Планирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:04, реферат

Описание

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Содержание

Сущность планирования в организации
Классификация планов в организации
Оценка качества планов в организации

Работа состоит из  1 файл

курсовая пп.docx

— 33.72 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

    1. Сущность планирования в организации
    2. Классификация планов в организации
    3. Оценка качества планов в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Сущность планирования в организации

 

 

В условиях рыночной экономики  устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной  единицы и планирование хозяйственных  отношений. Планирование, как центральное  звено управления, охватывает систему  принципов, методов, форм и приёмов  регулирования рыночного механизма  в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта. Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности. Необходим выбор наилучших способов осуществления этих целей на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объёмов и сроков выпуска товаров. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого  результата. План содержит такие этапы, как:

-цели и задачи;

-пути и средства их реализации;

-ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;

-пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства;

-организацию выполнения плана и контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии  важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно  относятся к плановой деятельности предприятий, а они, в свою очередь, служат их основой. Это:

-обоснование цели;

-формирование стратегии;

-планирование работы;

-проектирование операций;

-организация процессов планирования;

-координация планов;

-мотивация плановой деятельности;

-контроль планов;

-оценка результатов;

-изменение планов и т.п.

Основные экономические, организационные, управленческие и  социальные функции предприятия  должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с  избранной хозяйственной деятельностью  и достаточно полно отражаться как  в краткосрочных, так и в долгосрочных планах. Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия. Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования. Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приёмов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоёмким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности. Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью:

планирования;

организации;

координации;

активизации;

контроля.

Каждый предыдущий вид  деятельности является необходимой  предпосылкой последующего, пока данная функция не будет полностью реализована. Значит, степень полноты реализации функции управления зависит от комплектности  управленческой деятельности. Чтобы  понять содержание каждой функции управления, необходимо представить её как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных  управленческих действий. Для ясности  проиллюстрируем это на функции  планирования при разработке конкретного  плана. Этой работой занимается значительная группа сотрудников. Для достижения цели (разработка плана) их деятельность необходимо спланировать, организовать, скоординировать, активизировать и  проконтролировать. На этом примере  можно видеть различие понятий "планирование" как функции управления и "планирование" как её составляющей, одного из пяти управленческих действий этой функции. Точно так же, если группа сотрудников  разрабатывает систему поощрения  работников фирмы, то их работу нужно  планировать, организовывать, координировать, активизировать (поощрять) и контролировать. То есть при выполнении функции управления "активизация" работников нужно  активизировать. Планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений, которое вырабатывается на основе целей, формулируемых вышестоящей организацией, и альтернатив, генерируемых на фазе "Анализ". В понятие "Планирование" входит определение целей и путей их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой. По мнению многих авторов, планирование - одна из важнейших функций управления. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому надёжность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Широкая трактовка планирования положена в основу одного из современных и наиболее перспективных подходов к организации управленческой деятельности - в основу "стратегического планирования". Анализ опыта экономических реформ показал, что эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки чёткой системы внутрифирменного планирования нельзя. Вообще реальное многообразие типов планов очень велико. Например, "экстренное планирование". Необходимость в нём возникает тогда, когда первоначальный план не срабатывает и надо изменить его - в известной степени нарушить. Но эти "нарушения" также должны быть организованы - спланированы. Ключевая роль планирования в управлении в сочетании с его сложностью и разнообразием его задач требуют его понимания не только как обязанности руководителя, но и как функции, реализуемой многими иными подразделениями организации. Поэтому в составе данной функции различают три основных компонента: индивидуальная деятельность руководителя по планированию; деятельность специализированных подразделений и служб (а также специально привлекаемых консультантов) по планированию; взаимодействие руководителя со специализированными плановыми подразделениями, организация им деятельности этих подразделений. Функция планирования означает выработку и принятие определённого постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение. Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению её общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от её качества зависит успех организации. Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия. Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и противоречива. При такой трактовке получается, что планирование повышает производительность труда, а само оно основано на непроизводительном труде. Отсюда возникают крайние выводы о необходимости любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Сущность планирования состоит и в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и её подразделений для достижения целей. Такое согласование имеет два основных аспекта.          Во-первых - это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и её подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями. Это - планирование по содержанию.        Во-вторых - хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения. Это - планирование по времени, или процессуальное планирование. В первом случае решается вопрос, что будут делать исполнители; во втором - когда они это должны делать и в какой последовательности. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть, по возможности, все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учётом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

 

 

 

 

      1. Классификация планов организации

 

Планирование классифицируется следующим образом:

- по степени охвата;

- по объекту планирования;

  - по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);

- по охвату;

- по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

- по степени жесткости и гибкости.

Управленческий подход к  процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения  вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов. Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

- объект планирования;

- субъект планирования;

- период планирования;

- средства планирования;

- методику планирования;

- согласование планов.

Принадлежность того или  иного плана к определённому  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ - планирование - организация - учёт - контроль - регулирование - анализ. В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее. В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берётся информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской. При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

- рыночные (определение рынка сбыта продукции);

- производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);

- финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);

- социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоёв и общества в целом).

В зависимости от содержания, целей и задач выделяют такие  формы планирования и виды планов:

  1. Перспективное (стратегическое) планирование (прогнозирование).

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как  расширить деятельность в области  бизнеса, создать новые сферы  бизнеса, стимулировать процесс  удовлетворения нужд потребителей, какие  усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию  выпускать, или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д. Основная цель стратегического  планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

 

  1. Среднесрочное (тактическое) планирование.

Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный  периоды. Что касается объектов и  предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При  этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать  процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции  затрат, важнейших функций. Но при  различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: "издержки – выпуск – прибыль - цена". Иначе  становится нецелесообразным тактическое  планирование. Планы начинают разрабатываться  на ситуационной основе, то есть применительно  к гипотезам будущего.

Текущее (оперативное) планирование. Оперативно - календарное планирование. Оперативно – календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в  планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит  в конкретизации показателей  тактического плана с целью организации  планомерной повседневной и ритмичной  работы предприятия и его структурных  подразделений.

В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие  плановые функции:

1.Определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путём установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями.

2.Осуществляется оперативная подготовка производства путём заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции.

Информация о работе Планирование в организации