Перспективы развития лизинговой деятельности в России

Автор работы: m********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

В данной работе было определено понятие лизинга. В общем виде лизинг можно охарактеризовать как это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование оборудования (имущества).
В целом по работе можно сделать следующий вывод:
Понятие договора лизинга отражает тройственную природу лизинговой сделки:
1) лизингодатель заключает договор с поставщиком;
2) лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение кредита для приобретения имущества;
3) лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические аспекты лизинга.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

     В статье 655 второй части ГК РФ сущность лизинга фактически сводится к финансовой аренде. В пяти других статьях шестого параграфа гражданского кодекса установлены основные права и обязанности сторон лизинговых сделок. В соответствии со статьей 6 ГК РФ в случаях, когда данные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, то к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона, права). Следовательно, при оформлении лизинговых сделок могут применяться не только договоры лизинга, но также аренды, особенно в части, не урегулированной специальным законодательством и не противоречащей его сущности.

     Налоговый кодекс РФ, гл.25, ст.259 определяет методы и порядок расчета амортизационных платежей, которые необходимы при расчете платежей по лизингу.

     Налогоплательщики начисляют амортизацию одним  из следующих методов с учетом особенностей, предусмотренных настоящей  статьей:

     1) линейным методом;

     2) нелинейным методом.

     При применении линейного метода норма  амортизации по каждому объекту  амортизируемого имущества определяется по формуле: 

     К = [1/n] х 100%, 

     где К - норма амортизации в процентах  к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

     n - срок полезного использования  данного объекта амортизируемого  имущества, выраженный в месяцах.

     При применении нелинейного метода сумма  начисленной за один месяц амортизации  в отношении объекта амортизируемого  имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле: 

     K= [2/n] x 100%, 

     где К - норма амортизации в процентах  к остаточной стоимости, применяемая  к данному объекту амортизируемого  имущества;

     n - срок полезного использования  данного объекта амортизируемого  имущества, выраженный в месяцах.

     Косвенное отношение к деятельности лизинговых компаний имеют многие другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и т.д.

     Таким образом, правовая база регулирования лизинговых сделок в России имеет очень высокий статус, поскольку понятие договора лизинга определено специальным законом и введено в Гражданский кодекс. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности, а значит, и порядка налогообложения при лизинговых операциях осуществляются на основании действовавших и ранее документов, касавшихся арендных сделок, а также специального приказа Министерства финансов. 

 

      3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

     3.1 ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

     Ожидается, что развитие рынка лизинга в  ближайшие годы будет идти в двух основных направлениях.

     Первое  направление – увеличение конкуренции и совершенствование лизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка.

     Второе направление – формирование новых сегментов рынка и количественное развитие многих из тех сегментов, объемы которых в настоящий момент незначительны.

     Рассмотрим  первое, качественное, направление  развития. Мировой опыт лизинговой деятельности позволяет говорить о шести основных стадиях развития этого рынка.

     Первая  стадия – краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора.

     Вторая  стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

     На  третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. На этой стадии наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран.

     Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени подстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. На этой стадии развития рынка находятся не только большинство развитых государств, но и некоторые развивающиеся – Сингапур, ЮАР, Тайвань и Южная Корея. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

     На  пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замену оборудования на новое и пр.). Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. На этой стадии находятся рынки Германии, Великобритании, Японии, Австралии.

     Шестая  стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этой стадии присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе за счет расширения международного сегмента. На этой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок – рынок США.

     Российский  рынок лизинга находится на третьей  стадии. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому точнее будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на второй стадии развития, характеризующейся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые – на третьей (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые – уже на четвертой стадии. В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертой стадии развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" продуктов, таких как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Также этим сегментам присуща высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.

     Рассмотрим  второе направление развития рынка  – количественный рост новых сегментов  рынка или тех сегментов, которые  сейчас развиты незначительно.

     Решающую  роль в освоении новых сегментов  рынка, хотя и косвенным образом, сыграют опять же иностранные инвестиции. Ведь структура рынка по видам предметов лизинга – это фактически наглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных для инвесторов, за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственного лизинга. На первых местах находятся автотранспорт и железнодорожный подвижной состав – наиболее ликвидные активы. Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре, возможно, и вытеснят их.

     Российские  лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынуждены реализовать другие свои преимущества: хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными. Это прежде всего лизинг строительной и дорожно-строительной техники, сельскохозяйственной техники, пищевого оборудования, машиностроительного и технологического оборудования, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного, лесозаготовительного, компьютеров и т.д. Потенциал этих сегментов обусловлен довольно высокой ликвидностью лизинговых активов, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования. Можно ожидать усиления конкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования.

     Помимо  этого следует выделить несколько  сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это лизинг зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей. Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает ничтожную долю на рынке лизинга – около 1,7 %, суммарный объем сделок составляет 140 млн. долл. В европейских странах доля лизинга недвижимости в среднем составляет 17 % рынка. Основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей изданный момент являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга. Это осложняет и без того трудное привлечение финансирования в такие сделки. Пока конкуренция в других, более привлекательных сегментах еще не слишком высока, лизинг недвижимости остается на периферии интересов лизинговых компаний. Однако если российских лизингодателей иностранцы вытеснят из наиболее привлекательных сегментов, следует ожидать борьбы компаний за урегулирование правового поля для лизингового оборота земельных участков. Это, в свою очередь, облегчит и финансирование сделок лизинга недвижимости. Те же проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов. Надо отметить, что в развитых странах, например в США, "лизинг инфраструктуры" и лизинг промышленных комплексов занимает существенную долю рынка. Размер таких сделок в США может составлять миллиарды долларов. В российской практике лизинг промышленных комплексов распространен достаточно мало. Систематически такие сделки осуществляет лишь "Росагролизинг", передающий в лизинг животноводческие комплексы в рамках нацпроекта "Развитие АПК", и компания "Авангард Лизинг", построившая несколько заводов. Некоторые компании осуществляют такие сделки эпизодически, например, компанией "Росдорлизинг" в 2006 г. был построен асфальтобетонный завод.

     Лизинг  энергетического  оборудования сдерживается незавершенностью реформы РАО ЕЭС, хотя потенциал этого направления очень велик, если учесть высокий уровень износа энергетических фондов и заявленное президентом В. В. Путиным стремление сделать Россию ведущей энергетической страной. Лизинговые компании имеют опыт успешных сделок с энергетическим оборудованием, в частности, крупнейшая сделка по поставке компанией "ИР Лизинг" Бурейской ГЭС гидравлических турбин и гидрогенераторов на сумму 59 млн. долл. Возможности развития лизинга судов связаны сейчас прежде всего с осуществлением заявленной концепции по развитию отечественного судостроения.

     Можно выделить еще два сегмента с хорошим  потенциалом, практически не развитые сейчас, – лизинг медицинского оборудования и оборудования для ЖКХ. Сдерживающим фактором для развития этих сегментов в России является ограничение законом, указывающее, что предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. Следовательно, государственные организации, которые могли бы стать основными реципиентами этих лизинговых инвестиций, не имеют права осуществлять такие сделки. Потенциально государственные организации представляют собой интересный сегмент для лизингодателей (по широкому спектру предметов лизинга) – притом, что эти организации имеют предсказуемые денежные потоки. Такая практика распространена в большинстве развитых стран. В Германии, например, на государственные организации приходится 5 % всех лизинговых сделок (2,36 млрд. евро).

     Еще одно потенциально сильное направление  – это лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30% всего рынка. В России его развитие сдерживается во многом тем, что программное обеспечение не является материальным активом и по существующим законодательству не может становиться объектом лизинга. На фоне роста конкуренции можно ожидать рост интереса лизинговых компаний ко всем этим сегментам и соответствующие изменения в законодательстве. То есть фактически за всю историю своего существования. Хотя лизинговые сделки имели место и до кризиса 1998 г., масштабное развитие рынка лизинга началось лишь после 1999 г. В ряде стран к лизинговым компаниям применяются требования наподобие банковского регулирования: ограничения достаточности капитала, лимиты на одного заемщика, минимум лизинговых активов в бизнесе лизингодателя, ограничение числа источников финансирования, требования к увеличению уставного капитала при открытии филиалов и т.п. [14].

Информация о работе Перспективы развития лизинговой деятельности в России