Перспективы развития лизинговой деятельности в России

Автор работы: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

В данной работе было определено понятие лизинга. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование оборудования (имущества).
В целом по работе можно сделать следующий вывод:
Понятие договора лизинга отражает тройственную природу лизинговой сделки:
1) лизингодатель заключает договор с поставщиком;
2) лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение кредита для приобретения имущества;
3) лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические аспекты лизинга.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

     3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ  В СФЕРЕ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНЕ

     На  нынешнем этапе экономических преобразований в нашей стране Правительством Российской Федерации постановлениями "О развитие лизинга в инвестиционной деятельности" № 633 от 29 июня 1995 года и "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" №752 от 27 июня 1996 года, а также рядом других законодательных актов осуществлены меры по ускоренному развитию и государственной поддержки инвестиционной деятельности на основе осуществления операций лизинга. Разработан проект Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 2006-2010 годы.2

     Федеральная программа направлена на создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-законодательной базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, внедрение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга и ряд других мероприятий.

     Опыт  развитых зарубежных фирм показывает, что в рыночной экономике лизинг в общем объеме инвестиций составляет 25-30%. С учетом существующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно правовой базы по лизингу и дальнейшего ее развития прогнозируется увеличение доли лизинга в общем объеме инвестиций до 20%.

     С учетом вышеизложенного, рассмотрим структуру развития лизинга в России и представим на рис.3.1:

 

     

                   Инвестиции                     
                                  
                                                              
            Государственные      Частные      Международные              
             
                                                       
                                  
            Лизинг                     
                                  
                   Внутренний             Международный                            
                                  
                                         
     Развитие по приоритетным отраслям             Присоединение к международным Конвенциям       
                    
                                         
     Развитие межрегиональных  лизинговых центров             Создание  совместных банковских и других организационных  структур       
                    
                           
     Создание сети информационной поддержки             Прямой  лизинг оборудования российским предприятиям       
             
             
                                         
     Создание фонда  содействия развитию                     
             

     Рис.3.1 Структура развития лизинга в  России3 

     Наибольшая  доля капитальных вложений с использованием лизинга оборудования будет развиваться в Центральном, Уральском, Западно-Сибирском и Северо-Кавказском регионах России. В соответствие с Постановлением Правительства "О государственной поддержки развития лизинговой деятельности Российской Федерации" от 27 июня 1996 года №752 предусматриваются ежегодно в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. рублей для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга и 1 трлн. рублей в федеральном бюджете на 2010 год для финансирования проектов в области технического перевооружении и модернизации производства посредством лизинга.

     Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оказывать  необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, ожидается более равномерное распределение инвестиций в лизинговые операции по регионам России.

     В соответствие с разработанной Федеральной  Программой развития лизинга, предполагается создание образцовых (модельных) лизинговых компаний, которые будут осуществлять лизинговые операции с определенными видами оборудования:

  • оборудование по выращиванию и переработке сельскохозяйственной продукции;
  • дорожная и строительная монтажная техника;
  • оборудование для лесопромышленной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой и текстильной промышленности;
  • самолеты, наземный, речной и морской транспорт для грузовых и пассажирских перевозок;
  • машиностроительное, металлообрабатывающее и нефтеперерабатывающее оборудование;
  • оборудование для реконструкции и модернизации атомных электростанций;
  • оборудование для переоснащения производств в рамках конверсии;
  • оборудование для сетей и систем телефонной и радиотелефонной связи и передачи данных;
  • оборудование для информационно-аналитических центров.

     Государственная поддержка пилотных проектов, предусмотренная программой, будет осуществляться на конкурсной основе среди коммерческих инвестиционных лизинговых проектов, реализующих прогрессивные технологи, в размере от 20 до 50% от их стоимости. При проведение конкурсов высокоэффективных коммерческих проектов, в первую очередь, представление приоритетов проектам, связанным с лизинговыми операциями для малых предприятий.

     Предусмотрена поддержка в создание 7 опорных  межрегиональных лизинговых центров: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Хабаровске, Самаре, Томске.

     Программой  предусмотрено создание сети информационной поддержки развития лизинга для  обеспечения формирования и ведения  базы данных по лизинговой деятельности с платным предоставлением информационных услуг, касающихся коммерческой, адресной, юридической, статистической, инвестиционо-проектной информации, регистрации создаваемых предприятий, маркетинга, аудита, возможности материально-технического снабжения и сбыта продукции, установления делового сотрудничества между партнерами, осуществления финансовых операций, поиска производственных мощностей, электронной почты, ведение бухгалтерского учета и т.д.

     Такая сеть будет функционировать на базе создаваемой Государственным комитетом  по промышленной политике системы информационного обеспечения малого предпринимательства на федеральном региональном уровнях. Для оказания поддержки субъектам лизинговой деятельности предусматривает создание Фонда содействия развитию лизинга как негосударственной и некоммерческой организации, задачи которого будет входить:

  • участие в разработке и реализации государственной политики в области лизинга в России;
  • создание оптимальных условий для развития конкуренции в различных сферах производства путем финансовой поддержки лизинговых проектов, направленных на развитие предпринимательства, малого бизнеса и производство конкурентно способной продукции;
  • осуществление совместно с государственными, общественными и другими организациями, экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных программ, проектов и мероприятий, связанных с лизинговой деятельностью и направленных на решение проблем содействия развитию лизинга в России, а также участие в финансировании;
  • международное сотрудничество в области лизинга;
  • участие в разработке законодательных и правовых актов по вопросам развития лизинга в России;
  • организация подготовки и повышение квалификации специалистов по лизингу.

       Фонд содействия развитию лизинга  будет предоставлять субъектам  лизинга финансовые гарантии, кредитовать  лизинговые компании и лизингополучателей, оказывать консультационные услуги по лизинговой деятельности, по подбору технологий и средств производства, по юридическим, финансовым и другим вопросам лизинговых сделок.

     Ожидается деловая активность в международных  финансовых сделках. Например, английская фирма SHH International, в которой работаю более ста юристов, представляющие интересы Европейского Банка Реконструкции и Развития, французского банка "Кредит Леоне", крупных инвестиционных банков США, имеющие офисы в Париже, в Лондоне и Нью-Йорке, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве Варшаве и Алма-Ате и специализирующаяся на представительстве иностранных инвесторов, ведет экспертную подготовку документации для нескольких крупных лизинговых сделок. Одна из сделок заключается в создание новой российской лизинговой компании совместного предприятия между западным инвестиционным банком и российским коммерческим банком. Уровень ее капитализации будет составлять порядка 25 млн. долларов. 4

     Два крупных западных коммерческих банка через эту фирму ведет предварительные переговоры о создание крупных лизинговых компаний в России одна из которых будет полностью принадлежать западному банку, другая будет создана в форме совместного предприятия с российским банком. Ряд крупных американских лизинговых компаний исследуют российский рынок на предмет заключения лизинговых сделок.

     Помимо  создания новых лизинговых компаний SHH International работает над целым рядом отдельных сделок, включающих применение лизинга в проектном финансирование. Одна из сделок предполагает импорт сельскохозяйственного оборудования на сотни миллионов долларов. Другая сделка заключается в импорте оборудования телесвязи на сотни миллионов долларов для строительства новой цифровой линии связи через всю Россию.

 

     

     Заключение

     В данной работе было определено понятие  лизинга. В общем виде лизинг можно  охарактеризовать как это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю  в форме передаваемого в пользование  оборудования (имущества).

     В целом по работе можно сделать следующий вывод:

     Понятие договора лизинга отражает тройственную природу лизинговой сделки:

     1) лизингодатель заключает договор  с поставщиком;

     2) лизингодатель заключает (в большинстве  случаев) договор с банком на  получение кредита для приобретения  имущества;

     3) лизингодатель заключает договор  с лизингополучателем на передачу  данного имущества в лизинг.

     Субъектами  лизинговых отношений являются три  основных лица: лизингодатель, лизингополучатель  и продавец предмета лизинга.

     Объектами лизинга в РФ могут выступать любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательской деятельности.

     В составе предметов лизинга можно  выделить здания и помещения, передаточные устройства, силовые машины, рабочие  машины, оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, прочие машины и оборудование.

     В настоящее время большинство  российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они  не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать  кредиты. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать оборудование в лизинг. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который не охотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств.

     Лизинговая  операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который  выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

     Смягчается  проблема ограниченности ликвидных  средств, затраты на приобретение оборудования равномерно распределяются на весь срок действия договора. Высвобождаются средства для вложения в другие виды активов. Не привлекается заемный капитал, и в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. Арендные платежи производятся после установки, наладки и пуска оборудования в эксплуатацию, и тем самым арендующее предприятие имеет возможность осуществлять платежи из средств, поступающих от реализации продукции, выработанной на арендуемом оборудовании.

     Подводя итог, можно отметить, что лизинг является более доступным, эффективным и гибким методом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, что достигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства. Многие лизингополучатели отмечают, что лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.

Информация о работе Перспективы развития лизинговой деятельности в России