Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения
В связи с этим нужна четкая формулировка государственной политики антимонопольного регулирования в российском законодательстве. В нем должны быть изложены базовые ценности. Этот документ должен быть нормативным и обязательным для исполнения. Нужна государственная доктрина антимонопольного регулирования в Российской Федерации, а так же подзаконный пакет исполнительских процедур.
В России на сегодняшний день нет должного правового инструментария для решения проблемы злоупотребления монополиями своим экономическим положением. Мы ежедневно сталкиваемся с монопольным диктатом цен, с дискриминирующими условиями договоров, необоснованным отказом в предоставлении услуг. Достаточно посмотреть на реальное состояние конкуренции на рынках нефтепродуктов, связи, энергетики, железнодорожных перевозок, жилья и т.д. [35, с.27].
На данный момент в системе российского антимонопольного законодательства декларирование противоправности сговора (картеля) не сопровождается необходимыми нормами прямого воздействия. В законе «О конкуренции» не обозначена процедура принятия таких соглашений недействительными, не указываются признаки их определения. Это снижает эффективность контроля. В практике деятельности Министерства по антимонопольной политики России выявление и пресечение антиконкурентных соглашений, в отличие от других видов нарушений, ничтожно: за 1998-2002 гг. удельный вес данного вида нарушений в общем количестве возбужденных дел не превышал 0,7 % [36, с. 123] .
Статья 22.1 закона РФ «О конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Гражданско-правовая ответственность применяется в виде взысканий с нарушителей в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. Такой вид ответственности на практике применяется очень редко. Основная причина – отсутствие нормативных актов. Кроме того, необходимо определение базовых показателей [36, с. 125].
Так
определение «справедливой
Особое внимание антимонопольный орган должен уделять контролю за деятельностью некоммерческих объединений коммерческих организаций. Последние создаются с целью координации предпринимательской деятельности участников, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Однако в соответствии с п. 5 ст. 6 закона «О конкуренции» эта координация не должна иметь результатом ограничение конкуренции. На первый взгляд, здесь заложено противоречие, и возникает вопрос определения границ дозволенного. Очевидно, что если координация предпринимательской деятельности приводит к последствиям, прямо указанным в п. 1 ст. 6, то она является противозаконной. В остальных случаях необходимо определить, в чем заключается определение конкуренции, и доказать причинно-следственную связь между конкретными действиями организации и ограничением конкуренции [36, с. 129].
Итак,
закон от 22 марта 1991г. №948-1 "О конкуренции
и ограничении
Кроме того, следует также отметить, что, помимо монополизма, высоких административных барьеров и коррупции, порождающих рост цен и препятствующие экономическому росту, существуют и другие немаловажные проблемы в современной экономике России. Уровень инфляции в 2007 г. в России вновь ускорился и достиг почти 12% (при прогнозе 8,5%) по сравнению с 9% в 2006 г. [42]. Более того, правительство России в апреле 2008 года утвердило график стремительного роста тарифов естественных монополий до 2011 года, что придаст инфляции дополнительное ускорение. Возможно, едва ли не самой главной проблемой российской экономики становится нехватка рабочих рук. При этом промышленности не хватает квалифицированной рабочей силы, но еще острее эта проблема стоит в сельском хозяйстве. Слабо развиваются высокотехнологичные сектора экономики.
Следовательно,
резюмируя вышесказанное, можно
сделать следующие выводы:
Глава III. Направления совершенствования государственного
регулирования экономической
безопасности в
России
опыта обеспечения
экономической безопасности
Следует заметить, что многие развитые и даже некоторые развивающиеся страны достигли определенных успехов в борьбе с угрозами экономической безопасности государства, особенно самыми серьезными из них, такими, как коррупция, экономическая преступность. Для России особенно интересен опыт антикоррупционной борьбы Нидерландов, Сингапура, Гонконга (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Передовой опыт мирового сообщества по борьбе с коррупцией
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По поводу действующей в Гонконге независимой комиссии по борьбе с коррупцией, хочется добавить следующее. Чтобы подобная организация не вышла из-под контроля, она должна отчитываться не перед главой исполнительной власти, а перед законодателями, как служба Генерального инспектора в Уганде и Центральное финансово-контрольное управление в Соединенных Штатах. Сильная независимая организация по борьбе с коррупцией — это мощное оружие, обладающее доверием и нацеленное на перспективу. Но следует делать все возможное, чтобы такая организация не стала инструментом тенденциозного использования в политических целях.
Опыт Китая по обеспечению экономической безопасности в аспекте борьбы с коррупцией скорее отрицательный, но от этого не становится менее ценным. Учитывая ошибки, допущенные властями Китая, можно построить грамотную программу в своей стране. По опыту КНР следует иметь в виду следующие моменты:
Чрезвычайно
важен и полезен опыт США по
организации работы спецслужб на
поприще обеспечения
Необходимо создать в России межведомственную рабочую группу, в которую войдут первый заместитель министра обороны, руководитель УБЭП МВД России, директор департамента экономической безопасности ФСБ, руководители ведущих корпораций - "Газпром", "Рособоронэкспорт", под председательством секретаря Совета безопасности России и были:
Необходимо поручить спецслужбам России добычу сведений о динамике мировых экспортно-импортных процессов, мерах иностранных правительств по поощрению экспорта и защите собственных рынков от зарубежных конкурентов. Разведка должна выявлять отрицательные экономические тенденции, заблаговременно предупреждать о готовящихся акциях иностранных правительств в областях внешней торговли, снабжать разведывательной информацией американские делегации на торговых переговорах.
Действительно, в современном мире, когда борьба за истощающиеся ресурсы накаляется, когда все новые и новые страны пытаются вырваться в лидеры мировой экономики, роль спецслужб в обеспечении национальной экономической безопасности переоценить сложно. И опыт США поучителен, ведь спецслужбы этого государство одни из самых подготовленных и технически оснащенных в мире.
Ещё одной проблемой, которая требует решения является отсутствие официально утвержденной в правовых документах концепции экономической безопасности (КЭБ) в России. Под этой концепцией следует понимать систему официальных взглядов на защищенность национальных интересов в сфере экономики от угроз. За рубежом разработкой и совершенствованием национальных и коллективных КЭБ занимаются уже более полувека. Созданы и реализуются соответствующие, законодательно подкрепленные программы, которые могут иметь характер самостоятельных документов или же входить составной частью в программы экономического развития. Государство должно так распределять свои, как правило, ограниченные ресурсы, чтобы, не замедляя своего развития, надежно защититься от воздействия негативных факторов. Поэтому всесторонне продуманное и четкое представление о том, как этого добиться, должно быть сформировано при разработке КЭБ. Основными его положениями должны быть: