Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения
В 90-х гг. XX в. термин «экономическая безопасность» появился в публикациях экономистов, а также в средствах массовой информации России. Это внимание нашло свое отражение в основных политических документах. Например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Обеспечение экономической безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Рассмотрим исторический опыт обеспечения экономической безопасности в нашей стране на примере некоторых из направлений, определенных в первой главе, как ключевых определяющих экономической безопасности. Прежде всего, интересен опыт борьбы против коррупции.
История
коррупции не уступает по древности
известной нам истории
При
Петре Великом расцветали и коррупция,
и жестокая борьба царя с ней. Характерен
эпизод, когда после многолетнего
следствия был изобличен в
коррупции и повешен при всем
истеблишменте сибирский
На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция, как отмечается в специальных исследованиях, оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, один из канцлеров получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агента влияния") — двенадцать тысяч в той же валюте [15, с. 37].
Есть документальные основания утверждать, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде [30, с. 26].
После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения, узнавший об этом Председатель СНК В.И. Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина Д. И. Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О взяточничестве" от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Необходимо отметить, что в этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации.
История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой властью, не увенчавшись успехом. Эта борьба характеризуется несколькими интересными и важными чертами.
Во-первых, власти не признавали слово "коррупция", позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины "взяточничество", "злоупотребление служебным положением", "попустительство" и т.п. Отрицая термин, отрицали понятие, а значит — явление. Тем самым заранее обрекали на неудачу и анализ этого явления, и любую борьбу с его частными уголовно наказуемыми последствиями.
Во-вторых
(и это теснейшим образом
В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50 % больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример — более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах [32, с. 40].
Таким образом, видно жесткое соответствие между слабым пониманием коррупционных явлений, примитивным объяснением их причин и неадекватными средствами борьбы с ними.
В-третьих, за редким исключением, практически неприкосновенны были высшие советские и партийные чиновники. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и других драгоценных металлов, редкие золотые монеты [32, с. 45].
В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг.
Последней мерой влияния Советской власти на положение дел в данной сфере было принятое в июле 1991 г. Постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики". Однако ни о взяточничестве, ни о коррупции в нем не было ни слова.
В
1992 г. был издан Указ Президента Российской
Федерации "О борьбе с коррупцией
в системе государственной
Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые институциональные решения. Управления собственной безопасности были организованы в Федеральной службе безопасности, Министерстве внутренних дел, Государственном таможенном комитете, Федеральной службе налоговой полиции. По данным Прокуратуры РФ, наиболее эффективна служба внутренней безопасности МВД, силами которой раскрывается 60 % должностных преступлений внутри системы. Кроме того, была принята Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг., но ее выполнение находилось на крайне низком уровне.
Состояние
борьбы с коррупционными нарушениями
можно оценить по динамике судебных
приговоров в этой сфере. В таблице
2.1 [35] приведены данные для СССР, а в таблице
2.2 [35] — для Российской Федерации, а на
рисунках 2.1 и 2.2 – динамика вышеупомянутых
показателей.
Таблица 2.1
Динамика числа осужденных по делам о взяточничестве в СССР (с округлением) [35]
|
Таблица 2. 2
Динамика числа осужденных по делам о взяточничестве в Российской Федерации [35]
|
Рис 2.1
Динамика числа осужденных по делам
о взяточничестве в СССР
Рис
2.2 Динамика числа осужденных по делам
о взяточничестве в России
Заметим,
что численность населения
Причем, из общего числа осужденных за взяточничество в 1994-1996 гг. приговоры, связанные с лишением свободы, получили лишь 34%, а в 2000-2007 годах – и того меньше – 32,4%, в среднем по регионам России. Если сопоставить эти сведения с данными Прокуратуры РФ, которая за тот же период выявляла в среднем около 5 тысяч "проявлений" взяточничества в год, то выяснится, что обвинительные приговоры выносятся не более чем каждому пятому обвиняемому Прокуратурой РФ, а вероятность попасть за решетку после возбуждения дела не превосходит 8 процентов.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом соответствует тенденциям, которые имеются и в других странах, находящихся в переходным состоянии.
Ещё одним важнейшим направлением обеспечения экономической безопасности является антимонопольная политика государства. Рассмотри исторический опыт антимонопольной политики в России.
Особенностью рыночной системы России является высокий уровень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.
Спецификой
монополизма в России является также
то, что монополистические
Система
планового производства и распределения
произведенной продукции