Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рынка оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− определить сущность оптовой торговли;
− выявить формы оптовой торговли;
− рассмотреть классификацию оптовых торговцев и роль посредников в оптовой торговле;
− определить современное состояние и проблемы оптовой торговли в России;
− рассмотреть основы региональной оптовой торговли, мелкооптовые рынки;
− выявить пути решения основных проблем оптовой торговли;
− проанализировать роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
1.1.Сущность оптовой торговли 2
1.2.Формы оптовой торговли 2
1.3.Оптовые торговцы и посредническая деятельность в оптовой торговле 2
2.ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2
2.1.Современное состояние оптовой торговли в России 2
2.2.Региональная оптовая торговля 2
2.3.Проблемы оптовой торговли в России 2
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
3.1.Пути решения основных проблем оптовой торговли 2
3.2.Государственное регулирование оптовой торговли 2
3.3.Роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42
Трансакционные издержки – издержки, возникающие при экономическом взаимодействии и не относящиеся напрямую к процессу производства и распределения товаров. Они включают как собственно издержки, так и затрачиваемое время [6, с. 263-265].
Посредники востребованы в торговле в силу своей способности снижать трансакционные издержки; часть такой экономии они присваивают для покрытия собственных затрат и получения прибыли, а остальное составляет выигрыш клиентов.
Они добиваются снижения издержек, опираясь на преимущества специализации и экономию от масштаба. В первом случае посредники, специализируясь на выполнении однотипных операций, используют выгоды досконального знания предмета регулирования, интерпретации законов и правил, практики их исполнения, прав и обязанностей сторон и пр. Обращаясь к посредникам, их клиенты освобождают себя от необходимости самостоятельно приобретать нужные знания ценой значительных затрат времени, сил, средств и возможных ошибок. Второй источник преимущества посредников – экономия на масштабе – тесно связан с первым и возникает ввиду сокращения издержек при «поточной» обработке большого количества стандартных заказов клиентов.
Поскольку обращение к посредникам носит добровольный характер, сам факт использования их услуг подтверждает общественную полезность данного рода деятельности.
Подводя итог этой главе, отметим, что быстрое развитие оптовой торговли в последние годы обусловлено значительными тенденциями в современной экономике: n ростом массового производства товаров на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; n увеличением объемов производства впрок, а не для выполнения конкретных заказов; n увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Развитие оптовой торговли – это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.
В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития (Приложение 1). В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.
По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.
Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством. Оптовая торговля готовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями [14, с. 244].
Сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост (Приложение 2). С 2003 по 2009 годы выручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпы роста которых составили 10,9%, 8,3% 7,4% [26].
Общее количество организаций, осуществляющих оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, на 1 января 2010г. достигло 560,5 тыс. единиц, при этом в 2009г. эта цифра была равна 417,4 тыс. ед. (табл. 1).
Таблица 1
Число организаций оптовой торговли на 1 января 2010г.
| Всего | из них | Справочно Всего на 1 января 2009г. | |||
коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предприни-мательства | субъекты малого и среднего предпринимательства | |||||
средние предпри-ятия | малые предпри-ятия | микро-предпри-ятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 560,5 | 22,6 | 4,4 | 35,2 | 489,3 | 417,4 |
Из них осуществляющие оптовую торговлю: | ||||||
через агентов (за вознаграж-дение или на договорной основе) | 68,6 | 3,1 | 0,4 | 3,6 | 60,3 | 54,3 |
сельскохозяйственным сырьем и живыми животными | 13,9 | 0,5 | 0,1 | 0,8 | 11,7 | 10,0 |
пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями | 63,7 | 3,2 | 1,0 | 5,7 | 52,7 | 47,5 |
непродовольственными потребительскими товарами | 99,1 | 4,7 | 0,7 | 5,9 | 86,3 | 70,9 |
несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом | 114,9 | 4,0 | 0,9 | 8,1 | 99,5 | 83,8 |
из нее топливом | 16,7 | 0,9 | 0,3 | 1,8 | 13,4 | 12,6 |
машинами и оборудованием | 55,7 | 2,3 | 0,4 | 3,8 | 48,4 | 41,7 |
прочую | 127,9 | - | - | - | - | - |
За последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов [25].
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продаж непродовольственных товаров, порядка 18% – за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% – за счет продовольственных товаров (Приложение 3).
Основной показатель хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.
Таблица 2
Оборот оптовой торговли по Российской Федерации.
(в фактически действовавших ценах)
Годы | Оборот оптовой | Темп роста (млрд. руб.) | Темп прироста (%) | Структурный сдвиг, по отношению к 2004г.(%) |
2004 | 11 422,9 | * | * | * |
2005 | 15 626,0 | 4 203,10 | 36,8 | 36,8 |
2006 | 19 921,8 | 4 295,80 | 27,5 | 74,4 |
2007 | 24 015,6 | 4 093,80 | 20,5 | 110,2 |
2008 | 31 136,4 | 7 120,80 | 29,7 | 172,6 |
2009 | 28 072,9 | - 3 063,50 | -9,8 | 145,8 |
.
Рис. 1. Динамика объемов оптового оборота за 2004-2009г.г. в целом по Российской Федерации
Анализ таблицы 2 и рисунка 1 показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2008г. 31 136 млрд. руб., так, в 2008 году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28 073 млрд. руб.
Из анализа текущего состояния сектора оптовой торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.
Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.
В Приложении 4 представлена структура оборота оптовой торговли по субъектам РФ. Исходя из нее, можно сказать, что 40% оборота предприятий оптовой торговли приходится на Москву. На Центральный Федеральный округ РФ (без Москвы) приходится 15%. Менее всего оптовая торговля развита в Дальневосточном Федеральном Округе – 2% всего оборота [17, с. 64-66].
Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.
Если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике, то обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах — всего на 5-10%.
По масштабам деятельности оптовые предприятия делят на предприятия общенационального (федерального) и регионального уровня. Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны и обеспечивают федеральные нужды. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям по всей территории страны.
Особую роль играют предприятия межрегионального уровня, которые должны обеспечивать наиболее отдаленные территории России. Одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения жизнедеятельности населения отдаленных регионов в настоящее время является воссоздание системы государственных оптовых предприятий межрегионального уровня в тех краях и областях, где необходимо обеспечить промышленность, сферу обращения, сферу обслуживания, население всеми необходимыми товарами из расчета длительного отсутствия навигации по рекам Сибири и прибрежным морям Тихого и Северного ледовитого океанов, а также в некоторых горных районах Сибири.
Главной функцией оптовых предприятий регионального уровня является преобразование производственного ассортимента в торговый, комплектование такого ассортимента, который полностью бы удовлетворял запросы розничных торговцев и конечных покупателей.
В региональной оптовой торговле особое место занимаю ярмарки. Ярмарка – это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок. Ярмарки проводят специализированные организации, которые работают на региональном, национальном или международном уровне. Наиболее известные ярмарки проводят в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. Самые крупные в Сибири ярмарки организует АО «Сибирская ярмарка» (г. Новосибирск). АО «Алтайская ярмарка» специализируется на организации ярмарок по различным товарным группам в Алтайском крае и в Барнауле.
Наиболее часто встречающимися видами оптовых предприятий в регионах являются оптовая торговая база, выходная оптовая база, база производственно-технического обслуживания и комплектации, мелкооптовые магазины, заготовительные конторы. Большинство этих типов оптовых предприятий традиционно для России, однако в последние годы широкое распространение получили такие предприятия, как мелкооптовые магазины-склады типа «Кэш энд Керри».
Немецкая компания «METRO Cash&Carry» открыла свой первый торговый центр в Новосибирске. Этот же магазин стал первым ТЦ «МETRO» в Сибири. Ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, представленных в ТЦ, составил около 30 тысяч артикулов. Все товары там продаются с вручением счета-фактуры, поскольку – опять же формально – товар приобретается фирмой для дальнейшей перепродажи или использования в каком-либо производственном процессе. Тот сотрудник, который совершает покупку, является лишь доверенным лицом организации.