии);

2). легальные  барьеры (монопольное владение  источниками сырья, землёй, правами  на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

3). нечестная  конкуренция.[7, с. 374-375] 

Рыночное  равновесие в условиях монополии

Для анализа  рыночного поведения фирмы-монополиста  вернемся к графику установления оптимального объема производства фирмой, действующей в условиях несовершенной конкуренции, и посмотрим, какие черты он приобретает на монополизированном рынке.

Первая  особенность заключается в том, что в данном случае он справедлив не только для отдельной фирмы, но и для всей отрасли. В самом деле, монополист является фирмой-отраслью, т.е. кроме него соответствующую продукцию никто не производит. Поэтому рис. 1.2 одновременно отражает и процесс выбора оптимального объема производства монополистом, и процесс установления рыночного равновесия в монополизированной отрасли, а именно объем производства установится на уровне QМ, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек (МС=MR). А проекция той же точки на кривую спроса (точка QМ ) задаст и равновесную иену PM. Сама же точка QМ не только отражает ценовой и количественный оптимум для фирмы, но и становится точкой общеотраслевого рыночного равновесия в условиях монополии.

Второй  особенностью монополистического рынка  по сравнению с другими типами несовершенной конкуренции является низкая эластичность спроса и соответственно большая крутизна его кривой D. Низкая эластичность спроса на товар фирмы-монополиста объясняется:

а). его уникальностью и незаменимостью;

б). отсутствием конкурирующих товаров, на которые мог бы переместиться спрос.

Рис 1.2  Выбор оптимального размера производства фирмой-монополистом

Между тем, как уже отмечалось при характеристике других типов рынка, степень несовершенства рынка возрастает по мере роста неэластичности спроса на продукцию (напомним: при совершенной конкуренции спрос абсолютно эластичен, при монополистической конкуренции отличается высокой эластичностью и т.д.). Другими словами, при монополии степень несовершенства рынка достигает максимума. [9, с. 276-280] 

Монополистические преимущества как  стимул

Означает  ли описанный «букет» негативных последствий монополизации, что монополия является своего рода «абсолютным злом» рыночной экономики? Многие экономисты наверняка положительно ответят на этот вопрос.

И все-таки ситуация не столь проста, сколь  может показаться. Начнем с обсуждения того, всегда ли является единственный производитель некого продукта монополистом? По формальному определению монополии ответ на этот вопрос заведомо положителен. Но на практике ситуация много сложнее.

Допустим, фирма первой в городе начинает предлагать услугу по доставке продуктов питания на дом. Остальные торговые предприятия не видят для этого бизнеса хороших перспектив и не спешат им заняться. Формально фирма-первопроходец становится монополистом, поскольку одна действует на рынке. Фактически же ни один из трех типов барьеров, которые могут превратить отрасль в монополистическую, в этом случае не существует. Так, ясно, что развозка продуктов по домам не принадлежит к числу естественных монополий; никакие права собственности или иные легальные привилегии не защищают рынок от вторжения конкурентов (даже на саму идею развозки продуктов по домам нельзя взять патент — ни в мире, ни в России она не нова); не практикует наша фирма и нечестные методы конкуренции. Напротив, ее гордое одиночество на рынке объясняется лишь тем, что конкуренты не хотят производить аналогичную продукцию (услугу). Более того, когда выяснится, что бизнес по доставке продуктовых заказов на дом действительно выгоден, нет ни малейших сомнений, что у фирмы мгновенно найдется масса подражателей и ее монополия исчезнет.

Задумаемся  теперь над положением монополиста. Хотя его монополия ничем не защищена, до тех пор, пока такая фирма является единственным игроком на рынке, она имеет возможность использовать выгоды своего положения, например вполне может завысить цены и получить монополистическую прибыль. То есть последствия монополизации вроде бы налицо. Но являются ли они злом для экономики?

Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях монополии. Сущность олигополии, основанной на тайном сговоре