Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение особенностей формирования социальных фондов развитых зарубежных стран и порядка расчетов с внебюджетными фондами в России.
Ключевым механизмом социальной поддержки в России можно считать деятельность внебюджетных социальных фондов, в состав которых входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ. Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .……..…………………………………………………………….....
3
РАЗДЕЛ I. Государственная система социального страхования и
обеспечения Российской Федерации ………………………………….……….

5
Глава 1.1. Пенсионный фонд РФ: назначение и порядок формирования ....
9
Глава 1.2. Формирование средств Фонда социального страхования РФ .....
13
Глава 1.3. Платежи в фонды обязательного медицинского страхования ....
17
Глава 1.4. Расчеты с Государственным фондом занятости населения ...…..
21
Глава 1.5. Ответственность за нарушение уплаты страховых взносов в
государственные внебюджетные социальные фонды ...…………………….

23
РАЗДЕЛ II. Система социального страхования и обеспечения развитых
зарубежных стран ...………………………………………………………….…..

29
Глава 2.1. Финансовая политика занятости в мировой практике ...…...…...
30
Глава 2.2. Социальное обеспечение населения: опыт Японии ...…………..
35
Глава 2.3. Социальная политика Нидерландов ...……………………………
37
Глава 2.4. Социальные платежи в Швеции и США ……………………...….
41
Глава 2.5. Пенсионная система Франции ...………………………………….
44
Глава 2.6. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт …..….
47
РАЗДЕЛ III. Особенности формирования фонда оплаты труда и отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии «СМП № 368» …..…

48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………………………………………..
71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 89.97 Кб (Скачать документ)

На тему: «Особенности формирования социальных фондов в

странах рыночной экономики. Порядок расчетов

с внебюджетными  социальными фондами в РФ»

 

Студент Тен Андрей Дечерович

Место работы: «Строительно-монтажный  поезд № 368»

Должность студента: бухгалтер

Руководитель дипломной  работы: Кратенок Валентина Васильевна

 

Южно-Сахалинск

1999

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .……..…………………………………………………………….....

3

РАЗДЕЛ I. Государственная  система социального страхования  и

обеспечения Российской Федерации  ………………………………….……….

 

5

Глава 1.1. Пенсионный фонд РФ: назначение и порядок формирования ....

9

Глава 1.2. Формирование средств  Фонда социального страхования  РФ .....

13

Глава 1.3. Платежи в фонды  обязательного медицинского страхования ....

17

Глава 1.4. Расчеты с Государственным  фондом занятости населения ...…..

21

Глава 1.5. Ответственность  за нарушение уплаты страховых взносов  в

государственные внебюджетные социальные фонды ...…………………….

 

23

РАЗДЕЛ II. Система социального  страхования и обеспечения развитых

зарубежных стран ...………………………………………………………….…..

 

29

Глава 2.1. Финансовая политика занятости в мировой практике ...…...…...

30

Глава 2.2. Социальное обеспечение  населения: опыт Японии ...…………..

35

Глава 2.3. Социальная политика Нидерландов ...……………………………

37

Глава 2.4. Социальные платежи  в Швеции и США ……………………...….

41

Глава 2.5. Пенсионная система  Франции ...………………………………….

44

Глава 2.6. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт …..….

47

РАЗДЕЛ III. Особенности формирования фонда оплаты труда и отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии «СМП № 368» …..…

 

48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….

65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………………………………………..

71

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение

 

Кризисное положение, охватившее фактически все сферы хозяйственной  жизни России, породило широкий спектр социально-экономических проблем: безработицу, увеличение масштабов бедности, рост общей и профессиональной заболеваемости, резкое снижение рождаемости, ухудшение  положения в жилищно-коммунальной сфере и т. д. В связи с этим важнейшее значение приобретает  система социальной защиты населения, высокого развития которой возможно достичь не только по собственным  пробам и ошибкам, но и с учетом зарубежного опыта.

Целью моей работы является рассмотрение особенностей формирования социальных фондов развитых зарубежных стран и порядка расчетов с  внебюджетными фондами в России.

Ключевым механизмом социальной поддержки в России можно считать  деятельность внебюджетных социальных фондов, в состав которых входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Государственный  фонд занятости населения РФ, фонды  обязательного медицинского страхования  РФ. Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в  качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.

Отчисления страховых  взносов в государственные социальные фонды носят обязательный характер для всех предприятий, организаций, учреждений. Поэтому одной из целей  данной работы будет рассмотрение учета  расчетов с внебюджетными фондами  в конкретной организации и предложение  мер по улучшению финансовых расчетов предприятия с органами социального  страхования и обеспечения. Кроме  того, в нынешних условиях дефицита денежной массы в сфере обращения, нарастающего кризиса неплатежей перед  работодателями очень остро стоит  вопрос, касающийся своевременного перечисления страховых платежей. На этом моменте  я сосредоточу особое внимание, поскольку  здесь предприятия могут столкнуться  также с проблемой, связанной  с достаточно жесткими финансовыми  санкциями за несвоевременную уплату взносов.

Внебюджетные социальные фонды я бы хотел рассмотреть  не только с точки зрения предприятия, которое производит в них свои отчисления, но и сквозь призму всей социальной системы, неотъемлемой частью которой эти фонды являются.

На мой взгляд, роль системы  социального страхования и обеспечения  в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах. В  своей работе я попытаюсь изложить общие принципы социального обеспечения, используемые в государствах Западной Европы, в Японии, США и других странах, поскольку считаю, что даже краткий обзор базовых составляющих социальных механизмов, действующих  в мировой практике, не менее полезен, чем оценка достоинств и недостатков  государственных социальных фондов «изнутри».

С учетом опыта зарубежных стран и существующего положения  в России я попытаюсь ответить на широко обсуждаемый сегодня вопрос об актуальности объединения четырех  государственных социальных фондов.

 

РАЗДЕЛ I. Государственная  система социального страхования  и обеспечения Российской Федерации

 

Федеральный закон от 5 февраля 1997 года № 26-ФЗ «О тарифах страховых  взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный  фонд занятости РФ и в фонды  обязательного медицинского страхования  на 1997 год» является основополагающим правовым документом, на котором базируется вся система обязательного государственного социального страхования. Он влияет не только на финансовое состояние  внебюджетных фондов, но и на всю  финансовую систему государства  в целом и финансово-хозяйственную  деятельность каждого предприятия.

Данный закон о тарифах  содержит ряд принципиально новых  подходов:

  1. устранена правовая несогласованность между видами выплат в пользу наемного работника, с которого не производится отчисление страховых взносов. Для лиц, занятых предпринимательской деятельностью, должно применяться понятие совокупного «предпринимательского дохода» (по аналогии с подоходным налогом с физических лиц);
  2. уточнен и расширен в соответствии с ГК РФ список договоров гражданско-правового характера, соответствующая часть вознаграждения которых подлежит начислению страховых взносов. В 1996 году после принятия ГК значительная часть сумм вознаграждения по данным гражданским договорам (3,7 - 5,0 % суммарных выплат работникам) не были учтены при начислении страховых взносов;
  3. более четко дифференцированы плательщики по видам и источникам получения средств, подлежащих начислению страховых взносов. Так, в частности, были разделены базы исчисления «доходов» у аудиторов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей. С учетом того, что, начиная с прошлого года сложились определенные расхождения с базой начисления страховых взносов и подоходного налога с физических лиц, в законе уточнено, что начисления взносов в Пенсионный фонд производится непосредственно с суммы совокупного дохода (за вычетом расходов).

На основании принятого  в 1997 году Федерального закона «О тарифах  страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Государственный фонд занятости  РФ и в фонды обязательного  медицинского страхования» плательщиками  страховых взносов являются предприятия  независимо от их организационно-правовой формы деятельности. Все организации  регистрируются как страхователи в  течение 30 дней с момента регистрации.

Для регистрации должны быть представлены заверенные нотариально  копии документов: свидетельство  о государственной регистрации, письмо статистического органа о  присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков, Устав  предприятия, учредительный договор. О факте регистрации фонд выдает страхователю извещение, которое необходимо хранить как документ строгой  отчетности.

В дальнейшем в случае реорганизации  предприятия страхователь обязан письменно  уведомить о происшедших изменениях исполнительную организацию фонда.

В формировании государственных  внебюджетных фондов, основанных на страховых  взносах, много схожего, но есть и  некоторые отличия. Все они организационно обособлены. Для каждого из этих фондов установлен свой тариф; полностью  не совпадает круг выплат, на которые  начисляют взносы; имеется разница  в применении штрафных санкций за нарушение уплаты страховых взносов  и сокрытие денежных сумм, на которые  должны начисляться страховые взносы.

В подписанном Федеральном  законе «О тарифах страховых взносов  в Пенсионный фонд России, Фонд социального  страхования, Государственный фонд занятости и фонды обязательного  медицинского страхования на 1998 год» от 08.01.98. № 8-ФЗ сохранены размеры  и условия уплаты страховых взносов  с доходов, применявшиеся в прошедшем  году, с небольшими по объему уточнениями  и дополнениями. Они связаны с  условиями начисления страховых  взносов с доходов предпринимателей.

Система уплаты страховых  взносов во внебюджетные социальные фонды предусматривает жесткий  повседневный контроль со стороны банковских и финансово-кредитных учреждений, а также ежеквартальную проверку со стороны уполномоченных работников региональных отделений фонда и - не реже 1 раза в 2года - комплексную  документальную проверку самой организации.

Нормативно-методическая система  и сложившаяся практика проведения проверок уплаты страховых взносов  представляет собой достаточно сложную  процедуру с участием различных  государственных органов, однако она  предполагает правильность определения  базы начисления страхового тарифа самим  плательщиком в строгом соответствии с законодательством.

Каждому опытному бухгалтеру хорошо известно, что отношения с  внебюджетными социальными фондами  должны строиться на 3-х составляющих: своевременной уплате страховых  взносов, правильном применении размеров страховых тарифов, грамотном расчете  базы для начисления страховых взносов.

Правильное определение  базы начисления страховых взносов  является наиболее сложным вопросом для плательщиков. Сроки внесения платежей до недавнего времени не вызывали трудностей. Однако, начиная  с прошлого года (а по отдельным  регионам, отраслям и организациям еще раньше) сроки внесения отдельных  видов платежей изменились с учетом фактического поступления средств  на счета организаций. Еще более  сложная ситуация складывается для  тех организаций и предприятий, которые воспользовались правом на отсрочки и рассрочки, предоставляемые  региональными отделениями фондов при заключении соглашения на погашение  недоимки.

 

Глава 1.1. Пенсионный фонд России: назначение и порядок формирования

 

Основными документами, регламентирующими  комплекс вопросов по расчетам плательщиков с Пенсионным фондом России, являются:

  • Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ от 27.12.91г. № 2122-1, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением ВС РФ от 11.02.93г. № 4460-1;
  • Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России, утвержденная постановлением Правления фонда от 11.11.94г. №258 (с изменениями);
  • Федеральный закон от 05.02.97г. № « О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1997год» изменил условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. С 1997 года от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения, организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50% от общей численности работающих, в том числе предприятия, учреждения, организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 01.07.99г. в соответствии с законодательством РФ.

Пенсионный фонд РФ образован  с целью обеспечения работников пенсиями по старости, инвалидности или  в случае потери кормильца, а некоторых  категорий работников - пенсиями за выслугу лет.

Размер взносов в Пенсионный фонд РФ с 1 января 1993 года составляет 28% от начисленной заработной платы  и некоторых других вознаграждений, на основании которых в соответствии с Законом РФ «О государственных  пенсиях РФ» исчисляются пенсии.

Надо отметить, что подписанием  Федерального закона от 08.01.98г. № 9-ФЗ «О тарифах страховых взносов на 1998 год» закончились волнительные ожидания всех работающих граждан, плательщиков страховых взносов и органов  Пенсионного фонда РФ, связанные  с выдвигавшимися ранее предложениями  о радикальном перераспределении  тарифной нагрузки. Обеспокоенность  плательщиков в первую очередь вызывали предложения, которые касались увеличения тарифной нагрузки на работающих граждан  в 2 раза. А с позиций органов  Пенсионного фонда вызывали сомнения обоснованность и практическая эффективность  относительно снижения тарифных ставок для индивидуальных предпринимателей (до 24,2 %) и работодателей (до 26 %).

Информация о работе Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ