Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения
В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Естественными монополиями контролируются значительные доли национального рынка. Графически их положение по данным за первое полугодие 2001 года представлено на Рис. 2.3 [33, с.16]
Рис. 2.3
Доли рынка, контролируемые крупнейшими
естественными монополиями
Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с 1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка" [3]. Закон определяет основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этом нормативно-правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (с 1997 г. — Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации - ГАК России, в настоящее время – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ)) (см. приложение 3).
К основным функциям органа по антимонопольной политике предполагалось относить:
подготовку предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;
разработку для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
контроль
крупных сделок по купле и продаже
акций, которые могут привести к
доминирующему положению
контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.
Закон РСФСР "О конкуренции" создавался на базе обширного законодательства и практического опыта антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой. Основным содержанием новой редакции закона является предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом (группой хозяйствующих субъектов) доминирующим положением на рынке.
В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. достаточно конкретно определился круг естественных монополий и был разработан проект - федерального закона "О естественных монополиях" [2]. Первоначально в этот законопроект были включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако при работе над законопроектом стало очевидно, что государственные монополии - предмет особого законодательства. Основой законопроекта о естественных монополиях являлось включение в него монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.
По вопросам антимонопольной деятельности в России издавались также другие нормативные акты, отражавшие отдельные стороны деятельности антимонопольных органов, в том числе по вопросам антимонопольного контроля деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ), субъектов рынка ценных бумаг, товарных бирж.
Однако,
как показывает практика государственного
контроля экономической концентрации,
в ряде случаев не удается в
полной мере установить реальные размеры
концентрации хозяйствующих субъектов
на товарном рынке, их возможность влияния
на рынок товаров, работ и услуг и определить
их стратегические интересы, которые не
всегда направлены только на получение
законной прибыли [35, с. 27].
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в
современных российских
условиях
Экономическая безопасность является важнейшим элементом государственной безопасности России. Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов привело к необходимости выделить в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Полная структура органов государственной власти, отвечающих за экономическую безопасность, представлена в приложении 1.
Рассмотрим систему (см. приложение 2) и особенности обеспечения экономической безопасности в России по определенным в первой главе основным направлениям. Прежде всего, стоит обратить внимание на проблему экономической преступности и коррупции. Схема органов государственной власти, задачей которых является борьба с экономической преступностью и коррупцией представлена на рис. 2.4.
Рис. 2.4
Структура органов власти, реализующих
борьбу с экономической преступностью
и коррупцией в России [18]
Удельный вес внезаконной экономической деятельности в России составляет около 25 %, и в разы превосходит аналогичные показатели для развитых западных стран. Динамика количества преступлений в сфере экономики не может не настораживать (таблица 2.3) [42].
Таблица 2.3
Динамика экономических правонарушений в России за последние годы [42]
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Число экономических преступлений | 376,8 тыс. | 402,4 тыс. | 437,7 тыс. | 489,6 тыс. | 459,2 тыс. |
Их удельный вес в общем числе преступлений | 13,7 % | 13,9 % | 12,3 % | 12,7 % | 12,8 % |
Размер материального ущерба от экономических преступлений | 75,2 млрд. руб. | 275,4 млрд. руб. | 1399,6 млрд. руб. | 127,6 млрд. руб. | 223,8 млрд. руб. |
Динамика по сравнению с предыдущим годом | +0,5 % | +6,8 % | +8,8% | +11,8 % | -6,2 % |
Многие исследователи признают связь экономической преступности с организованной преступностью как части и целого. Поэтому экономическая преступность, как и организованная, тесно связана с политикой. Т.е. получается, что экономическая преступность и коррупция, тесно связанные явления между собой. Опыт нашей страны показывает, что с началом социально-политических преобразований значительно активизировалась деятельность организованной преступности.
Рис. 2.5. Динамика числа экономических преступлений в России в 2003-2007 гг.
Одним из механизмов выживания и развития экономической преступности является коррупция, которую можно рассматривать как метод, с помощью которого экономическая преступность проникает в государственные и общественные органы в целях их перерождения и нейтрализации соответствующих органов борьбы с этой преступностью. Таким образом, для экономической преступности коррупция - это один из способов разрешения конфликта с государством, способов выживания. И доля преступлений, так или иначе связанных с коррупцией, в общем числе экономических преступлений весьма значительна (таблица 2.4) [42].
В
современных российских условиях сложилась
такая ситуация, когда антикоррупционная
политика обязана стать постоянной частью
государственной политики.
Таблица 2.4
Доля преступлений, связанных с коррупцией в общем числе экономических преступлений
Год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Количество раскрытых экономических преступлений | 402,4 тыс. | 437,7 тыс. | 489,6 тыс. | 459,2 тыс. |
Количество экономических преступлений, связанных с коррупцией | 19,6 тыс. | 20,45 тыс. | 36,78 тыс. | 35,7 тыс. |
Доля экономических преступлений, связанных с коррупцией в % | 4,9 % | 4,7 % | 7,5 % | 7,8 % |
В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться следующими статьями Уголовного кодекса:
174
— легализация денежных
285 — злоупотребление должностными полномочиями;
290 — получение взятки;
291 — дача взятки;
292 — служебный подлог.
Вместе
с тем ряд очень
Принятый Государственной Думой в ноябре 1997 г. в третьем чтении Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" [2] оказался предельно беззубым. Помимо множества юридических несообразностей и технических огрехов, он содержит в качестве инноваций некоторые дополнительные ограничения на действия должностных лиц. Для этого не было необходимости создавать закон, борьба вокруг которого шла три года, а достаточно было принять поправки к законодательству о государственной службе. Принятие закона "О борьбе с коррупцией" даже после юридической правки может принести скорее вред, чем пользу, по ряду причин, безобиднейшая из которых — разочарование граждан из-за несоответствия между названием закона и ничтожными последствиями его принятия. Представляется, что целесообразность подобного закона сомнительна. Антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства, а не определяться одним законом.
В
1992 г. был издан Указ Президента Российской
Федерации "О борьбе с коррупцией
в системе государственной