Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:00, дипломная работа
Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.
Введение ...……………….........................…………………………………………..3
1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР
в отношении зарубежных соотечественников……………………………….…..8
1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных
китайцев………………………………………………………………………...8
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,
занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…13
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных
соотечественников…………………………...……………………………….20
2 Привлечение зарубежных соотечественников к реализации политики
реформ в Китае………………….………………………………………………..27
2.1 Политика привлечения инвестиций со стороны зарубежных
соотечественников.…..……………..………………………………………...27
2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных
соотечественников……...……………………………………………….........31
3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37
3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных
соотечественников..…………………………………………………………..37
3.2 Создание Институтов Конфуция как пример политики КНР,
направленной на распространение и популяризацию китайского языка и
культуры среди зарубежных соотечественников……...………………...…40
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………....53
Приложение А………………………………………………………………………59
Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59
Приложение Б………………………………………………………………………60
Структура занятости китайских граждан на Дальнем Востоке…………………60
Приложение В………………………………………………………………………61
Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61
Приложение Г………………………………………………………………………63
Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда
в РФ………………………………………………………………………………….63
1) Организовывать курсы по преподаванию китайского языка и культуры.
2) Проводить научные конференции, симпозиумы и другие мероприятия.
3) Проводить квалификационный экзамен по китайскому языку (HSK) и другие подобные экзамены.
4) Организовывать консультации для желающих учиться в КНР.
5) Организовывать научные стажировки и другие мероприятия на территории КНР.
Первый в мире Институтами Конфуция был открыт в ноябре 2004 года в столице Республики Корея г. Сеуле[77].
В декабре 2007 года в здании Международного Радио Китая состоялась торжественная церемония открытия первого Радио-института Конфуция. В церемонии приняли участие член Госсовета КНР Чэнь Чжили, глава Канцелярии по распространению китайского языка при правительстве КНР Сюй Линь и заместитель министра образования КНР Чжан Синьшэн. Проект по созданию и функционированию Радио-Института Конфуция реализуется при участии Международного Радио Китая и штаб-квартиры институтов Конфуция. Китайский язык в радио-институте Конфуция будет преподаваться на 38 языках народов мира, в том числе и на русском. Преподавание будет осуществляться в рамках радио-уроков Института Конфуция на радио частотах и в режиме он-лайн[78].
Китайское правительство выделяет около 25 миллионов долларов в год на продвижение преподавания китайского языка как иностранного. В целом на это направление до 2010 г. Планируется выделить $ 200 млн . Министерство Образования КНР заявило, что в 2006 г около 40 миллионов человек изучали китайский во всем мире, и ожидается, что к концу 2010 г. Цифра дойдет до 100 миллионов, в том числе через систему КИ[79].
В соответствии с планом Ханьбань, Китай планирует открыть 500 институтов Конфуция к концу 2010 г. На территории России первоначально планировалось открытие трех КИ, однако к сегодняшнему моменту китайская сторона ведет речь о 11-12 Институтах.
В настоящий момент система Конфуцианских институтов показала себя эффективной лишь в тех регионах и странах, где изучение китайского языка традиционно не велось, либо находилось в зачаточном состоянии (ряд африканских стран). В развитых странах (Великобритания, Франция, Германия) система КИ не повлияла на улучшение традиционно высокого качества подготовки. Характерно, что ряд ведущих китаеведческие центры Европы отказались от участия в ИК, сочтя эту систему малоэффективной и способствующей лишь продвижению интересов Китая. По ряду экспертных оценок, систему ИК следует рассматривать как форму государственного лоббирования китайских образовательных стандартов и в целом китайских интересов.
Для развития системы ИК институтов на территории России были отобран ряд университетов Северо-востока Китая (Ляонинский, Даляньский, Шэньянский, Хэйлунцзянский), а также некоторые столичные университеты, которые получили финансирование от министерства образования КНР и Ханьбань. Сегодня в России договоры на открытие ИК подписаны РГГУ, Благовещенским педагогическим университетом, Новосибирским университетом и рядом других[80]. К июлю 2008 г. было создано 262 ИК в 75 странах мира.
Как можно видеть из таблицы, наибольший упор в развитии ИК делается именно на Европу и лишь затем на США и Азию. Учитывая относительно небольшие масштабы Европы по сравнению с другими регионами как в плане территории, так и в количестве населения, такой рост представляется симптоматичным. Учитывая, что ИК, открытие в России, составляют почти 15% от всех Институтов по всей Европе, это является указателем на то, куда направлен основной интерес китайского образовательного расширения. Сегодня по числу как уже существующих ИК, так и находящихся в проекте, России обогнала все европейские страны.
Вместе с этим Россия остается единственной страной, где не существует типовых и нормативных положений развития ИК и других подобных интегрированных учебных заведений.
К концу 2007 г. Конфуцианские институты по всему миру вели более 1500 программ китайского языка и культуры, которые объединяли более 60 тыс. студентов. Такой рост, достигнутый всего лишь за 3 года развития проекта, можно считать беспрецедентным. В рамках ИК читаются более 500 курсов лекций по Китаю. Из 200 университетов, перечисленных в списке ведущих университетов мира, 40 разместили у себя ИК.
К середине 2008 г. Было проведено более 400 выставок, конференций и других мероприятий, которые посетило более 1 млн. чел. За пределами Китая.
В настоящий момент существует две формы, которые используются для развития программы пропаганды китайского языка и культуры через интеграцию в зарубежные системы образования: Конфуцианские институты (Кунцзы сюэюань) и Конфуцианские кабинеты (Кунцзы тан)[81]. Обе структуры по своим формам работы аналогичны, контролируются Ханьбань и действуют по схожим программам. Конфуцианские кабинеты открываются в тех странах или университетах, которые считают невозможным допустить зарубежные образовательные структуры на свою территорию, в частности, во Франции, ряде университетов США и т.д. В России сразу же начали разворачиваться Конфуцианские институты, чья деятельность в основном не регулируется межправительственными соглашениями или ведомственными правилами.
В настоящий момент не существует никакой нормативно-правовой базы, касающейся создания и функционирования КИ на территории России или в рамках отдельных вузов. В целом это касается любых интегрированных учебных заведений в России. Несмотря на то, что Министерство образования и науки РФ согласилось оказывать в целом поддержку сети конфуцианских институтов, никаких соответствующих договоров с китайской стороной не существует. Формально, поскольку с китайской стороны основной финансирующей организацией выступает государственное агентство Ханьбань, которое также утверждает создание каждого отдельного Конфуцианского института, то Конфуцианские институты в России можно рассматривать как подразделения или филиалы государственной китайской организации, что требует соответствующих межправительственных договоров.
В письме руководителям образовательных учреждений РФ от 17 марта 2008 г для служебного пользования «О создании гуманитарных структур зарубежных стран на базе российских образовательных учреждений» от имени руководителя Федерального агентства по образованию отмечается, что практика открытия подобных заведений без международного договора сопровождается нарушением российского и международного законодательства[82]. В связи с этим рекомендовано все вопросы, связанные с открытием на базе российских образовательных учреждений иностранных представительств, согласовывать с Федеральным агентством по образованию.
Формально ИК учреждается совместным договором между российским и китайским вузом при участии Ханьбань. Таким образом, ИК является структурным подразделением университета (как, например, кафедра или научный центр). Никакого нового юридического лица не возникает, соответственно не требуется регистрация ИК и постановка его на учет. По правилам вузов, новое структурное подразделение должно создаваться решением ученого совета вуза, но в случае с ИК это правило неоднократно игнорировалось и ИК учреждался приказом ректора. Поскольку ИК не является юридическими лицом, уставной фонд не формируется.
Вместе с этим китайская сторона настаивает на том, чтобы ИК находился в двойном (совместном) управлении российской и китайской сторонами. Для этого, в соответствии с договорами, предлагаемыми китайской стороной, предлагается создание совета директоров или Правления. Подавляющее большинство российских вузов подписывает именно такую систему управления. Однако, поскольку она целиком противоречит системе управления ИК как структурного подразделения университета, этот пункт договора обычно не выполняется.
По стандартному соглашению, китайская сторона гарантирует командирование в Россию одного-двух преподавателей, а также выделение финансирования для развития структуры (обычно – ок. 100 тыс. дол). В подавляющем большинстве случае финансирование российским ИК выделено не было, в ряде случаев (МГУ) – передано наличными средствами. Со своей стороны российская сторона берет на себя выделение помещения (обычно большой аудитории для преподавания и административного помещения), а также его оборудование. Китайская сторона обеспечивает наглядными пособиями, учебной литературой, аудио- видеоматериалами, поставляемые через китайский вуз-партнера, но финансируемый Ханьбань[83]. Набор слушателей на курсы осуществляется российской стороной. В большинстве случаев со студентов или слушателей взимается оплата за курсы китайского языка.
Финансирование функционирования ИК ведется из внебюджетных средств, заработанных на курсах преподавания языка и культуры, а также из средств, выделенных китайской стороной. Первичное финансирование в любом случае выделяется российским вузом.
Штатная структура ИК, нормативы и формы оплаты сотрудников договором с китайской стороной не оговаривается. Обычная практика такова: преподаватели, присылаемые китайской стороной, обычно зачисляются в штат уже существующих кафедр (обычно кафедры иностранных языков), получая нормативную ставку (старший преподаватель, доцент и т.д.), а также доплату из внебюджетных средств[84]. Одновременно китайское правительство обеспечивает китайских преподавателей дополнительной зарплатой, начисляемой им в Китае в качестве компенсации работы за рубежом. Российский университет предоставляет преподавателям жилье за свой счет.
Преподавание в рамках ИК ведется не в рамках основных учебных программ, а как дополнительные образовательные услуги: курсы повышения квалификации, факультативы, курсы дополнительного образования и т.д[85].
Китайская сторона целиком определяет программы ИК, в том числе программы преподавания языка (обычно сильно расходящиеся с российскими стандартами), а также программы преподавания китайской культуры. Развитие интегрированных учебных заведений со странами восточной Азии и прежде всего Институтов Конфуция происходит на фоне поиска новых форм и введения новых методов подготовки специалистов по Китаю в России и в мире. В настоящий момент в связи с бурным развитием российско-китайских отношений во всех областях образовалась острая нехватка практических, профессионально подготовленных специалистов, способных грамотно и адекватно оценивать перспективность российско-китайских проектов, предоставлять им экспертно-аналитическое сопровождение. Китайская сторона предлагает свою оценку собственной политики и экономики, старясь внедрить ее и среди российских специалистов. Следует также учитывать, что через систему Конфуцианских институтов китайская сторона стремиться готовить кадры, разделяющие именно китайскую оценку ситуации, что не всегда совпадает с российскими политическими и экономическими интересами. В целом активное продвижение Конфуцианских институтов в России объясняется прежде всего приоритетами китайской стороны, а также недостатком профессиональных преподавателей китайского языка и культуры особенно в периферийных российских вузах[86]. В целом создание ИК способствует развитию образовательных отношений между Россией и КНР. Вместе с этим уже сегодня наметились некоторые аспекты, требующие серьезного анализа и определения приоритетных интересов России в этих проектах.
Наибольший упор в развитии Институтов Конфуция делается именно на Европу и лишь затем на США и Азию. Работают они прежде всего для молодых хуацяо. Учитывая относительно небольшие масштабы Европы по сравнению с другими регионами как в плане территории, так и в количестве населения, такой рост представляется симптоматичным. Учитывая, что Институты Конфуция, открытие в России, составляют почти 15% от всех Институтов по всей Европе, это является указателем на то, куда направлен основной интерес китайского образовательного расширения[87].
Характерно, что в КНР стратегию продвижения ИК разрабатывает пецииальный департамент в составе Ханьбань, при этом аналогичной структуры или даже адекватного анализа ситуации с российской стороны не существует. Большинство российских университетов, на базе которых открыты ИК, не знакомы с юридической и финансовой базой деятельности ИК, дезориентированы обещаниями китайской стороны, плохо представляют формы работы с ИК.
Таким образом, с помощью Институтов Конфуция, распространение и популяризация китайского языка и культуры стремительно растёт. Ведь укрепление дружбы и взаимопонимания между Китаем и другими странами путем распространения информации о культуре, языке, экономике и социальной жизни Китая и является целью работы Института Конфуция.
В данной квалификационной работе была сделана попытка осуществления комплексного анализа политики КНР в отношении зарубежных соотечественников вне пределов страны в период осуществления политики реформ и открытости (начиная с 1978 г.). В ходе исследования, были проанализированы идеологические, правовые и организационные аспекты политики в отношении зарубежных китайцев в период реформ, рассмотрен процесс привлечения зарубежных соотечественников к реализации политики реформ в стране, охвачен вопрос распространения китайской культуры и китайского языка в качестве политики КНР в отношении хуацяо.
В процессе исследования было выявлено, что Китайская диаспора – «хуацяо» – насчитывает в настоящее время около 550 тыс. человек в Европе, примерно 3,1 млн. человек в США и Канаде, около 500-800 тыс. человек в России, несколько миллионов человек в странах Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Эта диаспора представляет собой реальную основу воплощения геополитических планов КНР. В некоторых странах Юго-Восточной Азии китайцами фактически реализован механизм экономической экспансии через изменение этнического состава населения. В настоящее время в Сингапуре китайцы составляют около 80% населения, в Малайзии они второй по численности этнос (более 5,1 млн. человек), в Таиланде – примерно 10,4% населения, в Индонезии – 2,6%. Закрытость и иерархичность китайских общин позволила китайцам сохранить этническую идентичность. Китайцы не только не растворились среди других этносов, но и создали свой параллельный мир бизнеса, большая часть которого на первых порах пребывала в тени, но со временем фактически взяла под контроль экономики Сингапура, Индонезии, Таиланда, Филиппин. К началу осуществления политики реформ и открытости община хуацяо представляла собой крупного обладателя капиталов, современных технологий и научно-технических кадров – того, что было необходимо Китаю для решения задач модернизации.
Информация о работе Политика Китая в отношении зарубежных соотечественников