Оптовая торговля в России, ее роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование рынка оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− определить сущность оптовой торговли;
− выявить формы оптовой торговли;
− рассмотреть классификацию оптовых торговцев и роль посредников в оптовой торговле;
− определить современное состояние и проблемы оптовой торговли в России;
− рассмотреть основы региональной оптовой торговли, мелкооптовые рынки;
− выявить пути решения основных проблем оптовой торговли;
− проанализировать роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
1.1.Сущность оптовой торговли 2
1.2.Формы оптовой торговли 2
1.3.Оптовые торговцы и посредническая деятельность в оптовой торговле 2
2.ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2
2.1.Современное состояние оптовой торговли в России 2
2.2.Региональная оптовая торговля 2
2.3.Проблемы оптовой торговли в России 2
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
3.1.Пути решения основных проблем оптовой торговли 2
3.2.Государственное регулирование оптовой торговли 2
3.3.Роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

Интересна система информационного обмена с покупателями магазина, получившая название «МЕТРО-почта». Дважды в месяц все зарегистрированные клиенты получают красочный журнал «METRO» с описанием продукции, на которые предлагаются специальные цены. Формат «Кэш энд Керри», представляет собой форму мелкооптовой торговли. Мелкооптовый склад приобретает пользующийся большим спросом широкий ассортимент продукции непосредственно у производителей. Отсутствие промежуточных звеньев – посредников – позволяет продавать товар по низким ценам. Также этому способствуют система самообслуживания и относительно небольшая численность персонала. Формат ориентирован на мелкооптовых покупателей, приобретающих товары за наличный расчет и для профессиональной деятельности.

Оптовой торговлей в особо крупных размерах занимаются торговые дома, созданные в форме холдинговых компаний. В мировой практике это чаще всего транснациональные корпорации, в состав которых входят производственные, закупочные, сбытовые, транспортные, сервисные и другие фирмы. Чаще всего торговые дома специализируются на потребительских товарах, владеют сетью универмагов в различных странах. Наиболее широко в мире известны торговые дома Marks & Spencer, C&A, Reebock, Nichimen и др. В России наиболее крупными торговыми домами являются фирмы «Старик Хоттабыч», «Торговый дом на Смольной», но торгуют они в основном импортными товарами. Часть торговых домов создается на базе конкретного промышленного предприятия. Например, в Москве успешно функционирует ТД «Красный Октябрь», созданный при шоколадно-кондитерской фабрике «Красный Октябрь» и реализующий в основном ее продукцию [25].

В целом в секторе региональной оптовой торговли наблюдается медленное увеличение представленности сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами – эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике. При общих довольно высоких трендах развития, основная проблема сектора оптовой торговли в России – это его «столичная прописка» при недопустимо более скромном развитии в регионах.

2.3. Проблемы оптовой торговли в России

 

В настоящее время сфера оптовой торговли на территории РФ характеризуется высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Однако существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие и эффективное функционирование.

Основными являются:

−               Недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка для полного и всестороннего удовлетворения потребительского спроса. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры торговли обусловлено совокупностью причин как объективного, так и субъективного характера, среди которых нехватка финансовых ресурсов, недейственная система кредитования, недостаток складских помещений, несогласованность работы организаций торговли и транспорта и др.

−               Чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей.

−               Недостаток внимания отдельным аспектам торговли. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создает, в т.ч., опасность для жизни и здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительной практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых и «серых», хотя нарушений в деятельности последних в среднем значительно больше.

−               Злоупотребление полномочиями. Злоупотребление местными властями своими полномочиями – одно из главных препятствий для развития торговли в РФ. Местные власти часто имеют личную заинтересованность в бизнесе региональных оптовых компаний и препятствуют конкуренции, затягивая выдачу разрешений на строительство, лицензий и др. новым игрокам.

Помимо этих негативных факторов оптовой торговли, имеется большое количество и сопровождающих их негативных проявлений:

−               наличие значительного объема теневого оборота товаров, резко снижающего потенциал развития торговли;

−               необоснованное завышение цен, вызванное неоправданно большой звенностью товародвижения;

−               несовершенная система сертификации услуг оптовой торговли;

−               диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы – оптового, розничного и общественного питания;

−               низкий уровень концентрации и интеграционных процессов в торговле;

−               отсутствие современного информационного обеспечения торговли;

−               низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней к работе в рыночных условиях;

−               недостаточный уровень ответственности работников торговли за результаты своей деятельности перед потребителями.

Немало проблем и в части соблюдения стандартов и технических условий, санитарных правил и правил торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

3.1. Пути решения основных проблем оптовой торговли

 

Стратегия формирования и развития торговой инфраструктуры должна быть направлена на устранение или нейтрализацию негативных факторов и ориентирована на создание благоприятных условий для эффективной деятельности организаций торговли.

Сущностью формирования и развития инфраструктуры оптовой торговли на уровне России является двухконтурная схема организации оптовой торговли.

Главной целевой установкой оптовых организаций федерального масштаба является обеспечение оптового оборота крупных партий потребительских товаров по всей территории России, формирование необходимой структуры каналов товародвижения для крупных отечественных товаропроизводителей продукции, формирование и развитие товарного ассортимента для удовлетворения федеральных нужд, снабжение спецконтингентов потребителей, труднодоступных территорий. При этом предусматривается развитие оптового звена на основе двух основных типов оптовых организаций:

−        крупные оптовые структуры федерального уровня (внешний контур);

−        оптовые предприятия регионального уровня (внутренний контур).

Формирование и развитие региональной оптовой торговой системы на принципах взаимосвязи внутреннего (регионального) и внешнего (федерального) уровней должно обеспечивать типовое многообразие составляющих ее структур.

Типовое разнообразие оптовых структур является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптовой торговой системы. Дополняющим условием до степени достаточности должно быть обеспечение требуемого видового многообразия действующих на рынке оптовых структур, которое определяется мотивацией товаропроизводителей, заготовителей при выборе необходимого канала товародвижения.

Содержание мотивов может выражаться в следующих формах:

−        единовременная продажа производителем, заготовителем товара оптовому посреднику;

−        оплата информации производителем, заготовителем о потенциальных покупателях своего товара при сохранении собственности на него;

−        отказ от услуг оптового посредника.

Главной задачей структурной организации оптового звена и последующего его развития должно являться стимулирование формирования таких видов оптовых организаций, которые будут наиболее полно удовлетворять требования производителей и заготовителей товаров.

Исходя из сложившихся форм товародвижения, структура оптовой торговой системы должна развиваться на основе выделения в ее составе оптово-складской и транзитной форм. Оптово-складская форма товародвижения должна быть представлена оптовыми организациями, осуществляющими полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Транзитная форма товародвижения должна охватывать посреднические оптовые организации, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар или не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации его продвижения.

Одной из важнейших задач развития региональной торговли является структурная перестройка оптового звена в целях создания конкурентоспособных организаций, интегрированных в экономику региона. Для этого необходимо осуществлять интеграцию, объединение организаций различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе в виде кооперации или концентрации.

Также может быть целесообразной и перспективной организация оптовой деятельности по принципу «заготовка – производство – сбыт».

Отсюда могут формироваться и развиваться следующие новые виды оптовых структур: оптово-производственные, оптово-заготовительные, оптово-заготовительно-производственные.

Подобные виды рыночных структур могут образовываться на основе оптовых организаций с различной формой собственности двумя путями.

Первый – диверсификация оптовыми организациями основной деятельности. Она выражается в следующем: налаживание в оптовой организации производств по выпуску пользующихся спросом потребительских товаров для последующей их оптовой продажи в розничную торговую сеть, полуфабрикатов для торговых организаций и организаций общественного питания; открытие в оптовых структурах заготовительных пунктов, закупающих сельскохозяйственную продукцию и сырье для реализации ее в торговую сеть и производственным предприятиям; наличие в составе оптовой организации как производственных, так и заготовительных подразделений.

Второй путь – кооперирование или концентрация оптовых организаций соответственно с производственными, заготовительными или с обеими вместе и образования выбранных организационно-правовых форм организаций: оптово-заготовительно-производственных хозяйственных ассоциаций, компаний.

Доля организаций, специализирующихся на оптовой торговле с полным комплексом закупочно-сбытовых операций, исходя из объективных условий экономического развития на сегодняшний день, должна быть доминирующей.

Для создания полноценной рыночной инфраструктуры торговли в регионах широкое развитие должна получить мелкооптовая торговля. Организации мелкого опта представляют собой промежуточное звено между оптом и розницей. Функцией их является удовлетворение потребностей в потребительских товарах организаций розничной торговли, предпринимателей, конечных потребителей.

Автономное положение на оптовом рынке должны занять посреднические структуры: предприятия – агенты, предприятия – брокеры. Основой их деятельности является обеспечение клиентов необходимой информацией. Здесь имеются объективные предпосылки для формирования и развития электронной коммерческой деятельности: электронной торговли между посредническими структурами, с одной стороны, и торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, с другой стороны.

Одним из направлений развития оптового звена, обеспечения его привлекательности для покупателей является формирование и развитие комплекса услуг, оказываемых розничной торговле по упаковке, расфасовке, проверке безопасности и качества потребительских товаров, их доставке, рекламных и информационных услуг.

 

3.2. Государственное регулирование оптовой торговли

 

Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Рассмотрим органы регулирования торговли в РФ. В 2008г. было образовано Министерство промышленности и торговли (МИНПРОМТОРГ). Функции регулирования торговли из Минэкономразвития переданы в это новое министерство.  В этом министерстве создан Департамент государственного  регулирования  внутренней торговли. По прежнему функционирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). У этой службы в каждом регионе есть Региональное подразделение.

Цели государственного регулирования торговой деятельности в РФ [27]:

1) обеспечение единства экономического пространства в РФ путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

Информация о работе Оптовая торговля в России, ее роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка