Определение цены и объема производства в условиях монополии. Сущность олигополии, основанной на тайном сговоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:46, реферат

Описание

Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского выбора.

Содержание

Введение:………………………………………………………………………3
1. Монополии на рынке России.
1.1. Монополия и её роль в экономике……………………………………4
1.2. Естественные монополии………………………………………………8
1.3. Монополистическая конкуренция……………………………………12
2. …………………………………………………………………………...
2.1. Максимизация уровня производства………………………………...13
2.2. Регулирование деятельности российских монополистов…………..15
3. Российский монополизм и антимонопольная политика…………………..18
3.1. Необходимость антимонопольной политики………………………..19
3.2. Признаки монополизации рынка……………………………………..21
3.3. Особенности современной монополизации, её позитивные и негативные факторы …................................................................................23
3.4. Демонополизация в России……………………………………………25
3.5. Прямые последствия монополизации………………………………...27
Заключение:……………………………………………………………………28
Список используемой литературы:………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Купреева...мой курсак.doc

— 974.00 Кб (Скачать документ)

Скорее  более правильно рассматривать  экономические прибыли описанного монополиста как своего рода премию за уже знакомую нам предпринимательскую бдительность. «То, что производящий предприниматель является единственным продавцом своего продукта... никоим образом не квалифицирует его деятельность как деятельность монополиста. Он является предпринимателем, который в открытой настежь конкурентной области почувствовал прибыльность некоего вида деятельности, чего не почувствовали другие», писал видный представитель неоавстрийской школы Израэль М.Кирцнер.

Занять  монопольную позицию в нашем  примере мог бы (и по-прежнему может) любой. Но реально сделал это только один предприниматель. И сейчас он просто пользуется плодами своей бдительности и верного расчета. Понятно, что монополистические прибыли в данном контексте становятся стимулом предпринимательской деятельности, «мотором» активного поиска нужных потребителю, но еще никем не выпускаемых продуктов. К тому же не нужно забывать, что повышенная доходность уравновешивает риск. Ведь наш монополист вполне мог бы расплатиться убытками за авантюризм, если бы неординарный коммерческий ход оказался неверным. Рынок становится богаче и шире потому, что предприниматели надеются быть вознагражденными за свою бдительность монополистическими прибылями. [7, с. 382-383] 
 

1.2 Естественные монополии

      Особое и значительное место в экономике России  занимают  естественные монополии. Естественная монополия –  это  монополия,  при  которой  создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса  невозможно или экономически неэффективно при  существующем  уровне  научно-технического прогресса. [8, с. 409]

      Три главных естественных монополиста России:

  • РАО  “ЕЭС”   (производство   электроэнергии,   услуги   по   передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация  природного  газа);
  • МПС (железнодорожные перевозки).
 

Регулирование естественной монополии

Большинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной экономики присущи черты естественной монополии. В связи с этим возникает необходимость общественного регулирования цен и тарифов монополизированных рынков, то ли на федеральном, то ли на региональном, то ли на местном уровнях государственного управления.

Проиллюстрируем выбор государственного регулирования  естественной монополии, используя рисунок 1.3.

Предположим, что предприятие-монополист несет  большие постоянные издержки, в результате чего кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще понижаются.

В случае отсутствия регулирования рынка предприятие-монополист с целью максимизации прибыли выбирает объем выпуска продукции, равный Qm, при цене Цm. В результате монополист получает значительную экономическую прибыль, что иллюстрируется превышением цены над средними общими издержками (отрезок МL). Однако данный уровень цены вызывает ограниченный спрос на предлагаемый монополией товар или услугу.

Требование  эффективного распределения ресурсов и более полного удовлетворения потребностей в данном товаре или услуге вынуждает государственные органы устанавливать верхнюю цену для монополиста, равную предельным издержкам, как соответствующую общественно оптимальным условиям реализации продукции. Такой ценой на рисунке 1.3 является ЦК. При данной административно установленной цене (ЦК) монополист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя QК, единиц продукции, так как в новых условиях именно при этом выпуске будет выполняться условие равенства ДПРЕД(Ц)  =  ИПРЕД. В данном случае мы сталкиваемся с ситуацией, при которой путем назначения цены происходит как бы имитация условий и результатов чистой конкуренции, связанных с распределением ресурсов. Равенство ЦК = ИПРЕД указывает на эффективное распределение ресурсов для этого продукта или услуги.

В то же время установленная общественно оптимальная цена может породить ситуацию, при которой цена, равная предельным издержкам, будет столь низкой, что средние общие издержки не будут покрываться. Эта ситуация показана на  рисунке 1.3. кривая средних общих издержек находится над ценой спроса (ЦК). Такое навязывание общественно оптимальной цены регулируемому монополисту означает для него убытки в краткосрочных периодах и банкротство в долговременном аспекте его деятельности.

Поэтому весьма важен в этом деле взвешенный подход к системе ценообразования на рынке монополиста, который обеспечивал бы установление цены, включающей в себя «справедливую» прибыль. Исходя из того, что валовые издержки включают в себя нормальную или «справедливую» прибыль, цена должна совпадать со средними общими издержками. Такой ценой на рисунке 1.3 является Цn. В точке N пересекаются кривая спроса и кривая средних издержек. Поэтому цена Цn обеспечивает получение монополисту справедливой прибыли.

Очевидно, что регулирование цен, каким  бы способом оно ни происходило, может одновременно содействовать и снижению цены, и увеличению объема производства и вызвать сокращение экономической прибыли монополий. [5, с. 473-475]

Рис 1.3    Регулируемая монополия 

Регулирование  цены  зачастую  применяется  к таким естественным монополиям, как компании  коммунальных  услуг.   Рис.   1.4   показывает   естественную   монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше  предельных  издержек.   Без  регулирования цены  фирма выпускала бы количество продукции Qm, по цене Рm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено   на   снижение   фирменной   цены   до   уровня PC,  соответствующего   условиям   свободной   конкуренции но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены  на уровне Р1,  при котором пересекаются кривые  средних  издержек  и  среднего дохода.  Тогда  фирма  не  получает  монопольной  прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле. [6,с. 316] 
 
 
 
 

Рис 1.4     График регулирования цены в условиях естественной монополии 

 
 

1.3 Монополистическая  конкуренция

 

Теперь  мы начнем изучение монополистической  конкуренции, основными характеристиками которой являются: 1) относительно большое число продавцов; 2) дифференциация товаров; 3) легкий вход в отрасль и выход из нее. Первая и третья характеристики обеспечивают «конкурентную» сторону монополистической конкуренции; вторая связана с монополистическим аспектом. Однако в целом монополистически конкурентные отрасли скорее конкурентны, чем монополистичны.

Относительно  большое число  продавцов

Для монополистической  конкуренции вовсе не требуется наличия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, скажем, 25, 35, 60 или 70 структур в каждой отрасли. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции.

  • Малая доля рынка Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
  • Невозможность сговора Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что сговоры, т.е. согласованные действия с целью ограничения объема продукции и искусственного повышения цен, почти невозможны.
  • Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм, между ними нет жесткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику самостоятельно, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов. Одна фирма может добиться скромного повышения продаж, снизив свои цены, но воздействие этого изменения цены на продажи конкурентов будет практически незаметным и, скорее всего, не вызовет никаких ответных действий.

Дифференцированная  продукция

В противоположность  совершенной конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Фирмы в условиях совершенной конкуренции производят стандартизованную, или однородную, продукцию; в условиях монополистической конкуренции они выпускают разновидности продукта. Иными словами, в условиях монополистической конкуренции фирмы производят продукты, немного отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности товаров или других характеристик, причем не только реальных, но и воображаемых.

Давайте исследуем эти аспекты неценовой  конкуренции.

Качество  продукта  Продукты могут различаться по физическим или качественным параметрам. Реальные различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, например, могут различаться по мощности, быстродействию, программному обеспечению, качеству графического исполнения и степени их «ориентированности на потребителя». Любой город достаточно большого размера имеет ряд розничных магазинов, торгующих мужской и женской одеждой, которая значительно отличается от аналогичной одежды из магазинов другого города по стилю, материалам и качеству работы. Точно так же производитель мебели может выделяться тем, что его мебельные гарнитуры изготавливаются из мореного дуба, что отличает его от похожей продукции, но сделанной из мореного клена.

Услуги Важными аспектами дифференциации продукта являются услуги и условия, связанные с продажей продукта. Например, один бакалейный магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей: его работники не только упакуют товары, но и отнесут их к автомобилю покупателя. Конкурирующий с ним большой розничный магазин может не делать этого, но продавать товары по более низким ценам. Другой пример подобного рода: чистка одежды за одни сутки часто для потребителей предпочтительнее аналогичной по качеству чистки за три дня. Другими аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами, являются обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы в сферах обслуживания покупателей или обмена продуктов, возможность получения товаров в кредит.

Расположение Продукты также могут быть дифференцированы с точки зрения места их расположения и доступности. Небольшие магазины товаров повседневного спроса успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то что последние имеют намного более широкий ассортимент продукции и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов открывают их на наиболее оживленных улицах, в густонаселенных кварталах. Так, расположение мотеля возле пересечения крупных автомагистралей позволяет его владельцу назначать более высокую цену, чем в аналогичном заведении, расположенном на менее оживленной дороге.

Фирменное название и упаковка Дифференциация продукции может также обусловливаться предполагаемыми различиями, создаваемыми с помощью брендов, торговых марок и упаковки, указанием на имена знаменитостей, имеющих какое-то отношение к продукции. Имя знаменитости, ассоциирующееся с джинсами, духами или спортивным тренажером, также может улучшать мнение о них покупателей. Многие потребители считают, что одни марки шариковых ручек лучше, чем другие. Для привлечения дополнительных потребителей бутилированной воды на упаковке активно применяются те или иные надписи, например «вода из природных источников».

Некоторый контроль над ценами Несмотря на относительно большое число фирм, монополистические конкуренты в определенной степени способны контролировать цены на свои продукты -благодаря дифференциации этих продуктов. Если потребители предпочитают продукты конкретных продавцов, то в пределах некоторых ограничений они готовы платить больше за удовлетворение своих вкусов. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны друг с другом случайным образом, как на рынке совершенной конкуренции. Однако контроль фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, над ценой весьма ограничен, поскольку существует множество потенциальных заменителей ее продукта. [3, с. 557-559] 

2.1 Максимизация уровня  производства 

Какое количество товара должен производить  монополист? Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом — решение проблемы и для монополиста. На рис. 1.5 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода МR и кривые средних и предельных издержек — АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

Как   мы   можем   проверить,   что   Q* — объем   производства,  максимизирующий прибыль?  Предположим,  монополист производит меньшее количество продукции – Q* и соответственно получает более высокую цену P1 . Как показывает рис. 1.5, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR—МС), т. е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

Информация о работе Определение цены и объема производства в условиях монополии. Сущность олигополии, основанной на тайном сговоре