Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:00, дипломная работа
Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.
Введение ...……………….........................…………………………………………..3
1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР
в отношении зарубежных соотечественников……………………………….…..8
1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных
китайцев………………………………………………………………………...8
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,
занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…13
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных
соотечественников…………………………...……………………………….20
2 Привлечение зарубежных соотечественников к реализации политики
реформ в Китае………………….………………………………………………..27
2.1 Политика привлечения инвестиций со стороны зарубежных
соотечественников.…..……………..………………………………………...27
2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных
соотечественников……...……………………………………………….........31
3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37
3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных
соотечественников..…………………………………………………………..37
3.2 Создание Институтов Конфуция как пример политики КНР,
направленной на распространение и популяризацию китайского языка и
культуры среди зарубежных соотечественников……...………………...…40
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………....53
Приложение А………………………………………………………………………59
Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59
Приложение Б………………………………………………………………………60
Структура занятости китайских граждан на Дальнем Востоке…………………60
Приложение В………………………………………………………………………61
Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61
Приложение Г………………………………………………………………………63
Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда
в РФ………………………………………………………………………………….63
На Западе не прекращаются дискуссия о причинах феноменального развития Китая. Одни исследователи обращают внимание на прагматизм китайских лидеров. Реформы в Китае были направлены не на приватизацию государственных предприятий, как это происходило в России, а, прежде всего, на создание частного бизнеса. Другие подчеркивают влияние древней конфуцианской морали на все стороны жизни китайцев, а также роль неблагоприятных природных условий на формирование таких качеств, как коллективизм, сплоченность, дисциплинированность и терпение. И все согласны в том, что значительный вклад в развитие страны оказала китайская диаспора[1].
Главной задачей КНР в конце 70-х годов прошлого столетия являлось осуществление программы «четырех модернизаций». Важным методом осуществления этой программы стала «открытая политика» (кайфан чжэнцэ, 开放政策) – курс на всемерное расширение сотрудничества с зарубежными странами для получения от них капиталовложений, передовой техники и технологий, опыта управления экономикой. В свою очередь в рамках проведения «открытой политики» особая роль отводилась южным провинциям Гуандун и Фуцзянь, которые получили значительную самостоятельность в финансовой области и большие полномочия в экономической деятельности. Выступая в начале 1985 г. на XI заседании ПК ВСНП шестого созыва, секретарь ЦК КПК Гу Му подчеркнул, что такое решение в немалой степени было продиктовано «обилием связей с зарубежными китайцами» в Гуандуне и Фуцзяни[2]. Некоторые общие сведения о численности зарубежных китайцев и экономическом потенциале, которым они располагали на тот период времени, позволяют понять, почему руководство КНР придавало развитию сотрудничества с ними столь серьезное значение.
На начало 1980-х годов по всему миру насчитывалось по разным оценкам, от 24 до 30 млн. зарубежных китайцев. В КНР насчитывалось около 1 млн. «реэмигрантов» и более 20 млн. «родственников эмигрантов». Именно через них налаживались и поддерживались разнообразные связи с общинами зарубежных китайцев. Районы повышенной концентрацией зарубежных китайцев и их родственников именуют «родными местами хуацяо» (цяосян, 侨乡). Именно здесь проводилась основная работа по привлечению зарубежных китайцев к сотрудничеству с КНР.
За период после окончания Второй Мировой войны зарубежные китайцы заняли весьма прочные экономические позиции в странах своего проживания. Так, в середине 1983 г. из 12 крупнейших банкиров – обладателей личных капиталов мира, пятеро были китайского происхождения, причем капитал каждого из них превышал 1 млрд. долл. В конце 1970-х годов вклады зарубежных китайцев в банках Нью-Йорка составляли 10 800 млн. долл., а в банках Сан-Франциско – 6700 млн. долл. Принадлежавшие им компании, фирмы, банки держали под своим контролем капитал до 300 млрд. долл[3].
Использование значительного экономического потенциала зарубежных соотечественников, безусловно, могло бы явиться существенным фактором ускорения реализации программы «четырех модернизаций». Однако необходимым предварительным условием для сотрудничества с зарубежными китайцами должно было стать исправление «перегибов и несправедливостей»[4], допущенных в отношении реэмигрантов и родственников эмигрантов, а также находящейся в КНР собственности зарубежных китайцев за период «культурной революции».
Итак, в конце 70-х годов по окончании ожесточенных репрессий в отношении родственников хуацяо во времена «культурной революции» руководителям КНР Дэн Сяопину, Ли Сяньняню, Ляо Чэнчжи и др. удалось вернуть политике в отношении зарубежных китайцев конструктивный характер, отвечающий целям провозглашенной в тот период модернизации страны. Большинство структур, ведавших связями с диаспорой, были восстановлены, открылись созданные для эмигрантов учебные заведения.
В конце 1977 г. Дэн Сяопин заявил, что декларируемая теория в годы «культурной революции» теория «заморских связей», послужившая предлогом для репрессий против «родственников эмигрантов», является реакционной, и Китаю необходимо как можно больше таких связей. В дальнейшем это высказывание стало основанием для работы по «исправлению перегибов», которые были объявлены «левацким уклоном»[5]. Особое значение имело состоявшееся в мае 1981 г. Всекитайское совещание по работе с хуацяо внутри страны, на котором было подчеркнуто, что преступным и наказуемым «левацким уклоном» являются любые действия, направленные на подрыв «сбережения и развития горячего патриотизма хуацяо и их любви к родным местам»[6]. После этого работу по «исправлению перегибов» стали вести энергичнее.
В дальнейшем вся работа с диаспорой также велась с опорой на авторитет Дэн Сяопина. Основной пафос его работ составляет мысль о том, что эмигранты с китайским гражданством – это часть единой великой китайской нации со своей исторической миссией. Дэн Сяопин говорил: «соотечественники на материке, на Тайване, в Сянгане и Аомэне, а также заморские хуацяо – все они сыновья и внуки китайской нации. Мы должны бороться вместе, добиться объединения родины и расцвета нации»[7].
Заслуживает также внимания такой тезис Дэн Сяопина: «Если говорить о Китае, возможностей для значительного строительства у него не так уж много. Однако, в отличие от других стран мира, у него есть свои особые возможности. Например, у нас есть несколько десятков миллионов патриотов – соотечественников за морем, они уже внесли большой вклад в развитие страны»[8].
Говоря о конкретных направлениях сотрудничества с китайским зарубежьем – о привлечении инвестиций, обучении студентов за границей и т.п., Дэн Сяопин, собственно говоря, не открыл ничего принципиально нового: все это уже имело место в истории Китая. Принципиальная новизна подхода Дэна Сяопина состояла в том, что он вписал зарубежных китайцев с их столь необходимыми для Китая экономическими, финансовыми и интеллектуальными «мощностями» в стратегический план возрождения страны, подняв сотрудничество с диаспорой на уровень первостепенных государственных задач, объявил важнейшей функцией государства служение его зарубежным гражданам.
Этот подход последовательно проводится в жизнь и нынешним руководством Китая. Ст. 15 Конституции КНР торжественно провозглашает: «Китайская Народная Республика защищает законные права и интересы хуацяо». Государство берет на себя обязанность охранять на своей территории их собственность, включая недвижимость, предприятия, банковские вклады, полученное наследство. Хуацяо имеют право беспрепятственно переселяться на родину, приезжать туда на учебу и т.п. В случае нанесения за рубежом ущерба личной безопасности хуацяо, их праву на жительство, праву собственности, благосостоянию, праву наследования и другим законным интересам, китайское правительство защищает их в соответствии с международными обычаями и двусторонними договорами[9].
Из приведенных выше примеров, можно сделать вывод, что укрепляя связи с диаспорой, государство уделяет специальное внимание не только хуацяо, но и реэмигрантам, а также родственникам и тех и других («гуйцяо» и «цзяоцзюань»). Как показатель этого внимания, в стране специально проводятся Всекитайские съезды реэмигрантов и родственников с участием высших руководителей страны. Лидеры КНР неизменно ставят эти две категории граждан в один ряд с эмигрантами-хуацяо как единый объект эмиграционной политики. Придавая большое значение этому специфическому контингенту, китайское правительство еще в 1991 г. приняло специальный «Закон КНР о защите прав реэмигрантов и их родственников». Через 10 лет этот закон был пересмотрен, и в октябре 2001 г. вступил в силу его новый вариант[10] (подробнее см.п. 1.3).
На Всекитайском совещании работников эмиграционной службы в феврале 2005 г. в Пекине нынешний лидер КНР Ху Цзиньтао отметил: «У нас есть несколько десятков миллионов заморских соотечественников, населяющих более ста стран и территорий. Они питают особые чувства к Китаю, обладают могучей экономической силой, среди них имеется множество талантливых людей. У нас в стране имеется более 30 млн. реэмигрантов-гуйцяо и родственников - цяоцзюань. Они действуют на различных фронтах и связаны бесчисленными узами с заморскими соотечественниками. История доказала и еще не раз докажет, что широкие массы заморских соотечественников, реэмигрантов-гуйцяо и родственников-цяоцзюань – это важная сила продвижения модернизации страны, в осуществлении полного объединения родины и славного возрождения китайской нации»[11].
Как видно из приведенных выше фактов, документов, высказываний политических деятелей, в период осуществления реформ руководство КНР и, прежде всего, Дэн Сяопин, стало уделять особое внимание сотрудничеству с зарубежной общиной, рассматривать его как часть стратегического плана возрождения страны, подняв сотрудничество с диаспорой на уровень первостепенных государственных задач. В этом и состоит концептуальная политика Пекина по отношению к хуацяо в рассматриваемый период.
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР, занимающиеся делами зарубежных соотечественников
Разбросанная по всем пяти континентам земного шара и насчитывающая приблизительно 35-37 млн. человек (на 1998г.) зарубежная диаспора представляет собой мощный кадровый, финансовый и интеллектуальный резерв Китая[12]. Этому контингенту китайцев уделяется самое пристальное внимание со стороны руководства страны. В последние годы отмечается все возрастающий интерес китайских руководителей к соотечественникам, проживающим заграницей. Это проявляется в официальных документах, в выступлениях высших руководителей Китая, а также в организации практических мероприятий, о чем речь пойдет, ниже.
Слова благодарности и признательности широким слоям зарубежных китайцев за их заботу и помощь в осуществлении модернизации в Китае и в борьбе за единство Родины звучали и в отчетном докладе на XVI съезде КПК в ноябре 2002 г., и в докладах о работе правительства на сессиях ВСНП в 2003-2004 гг. В числе задач, стоящих перед Китаем в перспективе, называется необходимость улучшения работы по делам зарубежных соотечественников, реэмигрантов и их родственников, необходимость полного выявления их роли в содействии объединению Китая и «расцвету наци»[13].
Три центральных госучреждения КНР и две общественные организации официально занимаются вопросами, связанными с зарубежными соотечественниками. Это Канцелярия ВСНП по делам хуацяо, Канцелярия Госсовета по делам хуацяо, Комитет ВК НПКСК по связям с Сянганом, Аомэнем, Тайванем и хуацяо, партия Чжунго Чжигундан (中国致公党) и Всекитайская ассоциация реэмигрантов. Их работа координируется и курируется Центральным комитетом КПК. Делами зарубежных соотечественников занимаются также Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация зарубежных связей, Общество однокашников, обучавшихся в Европе и США, а также ряд других общественных организаций[14].
Связующим мостом между зарубежными китайцами и родиной в поддержании постоянных связей являются их общественные организации, которые создаются повсюду, где есть китайские общины. К примеру, в октябре 2003 г. в Пекине Канцелярией Госсовета по делам хуацяо совместно с Китайской ассоциацией зарубежных связей был проведен всемирный съезд общественных организаций зарубежных китайцев, в котором приняли участие более 300 ответственных лиц от этих организаций, находящихся в 100 государствах и регионах мира, а также более 100 деятелей, занимающихся работой в этой области внутри страны[15].
Устами официальных лиц — министра иностранных дел Тан Цзясюаня и члена ПБ ЦК КПК, председателя Всекитайского комитета НПКСК Цзя Цинлиня от имени руководства Китая во время проведения съезда были отмечены присущие зарубежным эмигрантам чувства патриотизма, энтузиазма и стремления служить Родине, внесенный ими “неизгладимый вклад в дело революции и строительства Китая в различные периоды его истории”, полностью одобрена роль их общественных организаций[16]. Китайская диаспора за рубежом была названа «важной сокровищницей ресурсов китайской нации». В выступлениях вышеуказанных деятелей заявлялось, что коллективное руководство ЦК КПК нового созыва во главе с Ху Цзиньтао и впредь будет уделять серьезное внимание роли широких слоев зарубежных соотечественников, проводить в жизнь установку «служить соотечественникам», заботиться о жизни зарубежных китайцев и защищать их законные интересы, поддерживать их традиции, пропагандировать китайскую культуру, предоставлять зарубежным китайцам еще большие льготы для развития обмена и сотрудничества с Китаем в области экономики, культуры, науки и техники, стимулировать их в выполнении роли «моста»[17].
Официальными представителями руководства, всячески подчеркивалось, что нынешняя международная и внутренняя обстановка предоставляют зарубежной китайской диаспоре редкую возможность проявить себя и развернуть свои возможности. Вступление Китая, в частности, на этап всестороннего строительства общества среднего достатка, продолжение осуществления стратегии масштабного освоения западных районов страны, возрождение старой промышленной базы северо-востока Китая, ускорение развития восточных районов — все это и многое другое создает невиданное по масштабам поле деятельности для китайских эмигрантов. Со вступлением же Китая в ВТО, осуществлением стратегии «наука и образование возродят государство» и других программ, помощь и поддержка зарубежных соотечественников, располагающих высококвалифицированными кадрами в различных областях и имеющих особые преимущества в деле развития Китая, не только желательна, но и необходима. Выражалась надежда на то, что китайские эмигранты используют эти возможности и развернут свои блестящие способности[18].
В последние годы внутри китайской диаспоры наряду с представителями старшего поколения появились новые китайские эмигранты: вместо тех, кто только что получил образование за рубежом и выполнял роль ассистентов преподавателей вузов, помощников инженеров, помощников исследователей в НИИ и т.п. появились молодые и подающие надежды профессора вузов, ученые, адвокаты, предприниматели. Эти представители научно-технической интеллигенции из среды зарубежных китайцев постепенно вливаются в основной костяк общества в странах своего проживания. Китайское руководство полагает, что у этих эмигрантов нового поколения сохраняются идеалы патриотизма, «внесения вклада для Родины»[19].
Во время встречи Цзя Цинлиня с делегатами съезда общественных организаций зарубежных китайцев он выразил благодарность за множество выдвинутых мнений и предложений, что может сыграть важную роль в улучшении работы с китайскими соотечественниками. В то же время им было высказано три пожелания зарубежным китайцам:
1) активно привлекать капиталы, технику и кадры для строительства Китая, оказывать помощь в освоении мирового рынка;
2) как и прежде оказывать поддержку в деле объединения Китая, выступать против независимости Тайваня;
3) соблюдать законы в странах своего проживания, жить в мире и согласии с народом этой страны, содействовать ее экономическому и социальному развитию, способствовать пониманию и дружбе между народом Китая и народами мира.
Можно предполагать, что рекомендации, высказывавшиеся присутствовавшим на съезде представителям общественных организаций зарубежных китайцев, в известной мере отражают далеко идущие планы внедрения своих соотечественников не только в область финансов, торговли, науки, но также со временем и в административно-политические круги стран проживания.
Информация о работе Политика Китая в отношении зарубежных соотечественников