Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рынка оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− определить сущность оптовой торговли;
− выявить формы оптовой торговли;
− рассмотреть классификацию оптовых торговцев и роль посредников в оптовой торговле;
− определить современное состояние и проблемы оптовой торговли в России;
− рассмотреть основы региональной оптовой торговли, мелкооптовые рынки;
− выявить пути решения основных проблем оптовой торговли;
− проанализировать роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
1.1.Сущность оптовой торговли 2
1.2.Формы оптовой торговли 2
1.3.Оптовые торговцы и посредническая деятельность в оптовой торговле 2
2.ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2
2.1.Современное состояние оптовой торговли в России 2
2.2.Региональная оптовая торговля 2
2.3.Проблемы оптовой торговли в России 2
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
3.1.Пути решения основных проблем оптовой торговли 2
3.2.Государственное регулирование оптовой торговли 2
3.3.Роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42
2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ»
(РГТЭУ)
КУРСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экономика отрасли
На тему: Оптовая торговля в России, ее роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка
Выполнена студенткой 2-го курса эк «Г» группы
Заочной формы обучения
Специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Калининой Светланой Николаевной
Руководитель
Сергеев П.В., д.э.н. доцент
Отметка о допуске (недопуске) к защите _____________________
«___» ______________20__г.
Курск 2011
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
1.1.Сущность оптовой торговли
1.2.Формы оптовой торговли
1.3.Оптовые торговцы и посредническая деятельность в оптовой торговле
2.ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1.Современное состояние оптовой торговли в России
2.2.Региональная оптовая торговля
2.3.Проблемы оптовой торговли в России
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
3.1.Пути решения основных проблем оптовой торговли
3.2.Государственное регулирование оптовой торговли
3.3.Роль оптовой торговли в повышении эффективности функциони-рования потребительского рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.
Оптовая торговля является частью рынка товаров и услуг, т.е. потребительского рынка. Исторически первоначально возник именно потребительский рынок. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т.д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
Оптовая торговля как рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности оптовые торговцы предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития экономики, в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды, становится актуальным не только общее совершенствование существующих технологий организации оптовой торговли, но и внедрение новых для экономики методик продвижения товара.
Предметом исследования является процесс организации оптовой торговли.
Целью курсовой работы является исследование рынка оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− определить сущность оптовой торговли;
− выявить формы оптовой торговли;
− рассмотреть классификацию оптовых торговцев и роль посредников в оптовой торговле;
− определить современное состояние и проблемы оптовой торговли в России;
− рассмотреть основы региональной оптовой торговли, мелкооптовые рынки;
− выявить пути решения основных проблем оптовой торговли;
− проанализировать роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка.
В ходе исследования использовались труды известных российских экономистов, таких, как Фомичев В.И. Панкратов Ф.Г. Войтов А.Г. Агафонова М.Н. Абрютина Н.С. и др., а также были использованы результаты исследований зарубежных экономистов Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Дойль Ф.Д.
1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
Одной из форм товарного обращения, посредством которого осуществляются хозяйственные связи между субъектами коммерческой деятельности, является оптовая торговля, т.е. торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
Основная задача оптовой торговли заключается в снабжении товарами розничной торговой сети. Решение этой задачи связано с реализацией ряда торговых и технологических функций.
К числу торговых функций, составляющих основу коммерческой деятельности оптовых предприятий, относятся:
− изучение спроса населения и оптовых покупателей на товары;
− заключение договоров поставки и контроль их исполнения;
− воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и увеличения выпуска товаров высокого качества, а также производства новых товаров, в наибольшей степени соответствующих спросу населения;
− формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами;
− заключение договоров купли-продажи с оптовыми покупателями и обеспечение контроля их исполнения;
− оказание товарных услуг, связанных с оптовой продажей товаров;
− организация и проведение рекламных мероприятий.
− технологические функции оптовых предприятий включают:
− планомерный и бесперебойный завоз товаров на свои склады для накопления необходимых запасов товаров;
− приёмка товаров по количеству и качеству;
− хранение товаров в условиях, отвечающих их физико-химическим и биологическим свойствам;
− подготовка товаров к продаже (фасовка, упаковка и т.п.);
− обеспечение бесперебойного снабжения товарами розничной торговой сети [21, с. 24].
Наибольшее значение имеет оптовая торговля при снабжении розничной торговой сети сложным ассортиментом товаров. Ведь предприятиям-производителям выгодно вести реализацию своих товаров большими партиями, без подсортировки с учётом нужд розничной торговли. Но далеко не каждый даже крупный магазин обладает необходимыми помещениями и работниками для того, чтобы вести работу по преобразованию промышленного ассортимента в торговый. Следовательно, для таких розничных торговых предприятий оптимальным является прибегнуть к услугам оптовой торговли.
Необходимость в использовании оптового звена торговли связана, кроме того, с сезонностью потребления некоторых непродовольственных товаров, а также с сезонностью производства отдельных продовольственных товаров. Товаропроизводители не могут длительное время хранить на своих складах произведённые товары, а у многих розничных торговых предприятий собственные склады отсутствуют. Предприятия же оптовой торговли в состоянии создать надлежащие условия для хранения товаров, с тем, чтобы реализовывать их по мере возникновения спроса.
Таким образом, выступая в роли посредника, оптовое звено берёт на себя часть функций розничной торговли, связанных с поиском поставщиков, закупкой, подсортировкой, хранением, упаковкой, фасовкой и доставкой товаров. Это во многом способствует бесперебойному снабжению розничных торговых предприятий товарами, снижению розничных цен на них положительно сказывается на качестве обслуживания покупателей.
Учитывая важность тех задач, которые решает оптовая торговля, необходимо, чтобы её развитие осуществлялось в следующих направлениях:
1. Формирование сети оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок товаров.
2. Обновление складского хозяйства, в том числе строительство новых и реконструкции действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции.
3. Совершенствование технологий складирования товаров.
4. Реорганизация старых и создание новых организаций по закупке с/х продукции с последующей её реализацией на переработку или длительное хранение.
5. Расширение круга услуг, связанных с оптовой продажей товаров, и повышение качества их выполнения.
6. Разработка более совершенных методов хранения и доставки товаров в розничную торговую сеть.
7. Разработка мероприятий по усилению воздействия торговли на производство на основании проводимых исследований спроса населения.
8. Использование компьютерной техники и программного обеспечения, позволяющих вести автоматизированный учёт товаров на всём пути их движения, начиная с заключения договора поставки и заканчивая отправкой в розничную торговую сеть [3, с. 85-86].
При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товар с минимальными непосредственными контрактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.
Таким образом, оптовая торговля – это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершается территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов.
Принципы осуществления оптовой торговли:
1. Создание ресурсной основы для её функционирования, т.е. достижение сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей.
2. Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.
3. Формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности.
Задачи, решаемые оптовой торговлей [3, с. 102]:
− сбор и создание банка данных конъюнктурного исследования с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;
− размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству и качеству;
− своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;
− формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;
− внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;
− широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками и покупателями, с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого;
− получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.
Далее рассмотрим основные формы оптовой торговли.