Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения
экономической безопасности
По
нашему мнению, основные направления
государственного обеспечения национальной
экономической безопасности, должны соответствовать
классификации, показанной на рисунке
3.1.
Рис. 3.1. Основные направления государственного обеспечения
экономической безопасности (ГОЭБ).
В
настоящее время чётко
Создать условия, при которых получение разрешение на право владения каким-либо объектом жёстко контролировалось и подвергалось значительным проверкам – также приоритетная задача для государства. И самое главное – обеспечить активное участие силовых структур, которые зачастую бездействуют, в защите прав владения предприятием законным владельцем.
В связи с этим считаем возможным предложить некоторые меры, которые, на наш взгляд, могли бы существенно повысить уровень обеспеченности экономической безопасности России.
Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.
Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок [26, с. 152].
Считаем, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач [24, с. 138], на рисунке 3.2.
Борьба
с коррупцией стоит особняком
в системе мер по обеспечению
экономической безопасности государства,
поскольку, ни одна программа по обеспечению
экономической безопасности не может
быть реализована без эффективной работы
государственных служащих, свободной
от криминала. Стратегия превенции коррупции
должна ориентироваться на меры экономические,
социальные, политические. При этом следует
иметь в виду, что “ликвидировать” коррупцию,
как и любое иное социальное зло, имеющее
прочные основы в экономическом, политическом,
социальном устройстве общества, – пока
невозможно полностью. Поэтому сегодня
речь должна идти в первую очередь о значительном
ограничении масштабов влияния этого
явления, введении его в “цивилизованные
рамки”, защите массы населения от всевозможных
поборов на всех уровнях – от рядового
работника жилищной конторы и милиционера
до представителей высших эшелонов власти.
Методы проведения антикоррупционной политики | |||||
Организация борьбы с коррупцией на всех уровнях | Сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции | Уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней | Увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред | Влияние на мотивы коррупционного поведения | Создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях |
Рис. 3.2.
Методы проведения антикоррупционной
политики
По словам Президента России Д.А. Медведева, борьба с коррупцией в государстве должна осуществляться по трем основным направлениям [44] (см. рис. 3.3).
Основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.
Считаем, что к числу антикоррупционных мер можно отнести следующие:
Национальный план
Рис.
3.3. Национальный план противодействия
коррупции
Ещё одной мерой борьбы против коррупции могло бы стать внедрение электронного правительства. Суть электронного правительства заключается в переводе государственных услуг в режим он-лайн, что уже само по себе предполагает минимизацию личного контакта между гражданином и чиновником. По мере реализации проектов электронного правительства:
Изменяется и характер самих государственных услуг: в условиях «электронного правительства» они приобретают стандартизованный, деперсонализированный характер, что снижает стимул применять коррупционные механизмы.
Чрезвычайно
важно для законодательных
Важное значение имеет также принятие следующих мер:
1. Должен быть запрет на участие членов семей чиновников в цепочках, связанных с тендерами и государственными заказами. Должен действовать закон с прописанной в нем неотвратимостью наказания: уголовное наказание и конфискация имущества, нажитого незаконным путем.
2.
В тендерных комиссиях и
Невозможно
также обойти проблему коррупции в
рядах силовых структур, которые первоочередной
задачей которых является как раз борьба
с коррупцией. Ведь порой бывает, что образуется
порочный круг коррупции, при котором
раскрытие преступления не представляется
возможным, по причине того, что компетентные
органы силовых структур сами вовлечены
в коррупционную цепь. Такие цепи повсеместны
в современной структуре власти России.
На наш взгляд, эффективной мерой по противодействию
коррупции в рядах силовых органов власти,
непосредственно отвечающих за раскрытие
и пресечение преступлений, связанных
с нечистоплотностью чиновничьего аппарата,
могла бы стать организация Главного управления
собственной безопасности при Президенте
РФ (см. рис. 3.4.):
Рис.
3.4 Состав органов государственной власти
в системе антикоррупционной борьбы в
рядах силовых структур
Значение
создания вышеупомянутого
Основной целью обеспечения экономической безопасности в сфере государственных финансов является не только принятие неких адекватных ситуации оперативных мер, но законодательное формирование таких отношений, которые позволяли бы создавать долговременные условия для эффективного и экономного использования бюджетных ресурсов, ориентированных на экономический рост в стратегическом отношении.
Для того чтобы обеспечить достижение этой цели, необходимо: