Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа
При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к явлениям неплатежеспособности предприятий.
1. История развития внутрифирменного планирования.
2. Планирование: понятие, виды, цели.
2.1 Планирование
2.2 Виды планирования
2.3 Глобальные и локальные цели планирования
3. Методы и принципы планирования.
3.1 Методы планирования
3.2 Принципы планирования
Глава 2
1. Характеристика предприятия.
2. История компании.
3. Корпоративная культура компании: Концепция, Ценности, Принципы и Миссия Avon.
4. Оценка внешних факторов, влияющих на деятельность компании Avon.
5. Организационная структура компании.
6. Система планируемых показателей.
7. Анализ и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Госплан занимался процессом производства, Госснаб - движением сырья, материалов. Эти два министерства не стыковали, к сожалению, информацию. Поэтому никогда план не выполнялся, он постоянно корректировался и корректировался практически каждый день. Никогда не было, чтобы по спущенным цифрам прибыль равнялась доходам минус расходам. То же самое - ценообразование. Никогда цена не равнялась затратам плюс прибыли. Это проблема планирования - централизованной и децентрализованной формы. Пятилетние планы, которые начались с 29-го года, себя не оправдали. Ни один пятилетний план не был выполнен. Считается, что самый лучший план был первый, участие в нем принимал Василий Леонтьев. Считается, что этот план был хорош потому, что только там присутствовали и натуральные, и стоимостные показатели. Товарно-денежная экономика еще работала, хотя НЭП уже был закончен. Леонтьев вынужден был уехать именно потому, что он стоял за товарно-денежную экономику.
Придумывались самые разные способы, чтобы план был выполнен. Один из них: пятилетний план выполнен по сумме годовых планов, каждый из которых корректировался.
Перестройка изменила отношение к планированию, но не кардинально. Решили, что планировать нужно иначе, что не нужно количественные показатели спускать вниз предприятиям, нужно спускать нормативы. Планирование по нормативам. Любой норматив реализуется количественно, поэтому это было то же самое.
Начиная с 1992, года функция планирования исчезла на микро- и макроуровне. Появлялись службы маркетинга, а плановые отделы исчезали.
2. Планирование: понятие, виды, цели
2.1
Планирование
Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.
Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях.2 При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.
Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.
Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия.3 Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.
Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.
Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.
Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.
Конечно,
иногда факторы, оказывающие влияние на
процесс планирования на предприятии,
зависят от специфики деятельности, от
региональной принадлежности, но при наличии
квалифицированного кадрового состава
и компетентного руководства все недостатки
могут быть ликвидированы в короткие сроки.
2.2
Виды планирования
Существует огромное количество классификаций видов планов. Бывают краткосрочные, перспективные и стратегические планы. По содержанию планов желательно иметь представление, что существует на практике большое их разнообразие. По содержанию планов выделяют, во-первых, бизнес-планирование, что в переводе означает “план развития компании”. Далее можно выделить финансовое планирование. Можно выделить инвестиционное планирование.
Есть такой термин, без которого мы не можем обойтись, это современное понимание планирования бизнеса - деловое планирование. Смысл делового планирования сводится к тому, что к нему сводятся все действия, начиная от идеи, включая технико-экономическое обоснование, включая само бизнес-планирование, распределение ответственности по внедрению бизнес-плана и по контролю за бизнес-планированием.4
Обычно предваряет бизнес-планирование - технико-экономическое планирование. Считается, что наше советское планирование очень было сильно именно технико-экономическими обоснованиями. Ими занимались в основном производственные службы. Там расписывалось оборудование, технологические процессы, требования к помещениям и все прочее. То есть с точки зрения производственной организации - требования, например, к освещению, и тому подобное - различные технологические и технические требования. Поэтому такой вид планирования остался и существует в западной экономике.
Различается еще оперативно-производственное планирование. Все наше планирование, по крайней мере, в том аспекте, в каком мы ведем речь, внутрифирменное планирование, его хозяйственный уровень, к сожалению, это оперативно-производственное. Заказ есть - есть план - есть управленческие решения. Заказа нет - значит и управленческие решения не принимаются. Еще выделяют трудовое планирование и социальное планирование. О социальном планировании в сегодняшних условиях в рамках внутрифирменного планирования речь уже давно не идет. Это, во-первых, не один план, это система планов. У каждого элемента этой системы свои показатели, свои увязки.
Виды и содержание планов по уровню управления обусловлены теми уровнями, которые есть на данном предприятии. Это может быть планирование на уровне предприятия, или на уровне организации, или на уровне отделения, или на уровне завода, на уровне основного производства, вплоть до разбивки по каждому цеху, на уровне вспомогательного производства опять вплоть до разбивки по каждому вспомогательному производству, включая, особенно если это машиностроение, бригаду, участок, смену, вплоть до рабочего места.5
По времени действия: все виды планов, кроме стратегического, так как этот вид плана не предусматривает временной отрезок. Это текущее планирование (или краткосрочное планирование; это планирование на год и оперативное планирование), перспективное планирование (к нему относя среднесрочное и долгосрочное планирование).
Есть еще классификация по сфере применения, она связана со сложной технологической цепочкой в рамках одного предприятия; если она есть, то это вполне возможно. По сфере применения - это межцеховые планы, внутрицеховые, бригадные и индивидуальные. Они будут пересекаться, но не будут совпадать с видами планов по уровню управления.
Еще есть классификация по степени точности. Точность планов зависит, прежде всего, от информационной базы, от квалификации менеджеров, от временного периода (периода, на который разрабатывается данный план). Поэтому по степени точности обычно выделяют укрупненное и уточненное планирование. Если говорить о бизнес-планировании, то это уточненное планирование. Если же говорить о долгосрочном плане, то там, в большей степени, берутся укрупненное показатели, количество планов уменьшается. Основа основ этого плана - капитальное строительство и достижение финансовых показателей.
По типам целей выделяют оперативное, тактическое, стратегическое и нормативное планирование. Обычная классификация видов планирования была более простая. Рассматривали либо планы по организационной структуре, либо рассматривали планы по содержанию хозяйственной деятельности - план НИОКР, план сбыта.
Оперативный план представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены высшим руководством, а также являются традиционными для предприятия. традиционным для любого предприятия является план производства по ассортиментным позициям или распределение прибыли по подразделениям. Как правило, оперативные планы осуществляются основными подразделениями предприятия самостоятельно и основная задача - это выбор средств, выбор ресурсов, способов, которые необходимы для выполнения заданных объемов.
Тактический план заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных целей. Например, когда отдел маркетинга составляет перспективные планы на 3, на 5 лет, смысл которых сводится к тому, чтобы выйти на конкретный рынок за 5 лет и рассматриваются конкретные цели, задачи для достижения этой перспективной цели. В рамках тактического плана охватываются все взаимосвязи, которые сложились внутри предприятия, между всеми его подразделениями, здесь участвуют все, а не только основное производство.
Стратегическое
планирование включает выбор и обоснование
средств, задач и целей для достижения
заданных или традиционных для предприятия
идеалов. Например, экономический рост,
постоянное обновление продукции, выход
на мировой рынок. Стратегическое планирование
в отличие от предыдущих двух видов планов
учитывает взаимоотношения с внешней
средой.
2.3
Глобальные и локальные цели планирования
В странах с развитой рыночной экономикой в 60-70-е гг. XX получила развитие теория стратегического планирования. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.
Каждое предприятие определяет цели своей хозяйственно-производственной деятельности. Цели подразделяются на глобальные и локальные.
Глобальные - это общие цели предприятия, которые являются фундаментом, основой его деятельности, его глобальной стратегией. Глобальные цели - это долговременные цели.
В ряде учебных пособий ошибочно отмечалась целесообразность выработки единой стратегии. В определенной мере это оправдывалось условиями плановой экономики, когда гарантированы были цены, сбыт продукции, сроки поставки, поставщики и потребители. В условиях рынка условия работы предприятия «переменные», мало предсказуемые, и целесообразно придерживаться в хозяйственной деятельности аксиомы рыночной экономики: многовариантность стратегий развития предприятия с учетом изменения внутренней и внешней среды.
Локальные цели - это совокупность взаимодополняющих друг друга целей, реализация которых направлена на достижение глобальных целей. 6
Сочетание глобальных и локальных целей является основой стратегического планирования.
Новые рыночные отношения в России рождают новые, соответствующие внешним условиям, стратегии.
В условиях плановой экономики действовала стратегия концентрации производства. Эта стратегия полностью соответствовала общественной собственности на средства производства, малые предприятия объединялись, рабочие места создавались на крупных и средних предприятиях.
В условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности, в условиях экономического кризиса в России действует в настоящее время другая стратегия - стратегия диверсификации производства.
В условиях сегодняшней экономической ситуации в стране имеют место:
1) диверсификация денежных капиталов, т. е. распределение их между различными объектами вложений, с целью снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него;
2) диверсификация горизонтальная - расширение ассортимента за счет новых товаров-аналогов для повышения интереса к товару;