Перспективы развития лизинговой деятельности в России

Автор работы: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

В данной работе было определено понятие лизинга. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование оборудования (имущества).
В целом по работе можно сделать следующий вывод:
Понятие договора лизинга отражает тройственную природу лизинговой сделки:
1) лизингодатель заключает договор с поставщиком;
2) лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение кредита для приобретения имущества;
3) лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические аспекты лизинга.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

 портфель          │         │           │        │           │          │

 лизинговых        │         │           │        │           │          │

 компаний,         │         │           │        │           │          │

 млрд  руб.         │         │           │        │           │          │

───────────────────┼─────────┼───────────┼────────┼───────────┼──────────┼────────────

 Номинальный  ВВП   │26 903,5 │     -     │33 113,5│     -     │41 540,4  │      -

 России, млрд руб. │         │           │        │           │          │

(по данным        │         │           │        │           │          │

 Росстата)         │         │           │        │           │          │

───────────────────┼─────────┼───────────┼────────┼───────────┼──────────┼────────────

 Доля  лизинга в    │   1,49  │     -     │   3,01 │     -     │   1,73   │      -

 ВВП, %            │         │           │        │           │          │

───────────────────┴─────────┴───────────┴────────┴───────────┴──────────┴──────────── 
 

     Объем рынка в долларовом исчислении с учетом девальвации рубля сократился еще сильнее - в 6,6 раза, сумма новых сделок составила 2,72 млрд долл.

     Объемы  российского рынка лизинга в 2006 - 2009 гг. представлены на рисунке 2. 

 

      Объемы рынка лизинга РФ в 2006 - 2009 гг., млрд. руб. 

700┐─ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

   │

   │

600┤─ - - - - - - - - - - - - - - - -580,2- - - - - - - - - - - - - - - - -

   │                                 ┌───┐

   │                                 │   │

500┤─ - - - - - - - - - - - - - - - ─│   │─ - - 430 - - - - - - - - - - - -

   │                       417,3     │   │     ┌───┐

   │                       ┌───┐     │   │     │   │

400┤─ - - - - - - - - - - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - - - - - - - - - - -

   │                       │   │     │   │     │   │

   │                       │   │     │   │     │   │

300┤─ - - - - - - 275 - - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - - 290 - - - - - - -

   │             ┌───┐     │   │     │   │     │   │     ┌───┐

   │             │   │     │   │     │   │     │   │     │   │

200┤─ - - - - - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - - - - - -

   │   124,6     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │

   │   ┌───┐     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │

100┤─ ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - ─│   │─ - -90,1 - -

   │   │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     ┌───┐

   │   │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │     │   │

0 ┼───┴───┴──┬──┴───┴──┬──┴───┴──┬──┴───┴──┬──┴───┴──┬──┴───┴──┬──┴───┴──┐

       I пол.   II пол.    I пол.   II пол.    I пол.   II пол.    I пол.

      2006 г.   2006 г.   2007 г.   2007 г.   2008 г.   2008 г.   2009 г. 
 
 
 

     По  итогам работы в первой половине 2009 г. наибольшее количество новых сделок было заключено компанией "Росагролизинг" (25,7 млрд руб.). Для поддержания отечественного производителя Правительство выделило в распоряжение государственных лизинговых компаний 35 млрд руб. Лизинговые компании закупали на бюджетные средства сельхозтехнику и оборудование для дорожного строительства.

     Помимо  производителей сельхозтехники Правительство  решило поддержать и отечественных  строителей дорожной техники. Оператором этого проекта стала Государственная  транспортная лизинговая компания (ГТЛК), созданная на базе одноименной компании, занимавшейся с 2001 г. лизингом аэропортовой техники. В феврале Правительство РФ выделило ГТЛК 10 млрд руб., предназначенные на оснащение российских дорожников техникой исключительно отечественного производства.

     Поддержка производителей, безусловно, очень правильный ход. Однако остается открытым вопрос о том, какая часть выделенных средств пошла не на покупку техники, а именно на финансирование лизингополучателей.

     В случае ГТЛК из 10 млрд руб. израсходовано  только 2,2 млрд руб. в связи с тем, что в нынешних условиях чрезвычайно трудно найти кредитоспособных клиентов.

     Что касается "Росагролизинга", то здесь  ситуация складывается следующим образом: согласно данным Росстата, в течение  шести месяцев 2009 г. ОАО "Росагролизинг" закуплено 6137 тракторов, 2038 комбайнов разных марок, 4945 автомобилей и 2160 единиц техники для формирования различных комплексов машин. Однако поставлено хозяйствам из них лишь 2282 трактора, 1569 комбайнов разных марок, 1542 единицы техники для формирования комплексов машин и 3517 единиц автомобильной техники, т.е. около половины. И в связи с этим нельзя утверждать, что показатели рынка лизинга сельхозтехники находятся на столь высоком уровне.

     На  рынке выделяется еще одна компания - "РГ Лизинг" - с объемом нового бизнеса в размере 11,4 млрд руб. Компания активно воплощала в жизнь стратегические планы по диверсификации лизингового портфеля, реализации лизинговых проектов в наиболее перспективных отраслях экономики, в качестве которых компанией были выделены железнодорожная отрасль, энергетика, авиатранспорт и телекоммуникации. В рамках развития лизинга авиационной техники "РГ Лизинг" пополнила в июне 2009 г. парк собственных воздушных судов двумя региональными самолетами российского производства Ан-140. Самолеты переданы в финансовую аренду ОАО "Авиакомпания "Якутия". Также компания реализовала крупный проект по лизингу телекоммуникационного оборудования с ОАО "ЦентрТелеком".

     В 2009 г. в этой компании сменилось руководство  в целях реализации стратегических планов по развитию лизинга в сфере малого и среднего бизнеса, регионального развития и возможного ребрендинга (так как название компании никак не ассоциируется со Сбербанком РФ, являющимся ее единственным акционером).

     Лидерами  рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2009 г. стали также компании, имеющие финансовую поддержку со стороны государства ("ВЭБ-Лизинг"), работающие в сегментах ликвидной техники (Europlan и "CARCADE Лизинг") и в экспортно ориентированных отраслях ("Газтехлизинг").

     Таблица 3

     Важными качественными направлениями развития рынка лизинга являются увеличение конкуренции и совершенствование  лизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка. Мировой опыт лизинговой деятельности позволяет определить шесть стадий развития рынка лизинга в стране (табл. 4). 

Таблица 4 
 

Стадия  развития Характеристики  лизинговых продуктов на каждой стадии

рынка   развития рынка

Первая Краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества

арендатору  в конце срока договора

Вторая Предполагает осуществление сделок классического

финансового лизинга с полной окупаемостью и  передачей

права собственности лизингополучателю  в конце срока

договора. Обычно эта стадия развития рынка  длится не

│более 5 - 7 лет

Третья Осуществляется "креативный" финансовый лизинг.

Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные

формы сделок, появляется многовариантность  в применении

опционов  на передачу права собственности  на имущество. В

период  нахождения рынка на этом этапе наблюдается

наибольшая  динамика роста объемов операций и доли лизинга

в общем  объеме капитальных инвестиций. На первых трех

стадиях развития находятся лизинговые рынки  практически

всех  развивающихся стран

Четвертая Проходит под  знаком оперативного лизинга. Появляются

новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается

набор требований со стороны лизингополучателей,

заканчивается формирование вторичного рынка оборудования

по большинству  позиций. В итоге условия лизинговых

договоров в значительной степени подстраиваются под

индивидуальные требования клиентов. Распространяются

сделки  с дополнительными условиями (установкой, введением

в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и

логистических услуг). К своим функциям лизингодатели

добавляют управление активами, ремаркетинг и  работу на

рынке бывшего в эксплуатации имущества. На этом этапе

развития  рынка находятся не только большинство  развитых

государств, но и некоторые развивающиеся - Сингапур, ЮАР,

Тайвань и Южная Корея. Для этой стадии характерна

стабилизация  основных показателей рынка. Темпы роста

объемов операций совпадают с темпами  роста капитальных

инвестиций  в стране, стабилизируется показатель доли

лизинга в инвестициях

Пятая Появляются  разнообразные новые и усложняются  уже

известные продукты. Например, возникает выбор  среди

опционов на передачу права собственности (пут, кол, право

на внесение дополнений, досрочное прекращение  или

продление договора, замену оборудования на новое  и пр.).

Здесь также возникают такие возможности  для

финансирования, как секьюритизация лизингового  портфеля,

венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими  формами

финансирования. К странам, находящимся на этом этапе

развития  лизинга, относятся Германия, Великобритания,

Япония, Австралия

Шестая Определяется  значительной консолидацией лизингового

бизнеса в стране, которая принимает форму слияний,

поглощений, создания совместных предприятий, реализации

совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу

свойственно также значительное снижение лизинговой маржи,

что и  заставляет лизингодателей искать пути повышения

эффективности бизнеса, в том числе посредством  расширения

международного  сегмента своего бизнеса. На этом этапе

сейчас  находится самый старый лизинговый рынок - рынок

США

             

     Очевидно, что с точки зрения приведенной  классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее правильным будет утверждать, что некоторые сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующемся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые - уже на четвертом этапе развития.

     В частности, сегмент лизинга автотранспорта демонстрирует основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Также этим сегментам присущи высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.

     Хотя  традиционным источником финансирования лизинговых операций остается кредит российских банков (более 60% от всех источников финансирования), постепенно все большую  роль начинают играть альтернативные источники финансирования. В любом случае лизинговые компании будут все более широко использовать такие инструменты, как кредиты зарубежных банков, облигации, векселя, а также секьюритизация.

     Постепенно  это может привести к снижению роли российских банков как посредников  по предоставлению финансирования лизинговым компаниям и выравниванию условий финансирования по кредиту и лизингу.

     Российский  финансовый сектор на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных  для иностранных компаний. Лизинг же, как один из сегментов этого  рынка, привлекателен своей открытостью, быстрой отдачей и потенциально очень высокими темпами роста. Недостатком отечественного лизингового рынка является отсутствие регулятора, но в то же самое время это одно из главных преимуществ для иностранных инвесторов, ведь барьеры для входа практически отсутствуют.

     В каждом сегменте рынка к настоящему времени сформировались лидеры, которые  теснят конкурентов, поэтому небольшие  лизингодатели, не нашедшие себе стратегического  инвестора, предоставляющего финансирование, обречены на потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в "домашнем" регионе.

Информация о работе Перспективы развития лизинговой деятельности в России