Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:00, дипломная работа
Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.
Введение ...……………….........................…………………………………………..3
1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР
в отношении зарубежных соотечественников……………………………….…..8
1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных
китайцев………………………………………………………………………...8
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,
занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…13
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных
соотечественников…………………………...……………………………….20
2 Привлечение зарубежных соотечественников к реализации политики
реформ в Китае………………….………………………………………………..27
2.1 Политика привлечения инвестиций со стороны зарубежных
соотечественников.…..……………..………………………………………...27
2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных
соотечественников……...……………………………………………….........31
3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37
3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных
соотечественников..…………………………………………………………..37
3.2 Создание Институтов Конфуция как пример политики КНР,
направленной на распространение и популяризацию китайского языка и
культуры среди зарубежных соотечественников……...………………...…40
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………....53
Приложение А………………………………………………………………………59
Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59
Приложение Б………………………………………………………………………60
Структура занятости китайских граждан на Дальнем Востоке…………………60
Приложение В………………………………………………………………………61
Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61
Приложение Г………………………………………………………………………63
Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда
в РФ………………………………………………………………………………….63
Со времени начала осуществления политики реформ и открытости в Китае, т.е. почти за 25 лет, за границу выехали более 580 тыс. человек[20]. В настоящее время количество китайцев, обучающихся более чем в 100 странах мира, составляет около 400 тыс. человек[21]. Наибольшее количество молодежи получает образование в США и Европе. 64 тыс. китайских студентов обучается в вузах Японии, более 10 тыс. - в России[22]. По некоторым данным, Китай является лидером в мировом масштабе по количеству студентов, получающих образование за рубежом. С каждым годом количество китайских студентов, выезжающих за рубеж для получения образования, возрастает на 13%. Из некоторых городов и регионов Китая - а именно из Пекина, Шанхая, провинций Гуандун, Ляонин и Сычуань - эта цифра еще больше и составляет ежегодно 20%[23].
Представляется, что о той значимости, которая придается в настоящее время в Китае вопросам обучения молодежи за рубежом и возвращения ее обратно, свидетельствует факт, что с программными заявлениями по этому поводу выступают высшие руководители страны. В частности, этим вопросам была посвящена пространная речь Ху Цзиньтао в октябре 2003 г. на торжественном собрании по случаю 90-й годовщины Общества однокашников, обучавшихся в Европе и Америке. В ней отмечалось, что практика обучения китайцев заграницей уже имеет 130-летнюю историю, что не одно поколение, получив образование за рубежом, по возвращении обратно внесло выдающийся вклад ради процветания и могущества Китая.
К числу мероприятий, направленных на сплочение зарубежных соотечественников и привлечение их к участию в выполнении стоящих перед Китаем задач, следуют съезды Ассоциации общественных организаций этнических китайцев - выходцев из Вьетнама, Камбоджи и Лаоса[24].
Ассоциация была создана в Тайбэе в 1983 г. и впервые съезд ее проводился на территории самого Китая. Она объединяет 1,5 млн. китайцев, вынужденных в 70-80-е годы XX века эмигрировать из указанных выше стран и расселиться в 40 с лишним государствах и регионах мира. На 11-м съезде Ассоциации в ноябре 2003 г[25]. В Гуанчжоу присутствовали свыше 1 тыс. китайцев, прибывших из более чем 20 государств - в том числе из США, Канады, Франции, Австралии. Выступивший на съезде с приветственной речью от имени Госсовета Тан Цзясюань заявил, что правительство Китая и впредь будет предоставлять еще большие удобства и условия зарубежным китайским эмигрантам с целью развития обмена и сотрудничества с Китаем в области экономики, науки и техники, культуры и в других областях. Он выразил также надежду на то, что зарубежные соотечественники, включая китайских эмигрантов из Вьетнама, Камбоджи и Лаоса, будут продолжать проявлять заботу и поддержку, принимать активное участие в строительстве социалистической модернизации в Китае.
Рассмотрение вопроса о работе с зарубежными соотечественниками на заседании ПК Госсовета летом 2004 г. также свидетельствует о том, что этому вопросу придается большое значение[26]. В отчете Канцелярии Госсовета по делам хуацяо, который был заслушан на заседании, отмечалось, что в последние несколько лет отводилась важная роль установлению тесных контактов с зарубежными китайскими эмигрантами, стимулированию их для участия в экономическом строительстве и содействия объединению Китая. Отмечалось также, что посольствами и консульствами Китая заграницей была проведена в соответствии с законом эффективная работа по защите законных прав и интересов зарубежных китайцев.
Подчеркивая тот факт, что ЦК КПК и Госсовет всегда уделяют серьезное внимание работе по делам зарубежных соотечественников, на заседании было рекомендовано правительствам различных ступеней усилить и еще лучше выполнять эту работу, а именно: усилить работу по воспитанию китайской культуре, вести подготовительную работу по созданию «Китайского фонда воспитания (образования) китайской культуре за рубежом». Рекомендовалось усилить работу по привлечению зарубежных кадров и работников интеллектуального труда; привлекать и оказывать поддержку зарубежным китайцам - специалистам для возвращения на Родину и основания производства (бизнеса); еще дальше претворять в жизнь соответствующие постановления Госсовета, поддерживать реформу и развитие фермерских хозяйств зарубежных китайцев, улучшать условия жизни и производства вернувшимся на Родину; полностью развернуть особую роль соотечественников за рубежом в содействии великому делу мирного объединения Китая.
Следует отметить, что особую категорию населения Китая составляют реэмигранты. Их количество оценивается приблизительно в 30 млн. человек, и им, как и зарубежным китайцам, уделяется достаточно большое внимание. В известной мере их можно расценивать как зарубежных китайцев, поскольку у них сохранились самые тесные связи с зарубежной диаспорой[27].
«Родиной» китайских эмигрантов, как и реэмигрантов, в основном являются южные провинции Китая - Фуцзянь и Гуандун. Например, 10 млн. выходцев из провинции Фуцзянь составляют почти 1/3 всех китайских эмигрантов за рубежом[28]. В провинции Фуцзянь в настоящее время проживают более 6 млн. реэмигрантов. Если в целом по стране капиталы зарубежных китайцев составляют 60% от общей суммы вложенных в предприятия иностранных капиталов, то в провинции Фуцзянь эта цифра еще выше и составляет 70%[29].
Данную категорию населения объединяет Всекитайская ассоциация реэмигрантов. На 7-ом съезде этой организации в июле 2004г. прибыло около 1 тыс. представителей эмигрантских кругов со всего Китая, а также более 100 специально приглашенных из-за рубежа эмигрантов[30]. Присутствие на открытии этого, казалось бы, рядового съезда общественной организации представителей высшего партийного руководства страны - членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК в полном составе во главе с Ху Цзиньтао, а также ряда других руководителей КПК и государства, подтверждает большую заинтересованность руководства страны в привлечении и использовании этого специфического контингента.
На съезде были обнародованы решения Канцелярии Госсовета по делам хуацяо, Министерства кадров КНР и Всекитайской ассоциации реэмигрантов о поощрении выдающихся представителей эмигрантских кругов, реэмигрантов и их родственников. В полном соответствии с установками КПК был выдержан и отчетный доклад Ассоциации, зачитанный на съезде ее председателем: «Организовываться, активизироваться, полностью привести в движение активность широких слоев реэмигрантов, их родственников и зарубежных соотечественников, вложить силы в дело всестороннего построения общества среднего достатка»[31].
Приведенные выше факты свидетельствуют об усилении и расширении сфер работы с китайскими эмигрантами в последние несколько лет.
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных соотечественников
Политика КНР в отношении хуацяо осуществляется в правовых рамках, определяемых рядом государственных законов и решений высшего партийного руководства. Среди них особенно выделяется «Закон об охране прав реэмигрантов и родственниках эмигрантов», о котором подробнее будет изложено ниже. Нормативная база политики КНР в отношении хуацяо начала складываться с первых дней осуществления политики реформ и открытости.
Одновременно с рядом мер по «исправлению перегибов» в конце 70-х – начале 80-х годов органы по делам зарубежных китайцев разработали ряд постановлений, призванных создать льготное положение в КНР реэмигрантам, родственникам эмигрантов и самим зарубежным китайцам. Были приняты постановления о первоочередном решении жилищных проблем реэмигрантов и родственников эмигрантов и о льготных условиях трудоустройства их детей[32].Молодые реэмигранты и проживающие в Китае родственники зарубежных китайцев стали иметь право поступать в высшие и средние учебные заведения страны, набрав на вступительных экзаменах балл, несколько ниже проходного. Если оба супруга являлись реэмигрантами, то на протяжении 6 лет с момента их прибытия на жительство в КНР им позволялось заводить второго ребенка. Были упрощены правила въезда и выезда для зарубежных китайцев: с 1 августа 1985 г. хуацяо, прибывающие в КНР, были вообще избавлены от обязанности оформлять въездные визы. Начиная с 1984 г. зарубежные китайцы платили за билеты на внутренних авиалиниях КНР ту же цену, что и граждане КНР, хотя иностранцы – значительно больше.
Политологи подчеркивают важность для анализа политической роли диаспор не только характерного для них осознания себя как части народа, проживающего в ином государстве, но и «наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или ее символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности»[33]. С юридической точки зрения важен правовой статус лиц, составляющих диаспору. Какую-то ее часть всегда составляют граждане, постоянно проживающие за рубежом, остальные – лица, которые по каким-либо причинам утратили гражданство либо никогда не имели его, но гражданством данного государства обладали (обладают) их предки/потомки или иные родственники и в силу этого они осознают себя как часть народа, проживающего в другом государстве. Соответственно взаимодействие государства с разными частями диаспоры строится различным образом. В отношении постоянно проживающих за рубежом граждан государство обладает большим набором инструментов воздействия, чем в отношении других категорий.
К политическим обязанностям относятся обязанности защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны, соблюдать конституцию и законы, хранить государственную тайну, соблюдать общественный порядок, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию.
В экономической и социально-культурной сфере закреплено право на труд, отдых, пенсионное обеспечение по старости, в случае болезни и нетрудоспособности, право собственности и наследования, право на образование, научно-исследовательскую деятельность, литературно-художественное творчество и деятельности в других областях культуры. Что касается права собственности, которым наделены как китайские граждане, так и иностранцы, то оно не упоминается в главе II «Основные права и обязанности граждан», а регулируется в главе I «Общие положения» в связи с регулированием экономической системы Китая и форм собственности[34]. Таким образом, в конституционной характеристике права собственности и наследования акцент сделан на его общественной функции, что соответствует доминированию коллективистских начал в жизни Китая. Это также показывает, что для законодателя важно право собственности не как часть правового статуса граждан и иностранцев, а как элемент экономической системы, и главная задача данных норм - определение места личной и частной собственности в социалистическом экономическом механизме.
Значение наличия на конституционном уровне отдельных положений, посвященных правовому статусу китайцев, проживающих за границей. Ст.50 Конституции КНР 1982 г. гласит: «КНР охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев-репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей». Кроме того, в статьях о правовом статусе ВСНП и Государственного совета также имеется упоминание о данной категории лиц: в соответствии со ст.70 ВСНП создает специальную комиссию по делам китайцев, проживающих за границей, а п. 12 ст. 89 устанавливает, что Государственный Совет «охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, охраняет права и законные интересы китайцев, вернувшихся из-за границы и их семей»[35].
В январе 1991 года в силу вступил «Закон о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников китайских эмигрантов»[36]. Согласно этому документу, реэмигранты и родственники китайских эмигрантов пользуются правами и исполняют обязанности граждан, определенные конституцией и законами КНР, и никакая организация или частное лицо не должны их дискриминировать. Сообразно с реальной обстановкой и учетом особенностей, государство обеспечивает реэмигрантам и родственникам китайских эмигрантов надлежащую заботу, конкретные способы которой определяются Госсоветом или соответствующими органами Госсовета. Представителям реэмигрантов обеспечивается определенная квота в ВСНП (2) и в местных собраниях народных представителей тех районов, где проживает сравнительно большое число реэмигрантов. Им разрешено создавать общественные коллективы и вести общественную деятельность; созданное этими коллективами имущество охраняется законом.
Народные правительства всех ступеней должны оказывать поддержку общественному делу, организуемому в стране реэмигрантами и родственниками китайских эмигрантов. При использовании на общее благо материалов и средств, подаренных добровольно реэмигрантами и их родственниками, которые, в свою очередь, получили их от родственников из-за рубежа в соответствии с установленной государством процедурой, реэмигранты и родственники китайских эмигрантов "пользуются льготным обслуживанием", а именно - платят более низкие пошлины либо освобождаются от таможенных налогов.
Государство охраняет частную собственность реэмигрантов и их родственников. В частности, сохраняются их денежные переводы, право наследования, разрешено принимать завещанное, дарованное или отказанное им родственниками из-за рубежа имущество, а также делить его, если оно находится за границей. Они также имеют право на юридическую защиту своих связей с зарубежными родственниками и друзьями. Законом устанавливается льготный режим зарубежных поездок указанных категорий лиц, особенно в случаях острой необходимости их срочного выезда ввиду болезни или смерти близких родственников для урегулирования вопросов наследования имущества. Реэмигранты или родственники китайских эмигрантов пользуются правом переселения за рубеж на постоянное жительство, в частности, после ухода в отставку или выхода на пенсию. Они также получают льготы от государства при выезде за границу для получения образования за собственный счет. В законе сказано, что государство защищает справедливые права реэмигрантов и родственников китайских эмигрантов за рубежом сообразно с заключенными КНР международными договорами и в соответствии с международной практикой[37].
Органы по работе с китайцами, проживающими за рубежом, разработали ряд мер, призванных создать льготные условия для реэмигрантов. В качестве практических шагов для них были восстановлены некоторые привилегии: осуществлена частичная либерализация выезда за границу, разрешена выплата денежных переводов, упрощены правила въезда в КНР, что серьезно укрепило доверие зарубежных китайцев к новому руководству Китая.
С точки зрения КНР зарубежные китайцы далеко не однородное явление. Поскольку в силу исторических обстоятельств после 1949 г. Китай оказался расколотым, и руководство КНР предпринимало различные усилия для воссоединения, правовое регулирование в отношении зарубежных китайцев было дифференцированным. Особую категорию составляли и составляют «соотечественники с Тайваня». На уровне текущего законодательства при установлении льгот о них обычно упоминается особо. Так, например, в Специальных Экономических Зонах (далее СЭЗ) действует упрощенный режим въезда и выезда для соотечественников с Тайваня. Китайцы из Тайваня пользуются правом безвизового въезда по предъявлению приглашения или его копии (в отличие, например, от иностранных граждан, которые должны получить визу в соответствующих зарубежных китайских учреждениях (с территории КНР въезд в СЭЗ для них свободный). Оценить эту льготу можно с позиций, например, граждан КНР, для которых перемещение между зонами и внутренними районами ограничивается (например, въезд в Шэньчжэнь возможен лишь по пропускам).
Информация о работе Политика Китая в отношении зарубежных соотечественников