Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:00, дипломная работа
Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.
Введение ...……………….........................…………………………………………..3
1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР
в отношении зарубежных соотечественников……………………………….…..8
1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных
китайцев………………………………………………………………………...8
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,
занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…13
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных
соотечественников…………………………...……………………………….20
2 Привлечение зарубежных соотечественников к реализации политики
реформ в Китае………………….………………………………………………..27
2.1 Политика привлечения инвестиций со стороны зарубежных
соотечественников.…..……………..………………………………………...27
2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных
соотечественников……...……………………………………………….........31
3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37
3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных
соотечественников..…………………………………………………………..37
3.2 Создание Институтов Конфуция как пример политики КНР,
направленной на распространение и популяризацию китайского языка и
культуры среди зарубежных соотечественников……...………………...…40
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………....53
Приложение А………………………………………………………………………59
Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59
Приложение Б………………………………………………………………………60
Структура занятости китайских граждан на Дальнем Востоке…………………60
Приложение В………………………………………………………………………61
Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61
Приложение Г………………………………………………………………………63
Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда
в РФ………………………………………………………………………………….63
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра истории китайской цивилизации |
Бахвалова Юлия Артуровна |
ПОЛИТИКА КНР В ОТНОШЕНИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ |
(1978-2008гг.) |
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
по основной образовательной программе подготовки бакалавров
по направлению 032300.62 - регионоведение
Студент группы 544-км __________________ Руководитель ВКР ______________________ _______________ ____________________ (подпись) «______»________________ 200 г.
| |
Защищена в ГАК с оценкой ______________
Секретарь ГАК ____________ _________________ подпись
«_____» ________________ 20 г.
| «Допустить к защите» Заведующий кафедрой __________________ ______________ ______________________ (подпись) «______»________________ 20 г |
г. Владивосток
2011
Введение ...……………….....................
1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР
в отношении зарубежных соотечественников……………………………….
1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных
китайцев…………………………………………………………
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,
занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…1
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных
соотечественников…………………………...
2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных
соотечественников……...……………………
3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37
3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных
соотечественников..……………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение А………………………………………………………………………59
Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59
Приложение Б………………………………………………………………………60
Приложение В………………………………………………………………………61
Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61
Приложение Г………………………………………………………………………63
Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда
в РФ…………………………………………………………………………
Введение
Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.
Правительство Китая – будь то Цинская империя, или Китайская республика, или КНР - никогда не было безразличным к судьбе китайской эмиграции. В меру своих возможностей оно всегда стремилось добиться понижения барьеров для въезда эмигрантов в ту или иную страну, облегчить условия их существования на чужбине, укрепить их связи с этнической родиной. Исключение составили годы «культурной революции», когда эмигранты рассматривались как носители враждебной идеологии. Однако с конца 70-х годов прошлого века – с того момента, когда страна вступила на путь реформ и открытости внешнему миру – в политике Пекина по отношению к зарубежным китайцам произошел крутой перелом, выраженный возрастающим интересом китайских властей к соотечественникам за границей. Это проявляется в официальных документах, в выступлениях высших руководителей Китая, а также в организации практических мероприятий. Таким образом, предметом моего исследования является политика китайского руководства в отношении зарубежных китайцев в период осуществления политики реформ и открытости, а также взаимодействие с ними как фактор экономических успехов КНР в это время.
Хронологические рамки работы не случайно охватывают период осуществления политики реформ Дэн Сяопина: 1978-2008 гг. (условное «тридцатилетие реформ», выделяемое китайскими учёными). К началу периода реформ китайская диаспора, которой к тому времени уже насчитывалось, по разным оценкам, от 24 до 30 млн., накопила огромный экономический и творческий потенциал, и этот потенциал оказался востребованным для обновления Китая, превращения его в могущественную современную державу.
Говоря об актуальности данной работы, стоит отметить, что тридцать лет понадобилось КНР, чтобы понять такие истины как: невозможно перескакивать через исторические этапы; нельзя строить новое общество, полагаясь лишь на субъективные воззрения пусть даже гениального руководителя; для перехода от одной исторической стадии к другой необходима подготовка соответствующих социально-экономических и политических предпосылок; бесперспективным является путь той страны, которая живет не логикой законов, а волей отдельных лиц. Тридцать трудных лет для трудолюбивого и добросовестного китайского народа, отказывающего себе в самых элементарных удобствах жизни во имя достижения «великой цели», послушно идущего на сомнительные экономические и политические эксперименты. Конечно, политика КНР по отношению к зарубежным соотечественникам является интеграционной частью успеха. Поэтому, исследование данного вопроса поможет установить факторы, которые способствовали успешному привлечению зарубежных соотечественников к реформам своей страны.
Хотелось бы подчеркнуть полезность изучения китайского опыта сотрудничества с зарубежной общиной для новой России. Ведь в бывших союзных республиках находятся значительные по численности русскоговорящие меньшинства, тесно связанные с Россией национальной принадлежностью, недавним общим прошлым, культурой, экономическими и, наконец, родственными отношениями. Эти меньшинства в сочетании с предыдущими волнами эмиграции из царской России и Советского Союза образуют многомиллионную диаспору, сотрудничество с которой, в принципе чрезвычайно полезное и даже необходимое для России, пока еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому, безусловно, опыт политики Китая по отношению к зарубежным соотечественников является неотъемлемой частью будущего благосостояния России.
Политика Пекина в китайском зарубежье заслуживает самого серьезного внимания с нашей стороны еще и по другим соображениям. Вполне возможно, что в не столь отдаленном будущем перед нами встанет вопрос о допуске в Россию значительного контингента китайцев. Уже сейчас, количество хуацяо в России растёт с каждым днём. Поэтому нам важно представить себе, какова модель их поведения, какую позицию они занимают, и какие цели преследует китайское правительство.
Далее, диаспора играет поистине незаменимую роль в стремительном возвышении Китая и, следовательно, в укреплении его международных позиций. Не поняв, что значит для КНР ее зарубежье, как строятся отношения материка с диаспорой, мы не сможем получить достаточно полной картины движения Китая вперед.
Анализ политики КНР в отношении этнических китайцев вне пределов страны в период реформ (конкретно в 1978-2008 гг.) и является целью данной работы. Задачи, которые способствуют достижению поставленной цели, заключаются в рассмотрении идеологических, правовых и организационных аспектов политики КНР в отношении зарубежных китайцев, процессов привлечения зарубежных китайцев к реализации политики реформ и вопроса, взаимодействия зарубежных китайцев и китайской культуры.
Если говорить о степени изученности данного вопроса, можно отметить, что количество работ по данной тематике в отечественной историографии, в целом, позволяет раскрыть теоретическую часть данного вопроса. Следует выделить написанную более двух десятков лет назад статью С.Н. Гончарова («Зарубежные китайцы и программа «четырех модернизаций» КНР»). В данной статье имеется анализ первых значительных результатов тесного сотрудничества правительства КНР с зарубежными китайцами во время проведения «политики открытости». Автор отметил определенный успех в экономическом сотрудничестве с ними, который по объему и по своим формам являлся беспрецедентным не только для периода существования КНР, но и для всей китайской истории того времени, кроме того, указал и на трудности, с которыми пришлось столкнуться КНР при проведении «открытой политики».
Данной тематике также посвящена работа Г.А. Степановой («О некоторых тенденциях в политике руководства КНР в отношении зарубежных соотечественников в последние годы). В своей работе автор осветила наиболее важные направления политики руководства КНР в отношении хуацяо, а также отметила усиление и расширение сфер работы с эмигрантами и реэмигрантами внутри страны в начале XXI в.
Одной из наиболее полных работ, посвященных анализу взаимоотношений Китая с диаспорой, является работа Ларина А.Г. («Китай и зарубежные китайцы»). В данной работе автор также осветил процессы внешней миграции, вопрос «китайской угрозы» и нелегальной эмиграции и т.д.
Среди литературы по данной тематике на английском языке, можно выделить работу Брукса Г. («Внутренняя миграция в современном Китае»), где автор затрагивает общие процессы движения зарубежных соотечественников. Немаловажную роль в более точном раскрытии вопроса о политики привлечения инвестиций со стороны зарубежных соотечественников, сыграла работа Скелдона Р. («Современная история Китая»).
При написании работы использовались источники на китайском языке: нормативные акты КНР и постановления Госсовета в отношении эмигрантов и реэмигрантов, статьи из газет китайских СМИ, а также официальная информация, размещённая на Интернет-сайтах различных государств и общественных организаций.
Основная часть квалификационной работы подразделяется на три главы. Первая глава исследует идеологические, правовые и организационные аспектам политики КНР в отношении зарубежных соотечественников и подразделяется на три параграфа. Вторая глава, исследующая анализ привлечения зарубежных соотечественников к реализации политики реформ в Китае и третья глава, посвящённая зарубежным китайцам и китайской культуре, подразделены на два параграфа.
Сделаем необходимые уточнения по поводу объекта исследования и приведем определения некоторых важнейших понятий, фигурирующих в китайских документах и литературе по теме данной работы.
Иногда в нашей и зарубежной литературе к числу зарубежных («заморских») китайцев относят жителей Сянгана, Аомэня и Тайваня. В данной работе политика Пекина в отношении этих территорий не рассматривается, поскольку Сянган и Аомынь с 1997 г. и 1998 г. соответственно входят в состав КНР, а Тайвань также признан мировым сообществом, в том числе Россией, в качестве части КНР. Однако в целом ряде статистических материалов данные об инвестициях и миграционных потоков из Сянгана и Аомэня упоминаются наравне с данными о китайцах, проживающих за пределами собственно Китая – с соответствующими оговорками такая статистика используется и в данной работе. Однако, прежде всего, в центре настоящего исследования находятся общины хуацяо, проживающее вне «большого Китая» - прежде всего в странах ЮВА, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии.
В числе зарубежных китайцев целесообразно рассматривать и китайских студентов, обучающихся за границей - работа с молодежью, получающей или уже получившей заграничное образование, неразрывно связана со всей политикой Пекина в отношении диаспоры и является важнейшей частью этой политики.
Касаясь использованной терминологии, важно отметить, что лица китайского происхождения, проживающие в других странах, делятся на несколько категорий: «хуацяо» (华侨) - китайский гражданин, постоянно проживающий за границей»; «вайцзи хуажэнь» (外籍华人) - букв. «китайцы с иностранным гражданством», сокращ. - хуажень; «хуа-и» (华裔) - букв. «потомки китайцев», т.е. живущие за рубежом лица китайского происхождения, «гуйцяо» (归侨) - хуацяо, вернувшиеся на постоянное жительство на родину, реэмигранты; «цяоцзюань» (桥就按) - родственники эмигрантов-хуацяо и реэмигрантов-гуйцяо, проживающие в Китае.
Информация о работе Политика Китая в отношении зарубежных соотечественников