Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рынка оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− определить сущность оптовой торговли;
− выявить формы оптовой торговли;
− рассмотреть классификацию оптовых торговцев и роль посредников в оптовой торговле;
− определить современное состояние и проблемы оптовой торговли в России;
− рассмотреть основы региональной оптовой торговли, мелкооптовые рынки;
− выявить пути решения основных проблем оптовой торговли;
− проанализировать роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
1.1.Сущность оптовой торговли 2
1.2.Формы оптовой торговли 2
1.3.Оптовые торговцы и посредническая деятельность в оптовой торговле 2
2.ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2
2.1.Современное состояние оптовой торговли в России 2
2.2.Региональная оптовая торговля 2
2.3.Проблемы оптовой торговли в России 2
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
3.1.Пути решения основных проблем оптовой торговли 2
3.2.Государственное регулирование оптовой торговли 2
3.3.Роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования оптовой торговли можно считать:
− формирование потребительского рынка;
− обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
− изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
− осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
− установления требований к ее организации и осуществлению;
− антимонопольного регулирования в этой области;
− информационного обеспечения в этой области;
− государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.
К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.
Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ.
Помимо прямых методов государство применяет косвенные методы – осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования.
Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка заключается в том, что она обеспечивает:
− экономическую интеграцию территорий и перевозок;
− преобразование производственного ассортимента в торговый;
− формирование запасов для страхования от изменений спроса на товары;
− отлаживание цен;
− экономию издержек торговли.
Потребительский рынок – рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления [15, 721].
Специализация оптовой торговли на выполнение контрактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает уменьшение числа контрактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля, экономит время, так как освобождает себя от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.
Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в капиталистических странах, следует отметить, что оптовому звену принадлежит ведущая роль в накоплении товарных запасов. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в России далеки от оптимальных.
С функцией хранения продукции тесным образом связана функция преобразования ассортимента. При этом оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда потребление характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.
Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные регионы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.
Перечисленные выше функции являются традиционными для оптовой торговли. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий невозможно без выполнения ранее нетрадиционных задач, возникающих под влиянием деятельности рынка.
В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования регионального и общероссийского рынка, то есть выполнять информационную функцию. Именно опт, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации. Отечественным оптовым предприятиям еще только предстоит освоить новую информационную функцию, без которой их деятельность в условиях рыночной экономики будет если не невозможна, то малоэффективна.
Опыт западных оптовых посредников показывает, что во многих случаях выбор канала товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки заинтересованных сторон. В практической деятельности оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то и здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя им товар с отсрочкой платежа.
Воздействуя на потребительский рынок, оптовая торговля влияет на промышленность и розничную торговлю, так как оптовая торговля занимает промежуточное положение между ними.
Воздействие оптовой торговли на промышленность направлено на увеличение выпуска, расширение ассортимента, повышение качества, ритмичную поставку товара. Основными формами воздействия оптовой торговли на промышленность являются: предварительные заказы, пятилетние соглашения, оптовые ярмарки, договоры поставки, договоры содружества, средства массовой информации.
В свою очередь оптовая торговля активно воздействует на предприятия розничной торговли, оказывая им помощь в расширении ассортимента, повышении качества товаров, увеличении доли фасованных товаров, организации передовой технологии доставки и продажи товаров, улучшении обслуживания покупателей.
Таким образом, мы рассмотрели роль оптовой торговли и основные направления ее совершенствования.
Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
Оптовая торговля имеет две основные формы: транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю; складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. В последнее время получают распространение мелкооптовые магазины-склады типа «кэш энд керри». Важной формой оптовой торговли является биржевая торговля.
Оптовые торговцы помогают производителям эффективно доставлять товары множеству розничных торговых предприятий и промышленным потребителям в любой части страны. Оптовики выполняют много разных функций, включая деятельность по сбыту и стимулированию, закупки и формирование товарного ассортимента, разбивку крупных партий товара на мелкие, складирование, транспортировку, финансирование, принятие риска, предоставление информации о рынке и услуг по управлению и консультационных услуг.
Различают следующих оптовых торговцев: оптовики-купцы, брокеры и агенты, оптовые отделения и конторы производителей, разные специализированные оптовики. Оптовая торговля – самостоятельная отрасль экономики. Прогрессивно мыслящие оптовые торговцы постоянно приспосабливают свои услуги к конкретным нуждам целевых потребителей и изыскивают пути и способы сокращения издержек по ведению дел.
Сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост. С 2003 по 2009 годы выручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста. За последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов.
Из анализа текущего состояния сектора оптовой торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.
В целом в секторе региональной оптовой торговли РФ наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами – эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких трендах развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России – это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах.
Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой основной проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.
В работе было предложено, что главной целевой установкой оптовых организаций федерального масштаба является обеспечение оптового оборота крупных партий потребительских товаров по всей территории России, формирование необходимой структуры каналов товародвижения для крупных отечественных товаропроизводителей продукции, формирование и развитие товарного ассортимента для удовлетворения федеральных нужд, снабжение спецконтингентов потребителей, труднодоступных территорий.
Подводя итог работы, отметим, что оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей.
1. ФЗ РФ N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28 декабря 2009 года
2. Абрютина Н.С. Экономический анализ торговой деятельности. М.: Дело и Сервис, 2008. – 512с.
3. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. М.: Бератор-Пресс, 2009. – 464с.
4. Андреанов В.А. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. – Экономист. – 2010. – №5. – С. 25-27.
5. Брагина Л.А. Данько Г.П. Торговое дело: экономика и организация. М.: 2008. – 112с.
6. Виноградова С.Н. Организация и технологии торговли. Мн.: Высшая школа, 2009. – 328с.
7. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. М.: Финансы, 2009. – 462с.
8. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. – 2009. – № 8. – С. 30 – 51.
9. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – Москва, «Юристъ» - 2008. – 254с.
10. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 458с.
11. Грузинов В.П. Экономика отрасли: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 623с.
12. Дойль Ф.Д. Экономика: Стратегия и тактика. – СПб.: Питер, 2009. – 284с.