Перспективы развития лизинговой деятельности в России

Автор работы: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

В данной работе было определено понятие лизинга. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование оборудования (имущества).
В целом по работе можно сделать следующий вывод:
Понятие договора лизинга отражает тройственную природу лизинговой сделки:
1) лизингодатель заключает договор с поставщиком;
2) лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение кредита для приобретения имущества;
3) лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические аспекты лизинга.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

     В то же время крупные компании показывают более динамичные темпы и, имея возможность получать эффект масштаба и снижать ставки, перетягивают на себя клиентскую базу. Сегодня потенциальные лизингополучатели рассматривают условия нескольких лизингодателей одновременно и идут туда, где дешевле и больше набор услуг. А значит, у мелких лизинговых компаний будет продолжаться сокращение клиентской базы.

     Что касается лизинговых компаний среднего звена, то их клиентура, как показывает опыт, в значительной мере сформирована благодаря личным контактам руководителей  и сотрудников данных компаний. Однако в условиях ужесточающейся конкуренции "дружба" будет отходить на второй план, а на первый выйдет достижение максимальной эффективности использования ресурсов. Возможен отток клиентов к крупным компаниям с меньшим удорожанием и большим набором сервисных услуг.

     - портового оборудования, морских  и речных судов различных классов;

     - легкового и грузового автотранспорта;

     - дорожно-строительной техники;

     - сельскохозяйственной техники;

     - техники специального назначения;

     - оборудования для добычи и транспортировки нефти и газа;

     - энергетического, телекоммуникационного  и промышленного оборудования;

     - интегрированных систем безопасности;

     - контейнеров для перевозки грузов.

     Необходимо  также отметить, что в политике многих региональных властей в последние годы на первый план вышли реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов при поддержке властей региона. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.

     Подобная  ситуация создает как возможности, так и риски для лизинговой отрасли. Возможность развития состоит  в организации эффективных механизмов государственной поддержки отдельных  отраслей и регионов с помощью  лизинга. Риск состоит в появлении  государственных компаний-гигантов, предлагающих ставки ниже рыночных, что в любом сегменте рынка лизинга означает вытеснение из этого сегмента коммерческих лизинговых компаний и фактически отсутствие перспектив для развития коммерческого лизинга в нем.

     Необходимо  выделить еще ряд рисков микро- и макроуровня, присущих рынку лизинга в настоящее время, успешное преодоление которых является условием дальнейшего выживания лизинговых компаний.

     Угрозы  на микроуровне - это потеря лизингодателями  платежеспособности, ухудшение качества лизингового портфеля и возможные проблемы во взаимоотношениях с налоговыми органами. Угрозами на макроуровне являются неопределенность дальнейшего развития экономики и обесценение предметов лизинга.

     В этих условиях лизинговые компании и  их клиенты нуждаются в усилении государственной поддержки как в части финансирования, так и в плане улучшения законодательной базы. В частности, необходимы:

     - законодательное упрощение процедуры  изъятия имущества в случае  нарушения лизингополучателем лизингового  договора;

     - ужесточение ответственности за  невозврат предмета лизинга;

     - компенсация части процентных  ставок по привлекаемым банковским  кредитам;

     - субсидирование государством части  затрат компаний на лизинговые  платежи по определенным видам  оборудования (парк которого в стране требует скорейшей замены). При этом получение субсидий должно быть организовано на основе принципа равных возможностей, но с учетом ряда требований к финансовому состоянию лизингополучателя;

     - применение механизмов госгарантий. 

     Из  основных тенденций рынка в 2009 гг. можно выделить следующие:

     1. Резкое повышение стоимости финансирования, сокращение его сроков, а также  затруднение в получении средств.  Банки не готовы возобновить  кредитование в докризисных объемах.  К тому же остается "валютная" проблема - рынок будет готов работать с относительно дорогими кредитными ресурсами, но только после того, как у его игроков появится уверенность в стабильности отечественной валюты. Лизинговые компании будут отдавать предпочтение работе со старыми проверенными клиентами.

     Россия  сегодня в представлении большинства  западных банков - страна высоких политических рисков. Следовательно, зарубежные финансовые институты либо учитывают эти  риски при определении ставки кредита, что увеличивает проценты до высокого уровня, либо ищут того, кто их застрахует. Страхованием рисков долгосрочного финансирования как раз и занимаются экспортные кредитные агентства. В результате такого страхования банк, обслуживающий производителя оборудования, получает гарантии и снижает свои риски. Естественно, это приводит к смягчению условий выдачи кредита: сроки увеличиваются, процентная ставка понижается.

     2. Дальнейшее значительное повышение  требований к финансовому состоянию  заемщика. Уже практически полностью  исчезли с рынка скоринговые продукты и экспресс-программы. Лизинговые компании внимательнее подходят к оценке не только финансового состояния клиента, но и к оценке его бизнеса, а также анализируют перспективы отрасли, в которой он находится.

     3. Изменение структуры рынка по  видам объектов лизинга. На протяжении последних лет наиболее динамично развивались сегменты лизинга автотранспорта и строительной техники. По итогам 9 месяцев 2008 г. их доля в совокупном объеме лизинговых сделок составила более 40 процентов. В этом году ожидается снижение жилищного и коммерческого строительства, а также значительное снижение госбюджетов на дорожное строительство.Также снижение будет и у грузоперевозчиков, однако изменения коснутся не всех сегментов. В первую очередь падение объемов коснется автоперевозчиков и тех, кто занимается международными грузоперевозками, в меньшей степени - перевозчиков продуктов питания.

     Структура лизингового портфеля компаний в 2009 - 2010 гг. сместится в сторону промышленных предприятий, то есть возрастет доля рынка производственного и технологического оборудования. Это связано с более стабильным финансовым положением этой клиентской группы и возросшими возможностями по привлечению финансирования.

     4. Усиление роли государства в  регулировании лизингового рынка.  В частности, принятие решения  об увеличении уставного капитала  компании "Росагролизинг" (финансирование  сельского хозяйства), выделение  43 млрд руб. на поддержку лизинговых  компаний при автопроизводителях, создание Государственной лизинговой компании.

     5. Рост проблемной и просроченной  задолженности. Как следствие,  рост количества изъятой техники  и формирование цивилизованного  вторичного рынка.

     6. Дополнительные налоговые риски,  связанные с уплатой НДС, которые были описаны выше.

     7. Возможные дефолты лизинговых  компаний, что вполне логично,  учитывая проблемы отрасли.

     8. Увеличение количества сделок  по покупке лизинговых портфелей,  консолидация лизингового рынка.  Тактика приобретения в каждом случае своя: это может быть выкуп отдельной сделки, приобретение портфеля или даже лизинговой компании целиком. Успешность или неуспешность можно будет оценить только после завершения купленного лизингового контракта, поскольку это напрямую зависит от платежной дисциплины лизингополучателей. Если экономический спад продолжится, то покупка портфелей станет одним из инструментов снижения рисков лизингодателей, - приобретение уже существующей сделки может значительно снизить валютные и процентные риски, а также риски, связанные с нарушением договора поставки. Также можно получить достоверные данные о платежной дисциплине лизингополучателя.

     9. Возможны дефолты страховых компаний. В ближайшие 2 года не стоит  упускать из вида риски, связанные  с банкротством страховщиков, которые обеспечивают лизинговые сделки.

     Для 2009 - 2010 гг. характерно замедление темпов роста отрасли, отрицательная динамика, что уже было продемонстрировано по итогам 9 месяцев 2008 г. Но вряд ли рынок  существенно откинет назад, как  это произошло в 1999 г., когда его объем уменьшился в 3,5 раза. Во многом это утверждение базируется на оценке ряда российских компаний, которых кризис практически не коснулся, и они готовы использовать лизинг.  
 
 

     2.2 ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

     Последние несколько лет развития российской экономики можно охарактеризовать как период небывалого подъема. Рост наблюдался практически во всех отраслях. Многие предприятия переходили на интенсивный  путь развития, в том числе увеличивая собственную эффективность за счет приобретения нового импортного оборудования и техники. Во многом этому пути способствовало развитие доступного финансирования - как в виде банковских кредитов, так и иных инструментов, и в частности лизинга.

     Началом активного развития лизинга в России можно назвать 2000 г., когда по сравнению с послекризисным 1999 г. рынок вырос в три раза. Его дальнейший прирост, вплоть до 2007 г., составлял не менее 40 процентов в год.

     Расцвет лизинговых услуг пришелся именно на 2007 г.: по данным из различных источников объем этого бизнеса вырос по отношению к 2006 г. в 2,2 - 2,5 раза и составил немногим менее 1 трлн руб. Доля лизинга в объеме средств, инвестированных в основной капитал, выросла в 2,78 раза и составила 15,5 процента, а доля в национальном ВВП увеличилась почти вдвое и составила 3,02 процента. Россия уверенно закрепилась в десятке европейских стран - лидеров по объему лизингового рынка, и все эксперты прочили дальнейший рост отечественной лизинговой отрасли. Такому росту способствовал ряд объективных причин:

     - Неудовлетворенный спрос на финансирование  со стороны предприятий, которые  на фоне общего роста экономики  активно расширяли свой бизнес  и обновляли производственные  фонды. Для молодых развивающихся  компаний лизинг являлся единственной возможностью получения финансирования ввиду недоступности кредитов. Предприятия, которые не испытывали проблем с привлечением банковского финансирования, сталкиваясь с необходимостью приобретения основных средств, отдавали предпочтение лизингу, принимая во внимание гарантированные законодательством налоговые льготы и более выгодные условия покупки, которые поставщики предоставляли лизинговым организациям.

     - Доступность финансовых ресурсов  для самих лизингодателей. Многие  банки поняли перспективность кредитования лизинговых компаний, ведь в этом случае лизингодатель осуществляет дополнительный анализ финансового состояния клиента и берет на себя часть рисков, связанных с его платежеспособностью. На рынке появились продукты, разработанные банками специально для лизинговых организаций. Как следствие, на рынке лизинговых услуг активно развивались скоринговые продукты и снижались требования к заемщикам. Также бурный рост обусловлен тем, что многие лизинговые компании начали агрессивную региональную экспансию. В конце 2007 г. 170 компаний (совокупный оборот которых составляет 85 процентов рынка) имели более 570 филиалов и представительств. Одним словом, основная задача, которая стояла перед лизинговыми компаниями на тот момент, состояла в активном росте всеми возможными способами: начиная от расширения штата и заканчивая максимальным упрощением процедуры оценки клиента и заключения договора лизинга. 

     Темпы роста рынка лизинга 

     График 1 

       

     Источник: ассоциация "Рослизинг". 

     Динамика  роста основных показателей рынка лизинга 

        

     Свободное падение 

     Итоги 2007 г. могли быть более впечатляющими, если бы не набирающий обороты в IV квартале кризис ликвидности. Столкнувшись с  ним, банки начали достаточно резко  сокращать объемы финансирования. Некоторые совсем перестали принимать новые заявки, другие откладывали выдачи средств по уже принятым решениям. Повсеместно ужесточились условия выдачи средств и требования к заемщикам, выросли ставки, уменьшились сроки кредитования. Встречались случаи, когда банки предлагали финансирование на срок 3 - 6 месяцев, что неприемлемо для лизингового бизнеса. В кризисном для отрасли положении в более выигрышной ситуации оказались лизингодатели, принадлежащие банкам и финансовым организациям. Независимые же лизинговые компании, привлекавшие кредиты на открытом рынке, были вынуждены замораживать свою деятельность либо вкладывать в развитие бизнеса собственные средства.

     В связи с началом девальвации  рубля многие банки совсем остановили кредитование и пустили все имеющиеся ресурсы на покупку валюты. Это абсолютно логичное решение с их стороны: зачем кредитовать под 15 - 20 процентов, когда можно свободно заработать несколько сотен процентов годовых на спекулятивных операциях. Исходя из тех же соображений, практически все банковские вкладчики приняли решение о переводе депозитов в валюту.

Информация о работе Перспективы развития лизинговой деятельности в России