Автор работы: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа
В данной работе было определено понятие лизинга. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование оборудования (имущества).
В целом по работе можно сделать следующий вывод:
Понятие договора лизинга отражает тройственную природу лизинговой сделки:
1) лизингодатель заключает договор с поставщиком;
2) лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение кредита для приобретения имущества;
3) лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг.
портфель │ │ │ │ │ │
лизинговых │ │ │ │ │ │
компаний, │ │ │ │ │ │
млрд руб. │ │ │ │ │ │
───────────────────┼─────────┼
Номинальный ВВП │26 903,5 │ - │33 113,5│ - │41 540,4 │ -
России, млрд руб. │ │ │ │ │ │
(по данным │ │ │ │ │ │
Росстата) │ │ │ │ │ │
───────────────────┼─────────┼
Доля лизинга в │ 1,49 │ - │ 3,01 │ - │ 1,73 │ -
ВВП, % │ │ │ │ │ │
───────────────────┴─────────┴
Объем рынка в долларовом исчислении с учетом девальвации рубля сократился еще сильнее - в 6,6 раза, сумма новых сделок составила 2,72 млрд долл.
Объемы
российского рынка лизинга в 2006
- 2009 гг. представлены на рисунке 2.
Объемы рынка лизинга РФ в 2006 -
2009 гг., млрд. руб.
700┐─ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
│
│
600┤─ - - - - - - - - - - - - - - - -580,2- - - - - - - - - - - - - - - - -
│
│
500┤─ - - - - - - - - - - - - - - - ─│ │─ - - 430 - - - - - - - - - - - -
│ 417,3 │ │ ┌───┐
│ ┌───┐ │ │ │ │
400┤─ - - - - - - - - - - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - - - - - - - - - - -
│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
300┤─ - - - - - - 275 - - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - - 290 - - - - - - -
│ ┌───┐ │ │ │ │ │ │ ┌───┐
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
200┤─ - - - - - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - - - - - -
│ 124,6 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ┌───┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
100┤─ ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - ─│ │─ - -90,1 - -
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌───┐
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
0 ┼───┴───┴──┬──┴───┴──┬──┴───┴─
I пол. II пол. I пол. II пол. I пол. II пол. I пол.
2006 г. 2006 г. 2007 г. 2007
г. 2008 г. 2008 г. 2009 г.
По итогам работы в первой половине 2009 г. наибольшее количество новых сделок было заключено компанией "Росагролизинг" (25,7 млрд руб.). Для поддержания отечественного производителя Правительство выделило в распоряжение государственных лизинговых компаний 35 млрд руб. Лизинговые компании закупали на бюджетные средства сельхозтехнику и оборудование для дорожного строительства.
Помимо
производителей сельхозтехники Правительство
решило поддержать и отечественных
строителей дорожной техники. Оператором
этого проекта стала
Поддержка производителей, безусловно, очень правильный ход. Однако остается открытым вопрос о том, какая часть выделенных средств пошла не на покупку техники, а именно на финансирование лизингополучателей.
В случае ГТЛК из 10 млрд руб. израсходовано только 2,2 млрд руб. в связи с тем, что в нынешних условиях чрезвычайно трудно найти кредитоспособных клиентов.
Что касается "Росагролизинга", то здесь ситуация складывается следующим образом: согласно данным Росстата, в течение шести месяцев 2009 г. ОАО "Росагролизинг" закуплено 6137 тракторов, 2038 комбайнов разных марок, 4945 автомобилей и 2160 единиц техники для формирования различных комплексов машин. Однако поставлено хозяйствам из них лишь 2282 трактора, 1569 комбайнов разных марок, 1542 единицы техники для формирования комплексов машин и 3517 единиц автомобильной техники, т.е. около половины. И в связи с этим нельзя утверждать, что показатели рынка лизинга сельхозтехники находятся на столь высоком уровне.
На рынке выделяется еще одна компания - "РГ Лизинг" - с объемом нового бизнеса в размере 11,4 млрд руб. Компания активно воплощала в жизнь стратегические планы по диверсификации лизингового портфеля, реализации лизинговых проектов в наиболее перспективных отраслях экономики, в качестве которых компанией были выделены железнодорожная отрасль, энергетика, авиатранспорт и телекоммуникации. В рамках развития лизинга авиационной техники "РГ Лизинг" пополнила в июне 2009 г. парк собственных воздушных судов двумя региональными самолетами российского производства Ан-140. Самолеты переданы в финансовую аренду ОАО "Авиакомпания "Якутия". Также компания реализовала крупный проект по лизингу телекоммуникационного оборудования с ОАО "ЦентрТелеком".
В 2009 г. в этой компании сменилось руководство в целях реализации стратегических планов по развитию лизинга в сфере малого и среднего бизнеса, регионального развития и возможного ребрендинга (так как название компании никак не ассоциируется со Сбербанком РФ, являющимся ее единственным акционером).
Лидерами рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2009 г. стали также компании, имеющие финансовую поддержку со стороны государства ("ВЭБ-Лизинг"), работающие в сегментах ликвидной техники (Europlan и "CARCADE Лизинг") и в экспортно ориентированных отраслях ("Газтехлизинг").
Таблица 3
Важными
качественными направлениями
Таблица 4
Стадия развития | Характеристики
лизинговых продуктов на каждой стадии
рынка развития рынка |
Первая | Краткосрочная
аренда, предполагающая возврат имущества
арендатору в конце срока договора |
Вторая | Предполагает осуществление
сделок классического
финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права
собственности договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не │более 5 - 7 лет |
Третья | Осуществляется
"креативный" финансовый лизинг.
Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран |
Четвертая | Проходит под
знаком оперативного лизинга. Появляются
новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени подстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию
и предоставлением логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. На этом этапе развития рынка находятся не только большинство развитых государств, но и некоторые развивающиеся - Сингапур, ЮАР, Тайвань и Южная Корея. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях |
Пятая | Появляются
разнообразные новые и известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замену оборудования на новое и пр.). Здесь
также возникают такие финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам, находящимся на этом этапе развития лизинга, относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия |
Шестая | Определяется
значительной консолидацией лизингового
бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу свойственно также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе посредством расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США |
Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее правильным будет утверждать, что некоторые сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующемся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые - уже на четвертом этапе развития.
В частности, сегмент лизинга автотранспорта демонстрирует основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Также этим сегментам присущи высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.
Хотя традиционным источником финансирования лизинговых операций остается кредит российских банков (более 60% от всех источников финансирования), постепенно все большую роль начинают играть альтернативные источники финансирования. В любом случае лизинговые компании будут все более широко использовать такие инструменты, как кредиты зарубежных банков, облигации, векселя, а также секьюритизация.
Постепенно это может привести к снижению роли российских банков как посредников по предоставлению финансирования лизинговым компаниям и выравниванию условий финансирования по кредиту и лизингу.
Российский финансовый сектор на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных для иностранных компаний. Лизинг же, как один из сегментов этого рынка, привлекателен своей открытостью, быстрой отдачей и потенциально очень высокими темпами роста. Недостатком отечественного лизингового рынка является отсутствие регулятора, но в то же самое время это одно из главных преимуществ для иностранных инвесторов, ведь барьеры для входа практически отсутствуют.
В каждом сегменте рынка к настоящему времени сформировались лидеры, которые теснят конкурентов, поэтому небольшие лизингодатели, не нашедшие себе стратегического инвестора, предоставляющего финансирование, обречены на потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в "домашнем" регионе.
Информация о работе Перспективы развития лизинговой деятельности в России