Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение особенностей формирования социальных фондов развитых зарубежных стран и порядка расчетов с внебюджетными фондами в России.
Ключевым механизмом социальной поддержки в России можно считать деятельность внебюджетных социальных фондов, в состав которых входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ. Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .……..…………………………………………………………….....
3
РАЗДЕЛ I. Государственная система социального страхования и
обеспечения Российской Федерации ………………………………….……….

5
Глава 1.1. Пенсионный фонд РФ: назначение и порядок формирования ....
9
Глава 1.2. Формирование средств Фонда социального страхования РФ .....
13
Глава 1.3. Платежи в фонды обязательного медицинского страхования ....
17
Глава 1.4. Расчеты с Государственным фондом занятости населения ...…..
21
Глава 1.5. Ответственность за нарушение уплаты страховых взносов в
государственные внебюджетные социальные фонды ...…………………….

23
РАЗДЕЛ II. Система социального страхования и обеспечения развитых
зарубежных стран ...………………………………………………………….…..

29
Глава 2.1. Финансовая политика занятости в мировой практике ...…...…...
30
Глава 2.2. Социальное обеспечение населения: опыт Японии ...…………..
35
Глава 2.3. Социальная политика Нидерландов ...……………………………
37
Глава 2.4. Социальные платежи в Швеции и США ……………………...….
41
Глава 2.5. Пенсионная система Франции ...………………………………….
44
Глава 2.6. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт …..….
47
РАЗДЕЛ III. Особенности формирования фонда оплаты труда и отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии «СМП № 368» …..…

48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………...…………………………………………..
71
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 89.97 Кб (Скачать документ)

Эти цели, может быть, кажутся  очевидными, однако, они существенно  отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В Великобритании вмешательство  государства в систему пенсионного  обеспечения сведено до минимума. Работник вынужден сам заботиться о  себе. Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это. В Германии же пенсия является делом работодателя. Если человек уходит с предприятия, то он не может взять с собой  средства, накопленные на пенсию. В  то время как в Нидерландах  это гарантируется законом.

Три цели пенсионной политики в Нидерландах привели к образованию  «системы трех основ». Первая основа –  выход на пенсию в 65 лет. Прожив 50 лет  в стране, человек получает право  на пенсию по старости, причем, для женатых  в размере 100% месячной заработной платы, для одиноких – 70%. Закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе распределения; источник выплачиваемых пенсий в 1999 году – взносы, уплачиваемые работающими  в этом же году. Одновременно будет  создан накопительный фонд, чтобы  в будущем (с 2010 года) справиться с  ситуацией, связанной со старением  населения.

Вторая основа. Более 80 % семейств в Нидерландах имеют право  и на дополнительную пенсию. Речь идет о системах социального обеспечения  отдельного предприятия или отрасли. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении, то министр  социального обеспечения по просьбе  социальных партнеров может обязать  каждого работодателя и работника  внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения.

Пенсионные фонды в  Нидерландах огромным капиталом. Взносы частично оплачиваются работодателями (2/3), частично работниками (1/3).

Третья основа – индивидуальные виды страхования жизни и капитала, предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства  ограничивается введением налоговых  льгот на взносы до определенных размеров.

Главное преимущество нидерландской  пенсионной системы – в смешанном  финансировании. Главной проблемой  является старение населения: все меньшее  число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее  количество пенсионеров. Поэтому в  Нидерландах собираются предпринять  две акции: установить максимальный размер взносов и создать накопительный  фонд. Создание этого фонда предполагает внедрение системы финансирования с полным покрытием. Применительно  к этой системе старение не является проблемой: каждый человек копит  свой капитал. Проблемой здесь становится инфляция, которая для такой системы  может стать катастрофой. В целом  же система пенсионного обеспечения  отличается относительной прочностью и стабильностью.

 

Глава 2.4. Социальные платежи  в Швеции и США

 

Самые значительные отчисления на социальное страхование и обеспечение (2-е место в структуре налогов  своих стран) производят налогоплательщики  Нидерландов, Швеции и США.

Ежегодно одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции являются социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда. Установлены следующие  виды начислений к заработной плате (в %):

  • На пенсионное обеспечение – 13,0;
  • На медицинское страхование – 8,43;
  • На народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) – 5,86;
  • На пенсионную страховку – 0,2;
  • На страхование от производственного травматизма – 1,38;
  • На превентивную защиту сотрудников – 0,17;
  • На выплату пособий по безработице, финансирование переквалификации потерявших работу – 2,12;
  • На гарантию заработной платы при банкротстве компании – 0,2;
  • На страхование жизни – 0,61;
  • На групповую страховку – 0,95;
  • На пособия при увольнении – 0,28;
  • На дополнительную пенсию – 3,1;
  • На страховку от травматизма – 1,0;
  • В гарантийный фонд – 0,06%.

Общая сумма начислений составляет 38%. Если речь идет не о наемном работнике, а о владельцах фирмы, то несколько  меняется структура социальных платежей, но общий удельный вес их даже несколько  выше, а именно 39,3%.

Финансовый год в Швеции начинается с 1 июля.

Отчисления на социальное страхование, вторая по величине статья доходов федерального бюджета США, уплачиваются как работодателем, так  и наемным работником. В отличие  от многих европейских стран (в том  числе и от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам (за исключением  платежей на формирование бюджета на политику рынка труда). Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была 15,02% фонда заработной платы, причем работодатель и наемный работник вносили поровну, по 7,5%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6 тысяч долларов в год  в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое  назначение. Тенденция здесь –  к повышению ставок.

Таким образом, системы социального  страхования и обеспечения развитых государств помимо фискальной функции  наполнения бюджета выполняют функции  регулирования социально-экономического развития. Опыт западных стран вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, обязательно  учитывая особенности сложившейся  ситуации в экономической и социальной сфере России.

Глава 2.5. Пенсионная система  Франции

 

Французская пенсионная система  является одной из старейших в  мире. Эту систему сейчас называют системой распределения, когда социальные взносы работодателей и работающих, собранные в течение года, распределяются среди пенсионеров в том же году. Эта система носит государственный  централизованный характер, т.к. ее невозможно создать на уровне предприятий или  отраслей, обеспечивая социальную защиту наиболее бедных слоев населения.

В целом организация пенсионного  обеспечения во Франции довольно сложна: в стране действуют более  сотни базовых и свыше трехсот  дополнительных режимов выплаты  пенсий. Рассмотрим пять важнейших  типов режимов:

1. Базовые режимы для  наемных работников промышленности, торговли и сельского хозяйства.  Пенсии по старости по общему  режиму финансируются за счет  взносов предпринимателей, которые  составляют в среднем 8,2% выплачиваемой  заработной платы.

  1. Для работников отдельных отраслей (военных, государственных чиновников, моряков, шахтеров, железнодорожников и др.) действуют специальные системы пенсионного обеспечения. В целом пенсии государственных служащих (кроме управленческих кадров) на 20% выше, чем наемных работников частного сектора. Это объясняется тем, что взносы работодателей на выплату пенсий по специальным режимам также существенно выше.

3. Помимо базовых, во  Франции действуют обязательные  режимы пенсионного обеспечения,  большая часть которых сосредоточена  в рамках АРРКО – для всех  категорий трудящихся и АЖИРК  – для административно-управленческих  кадров. Пенсии АРРКО финансируются  за счет обязательных взносов  работодателей, которые установлены  на 1999 год в размере 6% заработной  платы. Взносы в систему АЖИРК  равны 12% от заработной платы,  из которых 8% платят работодатели  и 4% - работники. В будущем эта  ставка может быть увеличена  до 14-16%.

4. Обязательные базовые  режимы для работников, не относящихся  к категории лиц наемного труда,  действуют под эгидой отраслевых  национальных касс по выплате  пенсий. Размеры взносов определяются  в каждой отраслевой кассе  специальными соглашениями.

  1. Во Франции в последнее время начинают использоваться и различного рода добровольные режимы: в рамках отдельных предприятий, отраслевых пенсионных касс, страховых компаний, касс взаимопомощи и т.д., которые являются первыми ростками новой для Франции, но, преобладающей, например, в США и Великобритании, либеральной модели пенсионного обеспечения. В этом случае действует так называемый «страховой принцип», в соответствии с которым работающие в течение всей трудовой жизни вносят средства в частные пенсионные фонды или страховые компании, а по достижении пенсионного возраста получают от них пособия.

Кроме того, с 1994 года во Франции  действует Фонд солидарности по старости, главной задачей которого является предоставление пенсионерам отдельных  льгот, не связанных с их взносами в систему социального обеспечения, выплатами минимального пособия  по старости лицам, не получающим пенсию, и надбавок к пенсиям на содержание детей или супругов, находящихся на иждивении пенсионеров, а так же обеспечение пенсионных взносов (он составляет 2,4% любых доходов), и части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. Если этих средств окажется не достаточно, то правительство может обратиться к парламенту за разрешением выделить суммы из госбюджета или других источников.

Опыт Франции в области  пенсионного обеспечения позволяет  извлечь полезный урок: любое механическое заимствование моделей социальной защиты населения, даже хорошо зарекомендовавших  себя в других странах, без учета  конкретных социально-экономических  и политических условий нежелательно и невозможно. Если даже Франция  с ее достаточно устойчивой экономикой и развитой инфраструктурой считает  для себя не приемлемым поспешное  реформирование пенсионной системы, то тем более осмотрительной и взвешенной должна быть политика российских властей  в области социального реформирования, в том числе и пенсионного  обеспечения.

 

Глава 2.6. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт

 

Пенсионное обеспечение  – одна из серьезнейших проблем, которые  постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран. Обострение внимания к этому  аспекту социальной политики связано  с общими для большинства государств причинами: демографическими изменениями, выражающимися в увеличении продолжительности  жизни и постарении населения; ростом «пенсионной нагрузки» на работающее население, которая подошла во многих случаях к грани, за которой любая  экономическая деятельность становится нецелесообразной, расширением теневого рынка труда, занятые в котором, по сути дела, являются иждивенцами  во всяком государстве.

Существующая система  тарифов пенсионного страхования  по старости, инвалидности и потери кормильца, по мнению законодателей  различных развитых стран, не отвечает требованиям современного развития социального страхования и обеспечения.

Реформы пенсионных систем уже  начались в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они  сводятся к различным комбинациям  следующих мер:

  • плавное повышение пенсионного возраста;
  • снижение размеров отдельных видов пенсий;
  • увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования;
  • обособление институтов социального страхования социальной помощи;
  • ограничение практики досрочного выхода.

 

РАЗДЕЛ III. Особенности формирования фонда оплаты труда и

отчислений во внебюджетные социальные фонды на предприятии  «Строительно-монтажный поезд № 368»

 

Практическая часть данной работы написана мной на базе «Строительно-монтажного поезда № 368» (СМП–368). Основным видом  деятельности этой организации является строительство. Кроме того, в СМП–368 созданы структурные подразделения - лесоперерабатывающий цех, цех железобетонных изделий, - осуществляющие выпуск различных  видов материалов, как для нужд основного производства, так и  для реализации на сторону.

Среднесписочная численность  персонала данного предприятия  на 1-й квартал 1999 года составляла 121 человек.

Учёт труда и заработной платы в СМП-368 ведётся в соответствии с Основными положениями по учету  труда и заработной платы в  промышленности и строительстве, Законом  РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Отраслевым тарифным соглашением на 1999 год (по Министерству путей сообщения  РФ) и другими нормативными актами.

Трудовые отношения, в  том числе и в области оплаты труда работников, регулируются коллективным договором предприятия, в котором  зафиксированы все условия оплаты труда, принятые в строительно-монтажном  поезде № 368.

Учетом личного состава  персонала занимается отдел кадров. Основными документами по учету  численности персонала и его  движении являются приказы о приеме, увольнении или предоставлении отпуска.

Учет использования трудового  времени ведется в табелях  учета рабочего времени, которые  открываются по каждому подразделению  предприятия (на рабочих завода железобетонных изделий, рабочих отдела главного механика, рабочих лесоперерабатывающего  цеха) и по категориям работников (подсобные  рабочие, водители, бригада отделочников, административно-управленческий персонал). Табель составляется мастером, бригадиром или другими уполномоченными  на это лицами и сдается ежемесячно в расчетный отдел бухгалтерии.

Информация о работе Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ