Оптовая торговля в России, ее роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование рынка оптовой торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− определить сущность оптовой торговли;
− выявить формы оптовой торговли;
− рассмотреть классификацию оптовых торговцев и роль посредников в оптовой торговле;
− определить современное состояние и проблемы оптовой торговли в России;
− рассмотреть основы региональной оптовой торговли, мелкооптовые рынки;
− выявить пути решения основных проблем оптовой торговли;
− проанализировать роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
1.1.Сущность оптовой торговли 2
1.2.Формы оптовой торговли 2
1.3.Оптовые торговцы и посредническая деятельность в оптовой торговле 2
2.ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2
2.1.Современное состояние оптовой торговли в России 2
2.2.Региональная оптовая торговля 2
2.3.Проблемы оптовой торговли в России 2
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 2
3.1.Пути решения основных проблем оптовой торговли 2
3.2.Государственное регулирование оптовой торговли 2
3.3.Роль оптовой торговли в повышении эффективности функционирования потребительского рынка 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................42

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 255.50 Кб (Скачать документ)

Трансакционные издержки – издержки, возникающие при экономическом взаимодействии и не относящиеся напрямую к процессу производства и распределения товаров. Они включают как собственно издержки, так и затрачиваемое время [6, с. 263-265].

Посредники востребованы в торговле в силу своей способности снижать трансакционные издержки; часть такой экономии они присваивают для покрытия собственных затрат и получения прибыли, а остальное составляет выигрыш клиентов.

Они добиваются снижения издержек, опираясь на преимущества специализации и экономию от масштаба. В первом случае посредники, специализируясь на выполнении однотипных операций, используют выгоды досконального знания предмета регулирования, интерпретации законов и правил, практики их исполнения, прав и обязанностей сторон и пр. Обращаясь к посредникам, их клиенты освобождают себя от необходимости самостоятельно приобретать нужные знания ценой значительных затрат времени, сил, средств и возможных ошибок. Второй источник преимущества посредников – экономия на масштабе – тесно связан с первым и возникает ввиду сокращения издержек при «поточной» обработке большого количества стандартных заказов клиентов.

Поскольку обращение к посредникам носит добровольный характер, сам факт использования их услуг подтверждает общественную полезность данного рода деятельности.

Подводя итог этой главе, отметим, что быстрое развитие оптовой торговли в последние годы обусловлено значительными тенденциями в современной экономике: n ростом массового производства товаров на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; n увеличением объемов производства впрок, а не для выполнения конкретных заказов; n увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

 

 

 

2. ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1. Современное состояние оптовой торговли в России

 

На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Развитие оптовой торговли – это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка.

В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития (Приложение 1). В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.

Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством. Оптовая торговля готовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями [14, с. 244].

Сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост (Приложение 2). С 2003 по 2009 годы выручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпы роста которых составили 10,9%, 8,3% 7,4%  [26].

Общее количество организаций, осуществляющих оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, на 1 января 2010г. достигло 560,5 тыс. единиц, при этом в 2009г. эта цифра была равна 417,4 тыс. ед. (табл. 1).

Таблица 1

Число организаций оптовой торговли на 1 января 2010г.

 

Всего

из них

Справочно

Всего на 1 января 2009г.

коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предприни-мательства

субъекты малого и среднего предпринимательства

средние предпри-ятия

малые предпри-ятия

микро-предпри-ятия

1

2

3

4

5

6

7

Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

560,5

22,6

4,4

35,2

489,3

417,4

Из них осуществляющие оптовую торговлю:

через агентов (за вознаграж-дение или на договорной основе)

68,6

3,1

0,4

3,6

60,3

54,3

сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

13,9

0,5

0,1

0,8

11,7

10,0

пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями

63,7

3,2

1,0

5,7

52,7

47,5

непродовольственными потребительскими товарами

99,1

4,7

0,7

5,9

86,3

70,9

несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом

114,9

4,0

0,9

8,1

99,5

83,8

из нее топливом

16,7

0,9

0,3

1,8

13,4

12,6

машинами и оборудованием

55,7

2,3

0,4

3,8

48,4

41,7

прочую

127,9

-

-

-

-

-

За последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов [25].

Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 20,0% выручки создается за счет продаж непродовольственных товаров, порядка 18% – за счет продажи несельскохозяйственными продуктами и чуть более 15% – за счет продовольственных товаров (Приложение 3).

Основной показатель хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения.

Таблица 2

Оборот оптовой торговли по Российской Федерации.

(в фактически действовавших ценах)

Годы

Оборот оптовой
торговли (млрд. руб.)

Темп роста (млрд. руб.)

Темп прироста

(%)

Структурный сдвиг, по отношению к 2004г.(%)

2004

11 422,9

*

*

*

2005

15 626,0

4 203,10

36,8

36,8

2006

19 921,8

4 295,80

27,5

74,4

2007

24 015,6

4 093,80

20,5

110,2

2008

31 136,4

7 120,80

29,7

172,6

2009

28 072,9

- 3 063,50

-9,8

145,8

 

.
 

Рис. 1. Динамика объемов оптового оборота за 2004-2009г.г. в целом по Российской Федерации

 

Анализ таблицы 2 и рисунка 1 показывает стремительный рост объемов оборота оптовой торговли, который достиг в 2008г. 31 136 млрд. руб., так, в 2008 году по отношению к 2004 году его рост составил 172,8 %., равномерно ежегодно увеличиваясь на протяжении 5 лет в среднем на 25%, но после начавшегося кризиса постигшего РФ в 2008 году, к 2009 году показатели снизились на 9,8% и составили 28 073 млрд. руб.

Из анализа текущего состояния сектора оптовой торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.

Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.

 

2.2. Региональная оптовая торговля

Специфической чертой российской торговли является очень слабая её развитость в регионах, причем это касается как розничной, так и оптовой торговли.

В Приложении 4 представлена структура оборота оптовой торговли по субъектам РФ. Исходя из нее, можно сказать, что 40% оборота предприятий оптовой торговли приходится на Москву. На Центральный Федеральный округ РФ (без Москвы) приходится 15%. Менее всего оптовая торговля развита в Дальневосточном Федеральном Округе – 2% всего оборота [17, с. 64-66].

Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.

Если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике, то обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах — всего на 5-10%.

По масштабам деятельности оптовые предприятия делят на предприятия общенационального (федерального) и регионального уровня. Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны и обеспечивают федеральные нужды. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям по всей территории страны.

Особую роль играют предприятия межрегионального уровня, которые должны обеспечивать наиболее отдаленные территории России. Одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения жизнедеятельности населения отдаленных регионов в настоящее время является воссоздание системы государственных оптовых предприятий межрегионального уровня в тех краях и областях, где необходимо обеспечить промышленность, сферу обращения, сферу обслуживания, население всеми необходимыми товарами из расчета длительного отсутствия навигации по рекам Сибири и прибрежным морям Тихого и Северного ледовитого океанов, а также в некоторых горных районах Сибири.

Главной функцией оптовых предприятий регионального уровня является преобразование производственного ассортимента в торговый, комплектование такого ассортимента, который полностью бы удовлетворял запросы розничных торговцев и конечных покупателей.

В региональной оптовой торговле особое место занимаю ярмарки. Ярмарка – это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок. Ярмарки проводят специализированные организации, которые работают на региональном, национальном или международном уровне. Наиболее известные ярмарки проводят в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. Самые крупные в Сибири ярмарки организует АО «Сибирская ярмарка» (г. Новосибирск). АО «Алтайская ярмарка» специализируется на организации ярмарок по различным товарным группам в Алтайском крае и в Барнауле.

Наиболее часто встречающимися видами оптовых предприятий в регионах являются оптовая торговая база, выходная оптовая база, база производственно-технического обслуживания и комплектации, мелкооптовые магазины, заготовительные конторы. Большинство этих типов оптовых предприятий традиционно для России, однако в последние годы широкое распространение получили такие предприятия, как мелкооптовые магазины-склады типа «Кэш энд Керри».

Немецкая компания «METRO Cash&Carry» открыла свой первый торговый центр в Новосибирске. Этот же магазин стал первым ТЦ «МETRO» в Сибири. Ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, представленных в ТЦ, составил около 30 тысяч артикулов. Все товары там продаются с вручением счета-фактуры, поскольку – опять же формально – товар приобретается фирмой для дальнейшей перепродажи или использования в каком-либо производственном процессе. Тот сотрудник, который совершает покупку, является лишь доверенным лицом организации.

Информация о работе Оптовая торговля в России, ее роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка