Политика Китая в отношении зарубежных соотечественников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:00, дипломная работа

Описание

Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.

Содержание

Введение ...……………….........................…………………………………………..3
1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР
в отношении зарубежных соотечественников……………………………….…..8
1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных
китайцев………………………………………………………………………...8
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,
занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…13
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных
соотечественников…………………………...……………………………….20
2 Привлечение зарубежных соотечественников к реализации политики
реформ в Китае………………….………………………………………………..27
2.1 Политика привлечения инвестиций со стороны зарубежных
соотечественников.…..……………..………………………………………...27
2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных
соотечественников……...……………………………………………….........31
3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37
3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных
соотечественников..…………………………………………………………..37
3.2 Создание Институтов Конфуция как пример политики КНР,
направленной на распространение и популяризацию китайского языка и
культуры среди зарубежных соотечественников……...………………...…40
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………....53
Приложение А………………………………………………………………………59
Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59
Приложение Б………………………………………………………………………60
Структура занятости китайских граждан на Дальнем Востоке…………………60
Приложение В………………………………………………………………………61
Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61
Приложение Г………………………………………………………………………63
Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда
в РФ………………………………………………………………………………….63

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ 2011-2а (2) зарубежные соотечественники.doc

— 410.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра истории китайской цивилизации

 

 

Бахвалова Юлия Артуровна

 

 

ПОЛИТИКА КНР В ОТНОШЕНИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ  

(1978-2008гг.)

 

БАКАЛАВРСКАЯ  РАБОТА

по основной  образовательной программе подготовки бакалавров

по направлению  032300.62 - регионоведение

 

 

                                         

Студент группы 544-км   __________________

                                                                     (подпись)

Руководитель ВКР ______________________

                                                            (должность,  ученое звание)

_______________       ____________________

             (подпись)                                               (и.о.ф)

«______»________________ 200  г.

 

Защищена в ГАК с оценкой ______________

 

Секретарь ГАК

____________     _________________

          подпись                              И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 20  г.

             

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой __________________

                                                                       ( ученое звание)

______________     ______________________

             (подпись)                                                (и.о.ф)

«______»________________ 20  г

             

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

2011

Оглавление

Введение ...……………….........................…………………………………………..3

1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР

   в отношении зарубежных соотечественников……………………………….…..8

   1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных

         китайцев………………………………………………………………………...8

   1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,

         занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…13

   1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных

         соотечественников…………………………...……………………………….20

2 Привлечение зарубежных соотечественников к реализации политики

   реформ в Китае………………….………………………………………………..27

   2.1 Политика привлечения инвестиций со стороны зарубежных

         соотечественников.…..……………..………………………………………...27

   2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных

         соотечественников……...……………………………………………….........31

3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37

   3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных

         соотечественников..…………………………………………………………..37

   3.2 Создание Институтов Конфуция как пример политики КНР,

         направленной на распространение и популяризацию китайского языка и

         культуры среди зарубежных соотечественников……...………………...…40

Заключение………………………………………………………………………….50

Список литературы………………………………………………………………....53

Приложение А………………………………………………………………………59

Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59

Приложение Б………………………………………………………………………60

Структура занятости китайских граждан на Дальнем Востоке…………………60

Приложение В………………………………………………………………………61

Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61

Приложение Г………………………………………………………………………63

Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда

в РФ………………………………………………………………………………….63

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и  земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.

Правительство Китая – будь то Цинская империя, или Китайская республика, или КНР - никогда не было безразличным к судьбе китайской эмиграции. В меру своих возможностей оно всегда стремилось добиться  понижения барьеров для въезда эмигрантов в ту или иную страну, облегчить условия их существования на чужбине, укрепить их связи с этнической родиной. Исключение составили годы «культурной революции», когда эмигранты рассматривались как носители враждебной идеологии. Однако с конца 70-х годов прошлого века – с того момента, когда страна вступила на путь реформ и открытости внешнему миру – в политике Пекина по отношению к зарубежным китайцам произошел крутой перелом, выраженный возрастающим интересом китайских властей к соотечественникам за границей. Это проявляется в официальных документах, в выступлениях высших руководителей Китая, а также в организации практических мероприятий. Таким образом, предметом моего исследования является политика китайского руководства в отношении зарубежных китайцев в период осуществления политики реформ и открытости, а также взаимодействие с ними как фактор экономических успехов КНР в это время.

Хронологические рамки работы не случайно охватывают период осуществления политики реформ Дэн Сяопина: 1978-2008 гг. (условное «тридцатилетие реформ», выделяемое китайскими учёными). К началу периода реформ китайская диаспора, которой к тому времени уже насчитывалось, по разным оценкам, от 24 до 30 млн., накопила огромный экономический и творческий потенциал, и этот потенциал оказался востребованным для обновления Китая, превращения его в могущественную современную державу.

Говоря об актуальности данной работы, стоит отметить, что тридцать лет понадобилось КНР, чтобы понять такие истины как: невозможно перескакивать через исторические этапы; нельзя строить новое общество, полагаясь лишь на субъективные воззрения пусть даже гениального руководителя; для перехода от одной исторической стадии к другой необходима подготовка соответствующих социально-экономических и политических предпосылок; бесперспективным является путь той страны, которая живет не логикой законов, а волей отдельных лиц. Тридцать трудных лет для трудолюбивого и добросовестного китайского народа, отказывающего себе в самых элементарных удобствах жизни во имя достижения «великой цели», послушно идущего на сомнительные экономические и политические эксперименты. Конечно, политика КНР по отношению к зарубежным соотечественникам является интеграционной частью  успеха. Поэтому, исследование данного вопроса поможет установить факторы, которые способствовали успешному привлечению зарубежных соотечественников к реформам своей страны.

Хотелось бы подчеркнуть полезность изучения китайского опыта сотрудничества с зарубежной общиной для новой России. Ведь в бывших союзных республиках находятся значительные по численности русскоговорящие меньшинства, тесно связанные с Россией национальной принадлежностью, недавним общим прошлым, культурой, экономическими и, наконец, родственными отношениями. Эти меньшинства в сочетании с предыдущими волнами эмиграции из царской России и Советского Союза образуют многомиллионную диаспору, сотрудничество с которой, в принципе чрезвычайно полезное и даже необходимое для России, пока еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому, безусловно, опыт политики Китая по отношению к зарубежным соотечественников является неотъемлемой частью будущего благосостояния России.

Политика Пекина в китайском зарубежье заслуживает самого серьезного внимания с нашей стороны еще и по другим соображениям. Вполне возможно, что в не столь отдаленном будущем перед нами встанет вопрос о допуске в Россию значительного контингента китайцев. Уже сейчас, количество хуацяо в России растёт с каждым днём. Поэтому нам важно представить себе, какова модель их поведения, какую позицию они занимают, и какие цели преследует китайское правительство.

Далее, диаспора играет поистине незаменимую роль в стремительном возвышении Китая и, следовательно, в укреплении его международных позиций. Не поняв, что значит для КНР ее зарубежье, как строятся отношения материка с диаспорой, мы не сможем получить достаточно полной картины движения Китая вперед.

Анализ политики КНР в отношении этнических китайцев вне пределов страны в период реформ (конкретно в 1978-2008 гг.) и является целью данной работы. Задачи, которые способствуют достижению поставленной цели, заключаются в рассмотрении идеологических, правовых и организационных  аспектов политики КНР в отношении зарубежных китайцев, процессов привлечения зарубежных китайцев к реализации политики реформ и вопроса, взаимодействия зарубежных китайцев и китайской культуры.

Если говорить о степени изученности данного вопроса, можно отметить, что количество работ по данной тематике в отечественной историографии, в целом, позволяет раскрыть теоретическую часть данного вопроса. Следует выделить написанную более двух десятков лет назад статью С.Н. Гончарова («Зарубежные китайцы и программа «четырех модернизаций» КНР»). В данной статье имеется анализ первых значительных результатов тесного сотрудничества правительства КНР с зарубежными китайцами во время проведения «политики открытости». Автор отметил определенный успех в экономическом сотрудничестве с ними, который по объему и по своим формам являлся беспрецедентным не только для периода существования КНР, но и для всей китайской истории того времени, кроме того, указал и на трудности, с которыми пришлось столкнуться КНР при проведении «открытой политики».  

Данной тематике также посвящена работа Г.А. Степановой («О некоторых тенденциях в политике руководства КНР в отношении зарубежных соотечественников  в последние годы). В своей работе автор осветила наиболее важные направления политики руководства КНР в отношении  хуацяо, а также отметила усиление и расширение сфер работы с эмигрантами и реэмигрантами внутри страны в начале XXI в.

Одной из наиболее полных работ, посвященных анализу взаимоотношений Китая с диаспорой, является работа Ларина А.Г. («Китай и зарубежные китайцы»). В данной работе автор также осветил процессы внешней миграции, вопрос «китайской угрозы» и нелегальной эмиграции и т.д.

Среди литературы по данной тематике на английском языке, можно выделить работу Брукса Г. («Внутренняя миграция в современном Китае»), где автор затрагивает общие процессы движения зарубежных соотечественников. Немаловажную роль в более точном раскрытии вопроса о политики привлечения инвестиций со стороны зарубежных соотечественников, сыграла работа Скелдона Р. («Современная история Китая»).

При написании  работы использовались источники на китайском языке: нормативные акты КНР и постановления Госсовета в отношении эмигрантов и реэмигрантов, статьи из газет китайских СМИ, а также официальная информация, размещённая на Интернет-сайтах различных государств и общественных организаций.

Основная часть квалификационной работы подразделяется на три главы. Первая глава исследует идеологические, правовые и организационные аспектам политики КНР в отношении зарубежных соотечественников и подразделяется на три параграфа. Вторая глава, исследующая анализ привлечения зарубежных соотечественников к реализации политики реформ в Китае и третья глава, посвящённая зарубежным китайцам и китайской культуре, подразделены на два параграфа.

Сделаем необходимые уточнения по поводу объекта исследования и приведем определения некоторых важнейших понятий,  фигурирующих в китайских документах и литературе по теме данной работы.

Иногда в нашей и зарубежной литературе к числу зарубежных («заморских») китайцев относят жителей Сянгана, Аомэня и Тайваня. В данной работе политика Пекина в отношении этих территорий не рассматривается, поскольку Сянган и Аомынь с 1997 г. и 1998 г. соответственно входят в состав КНР, а Тайвань также признан мировым сообществом, в том числе Россией, в качестве части КНР. Однако в целом ряде статистических материалов данные об инвестициях и миграционных потоков из Сянгана и Аомэня упоминаются наравне с данными о китайцах, проживающих за пределами собственно Китая – с соответствующими оговорками такая статистика используется и в данной работе. Однако, прежде всего, в центре настоящего исследования находятся общины хуацяо, проживающее вне «большого Китая» - прежде всего в странах ЮВА, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии.

В числе зарубежных китайцев целесообразно рассматривать и китайских студентов, обучающихся за границей - работа с молодежью, получающей или уже получившей заграничное образование, неразрывно связана со всей политикой Пекина в отношении диаспоры и является важнейшей частью этой политики.

Касаясь использованной терминологии, важно отметить, что лица китайского происхождения, проживающие в других странах, делятся на несколько категорий: «хуацяо» (华侨) - китайский гражданин, постоянно проживающий за границей»; «вайцзи хуажэнь» (外籍华人) - букв. «китайцы с иностранным гражданством», сокращ. - хуажень; «хуа-и» (华裔) - букв. «потомки китайцев», т.е. живущие за рубежом лица китайского происхождения, «гуйцяо» (归侨) - хуацяо, вернувшиеся на постоянное жительство на родину, реэмигранты; «цяоцзюань» (桥就按) - родственники эмигрантов-хуацяо и реэмигрантов-гуйцяо, проживающие в Китае.

Информация о работе Политика Китая в отношении зарубежных соотечественников