Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 08:00, дипломная работа
Китайская диаспора – крупнейшая в мире, таков же и исходящий из КНР миграционный поток. Китай и его диаспора связаны тесными и разнообразными узами, традиционными и новыми: родственными и земляческими, культурными, деловыми и информационными. Сегодня значение их и для одной, и для другой стороны небывало выросло и стало поистине уникальным.
Введение ...……………….........................…………………………………………..3
1 Идеологические, правовые и организационные аспекты политики КНР
в отношении зарубежных соотечественников……………………………….…..8
1.1 Концептуальные основы политики Пекина в отношении зарубежных
китайцев………………………………………………………………………...8
1.2 Государственные ведомства и общественные организации КНР,
занимающиеся делами зарубежных соотечественников…………...…...…13
1.3 Правовые аспекты политики КНР в отношении зарубежных
соотечественников…………………………...……………………………….20
2 Привлечение зарубежных соотечественников к реализации политики
реформ в Китае………………….………………………………………………..27
2.1 Политика привлечения инвестиций со стороны зарубежных
соотечественников.…..……………..………………………………………...27
2.2 Политика использования интеллектуального потенциала зарубежных
соотечественников……...……………………………………………….........31
3 Зарубежные китайцы и китайская культура…………………………………....37
3.1 Культурно-просветительская работа КНР в общинах зарубежных
соотечественников..…………………………………………………………..37
3.2 Создание Институтов Конфуция как пример политики КНР,
направленной на распространение и популяризацию китайского языка и
культуры среди зарубежных соотечественников……...………………...…40
Заключение………………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………....53
Приложение А………………………………………………………………………59
Предпочтения граждан КНР в выборе места трудовой деятельности………….59
Приложение Б………………………………………………………………………60
Структура занятости китайских граждан на Дальнем Востоке…………………60
Приложение В………………………………………………………………………61
Социологическая модель Дж. Берри, применимая к китайцам…………………61
Приложение Г………………………………………………………………………63
Ответы китайских респондентов о планах дальнейшего приложения труда
в РФ………………………………………………………………………………….63
Безусловно, активность бывших заморских студентов не ограничивается одними лишь парками с их тепличными условиями. В Шанхае с 2002 г. до конца 2003 г. эти молодые предприниматели создали более 2700 предприятий, в среднем открывая по одному каждый день.[58] По другим китайским материалам, относящимся к концу 2004 г., предприниматели с заграничным образованием открыли в стране свыше 5000 предприятий с высокими или новыми технологиями, годовой объем их продукции превышает 10 млрд. юаней[59]. Отмечается, что в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу в деловых кругах идет конкуренция за наиболее способных молодых специалистов с зарубежными дипломами – им предлагают налоговые льготы, возможность купить дом, машину, кредиты, чтобы начать дело.
«Китай – земля счастья для работников науки и техники, здесь они могут проявить свои таланты и удовлетворить честолюбие», - заявил директор Миграционной службы Го Дунпо[60], что в очередной раз подтверждает все вышесказанное.
Однако, приобщение профессиональных кадров из числа зарубежных китайцев к модернизации страны не требует их обязательного возвращения на родину. Равным образом правительство поощряет тех, кто готов «служить родине за рубежом» и, таким образом, проявляет себя как патриот, сотрудничая с китайской стороной в экономической или научно - преподавательской сферах. И планы зарубежных соотечественников в сфере трудовой деятельности соответствуют желаниям правительства (в соответствии с приложением Г).
В экономике это те же инвестиции, передача технологий, освоение китайского и зарубежных рынков, о которых говорилось в предыдущем параграфе. В научно – преподавательской сфере сотрудничество зарубежных китайцев с «материком» включает в себя чтение лекций по приглашениям, научные консультации, участие в совместных исследовательских и образовательных проектах, на которые китайское правительство нередко выделяет солидные гранты, работу в общественных организациях, имеющих тесные связи с Китаем и т.д. Каждый год в КНР направляются группы ученых китайского происхождения, обладающих докторской степенью, с целью налаживания обмена и сотрудничества с коллегами на материке.
Привлекая к участию в возвышении страны зарубежных китайцев, правительство КНР действует чрезвычайно энергично. Новые инициативы следуют одна за другой. Так, в июне 2005 г. в Пекине была создана новая организация - Консультационный комитет зарубежных китайцев, основной задачей которого является составление рекомендаций для выработки политики технического и экономического развития страны, а также выдвижения кандидатур для реализации программ «Заморские таланты – на службу родине» (эта программа осуществляется Эмиграционной службой с 2005 г.)[61].
В том же 2005 г. Китайский государственный фонд естественных наук предложил большие гранты (по 1 млн. юаней ежегодно в течение четырех лет) специально для финансирования крупных научных проектов, которые должны выполняться совместно специалистами высокой квалификации – иностранными гражданами китайского происхождения (хуажэнь) и их коллегами из КНР[62].
Обобщая политику Пекина в области привлечения кадров, можно уверенно констатировать: не прибегая к принудительным мерам, действуя исключительно с помощью позитивных экономических и социально-психологических стимулов, китайское руководство радикальным образом меняет эффект от «утечки мозгов», обращая ее вспять, или сотрудничая с ними на расстоянии, через границу. Заведомо, казалось бы, негативное явление благодаря привлекательности китайского рынка и разумной политики государства становится чрезвычайно полезным для страны и играет незаменимую роль в деле ее обновления.
3 Зарубежные китайцы и китайская культура
3.1 Культурно – просветительская работа КНР в общинах зарубежных соотечественников
Неотъемлемой составной частью политики Пекина в отношении зарубежных китайцев является приобщение их к китайской культуре – культуре в широком смысле слова, включая историю, и знания о современном Китае, и китайский язык. Правительство считает важным, чтобы заморские собратья ощущали постоянную живую связь со своей этнической родиной, гордились великой китайской цивилизацией и новым возвышением Китая, стремились внести новый вклад в дело его модернизации.
Разные части зарубежной китайской общины отличаются друг от друга содержанием связей с землей предков. Для многочисленных эмигрантов с низким уровнем образования, особенно людей старшего поколения, Китай – это, главным образом, их малая родина, к которой они крепко привязаны родственными и земляческими узами. Несколько миллионов мигрантов новой волны, возникшей в период реформ и открытости – мигранты в первом поколении, выехавшие кто на учебу, кто для занятий бизнесом, кто к родственникам – сохраняют обширные личные связи и испытывают ограниченный интерес к ходу событий на материке, удовлетворяемый посредством СМИ, начиная с телевидения и Интернета[63].
Наибольшая дистанция отделяет от Китая молодое поколение китайцев, родившихся за границей. По экспертным оценкам, их число достигает 10 млн. чел.[64] Значительная часть их имеет относительно высокий культурный уровень, но даже она мало знакома с китайской культурой и нередко не знает стандартной китайской речи «гоюй» (国语), хотя достаточно хорошо владеет английским и может владеть каким-либо из южно-китайских диалектов[65]. «Этому поколению принадлежит будущее, и потому особенно важно сделать так, чтобы оно, интегрируясь в местное общество, сохраняло свойства китайской нации, лучше понимало свою родину, испытывало к ней более глубокие чувства»[66]. (В цитате Лун Тао речь идет о молодых людях, по закону являющихся гражданами КНР, хотя и родившихся за границей).
Культурные связи с зарубежными общинами Китай осуществляет в самых разнообразных формах. В КНР крупными партиями издается учебная литература по китайскому языку, отечественной культуре, истории, географии. К 2007 г. За рубеж было разослано более 1,6 млн. экземпляров учебников и пособий. В разных странах создаются институты Конфуция, открываются школы китайского языка, а для работающих там преподавателей – курсы усовершенствования, поездки в Китай на конференции, на совещания по обмену опытом, в летние лагеря и т.д.[67]
Специально для обучения молодых людей китайской национальности из-за рубежа в КНР существует несколько вузов, находящихся в ведении Миграционной службы Госсовета: Цзинаньский университет в Гуанчжоу, университет хуацяо и Пекинский институт китайского языка и литературы «Хуавэнь сюэюань» (华为学院). Для этой молодежи организуют поездки на материк, именуемые «Приникнем к китайским корням», а также туристические путешествия. В 2006 г. В них участвовало более 5 тысяч человек, у которых благодаря этому «усилилось чувство национальной гордости и интерес к китайской культуре»[68].
Местные китаеязычные СМИ являются важным инструментом в деле сплочения зарубежных китайцев. Пекин дает им рекомендации: «Больше писать, больше говорить, больше сообщать обо всем, что полезно для установления гармонии в китайских общинах; и не писать, не говорить, не сообщать о том, что не приносит пользы для установления гармонии»[69]. К сожалению, у нас нет возможности установить, в какой мере эти рекомендации выполняются, но сами по себе они уже свидетельствуют о больших возможностях Пекина влиять на жизнь диаспоры.
Разумеется, в этой работе, как и в любой другой, не обходится без путаницы, формализма. Одной из наиболее заметных и, по-видимому, типичных ошибок является невнимательное отношение исполнителей к разграничению хуацяо и хуажэнь, т.е. граждан КНР и этнических китайцев-граждан других стран. Китайские ученые недвусмысленно критикуют такое положение дел. Один их них, Ма Фукан, пишет: «наша политика в отношении хуацяо и хуажэнь имеет сомнительный привкус вмешательства во внутренние дела чужих стран. Немало этнических китайцев приняли иностранное гражданство, а мы все еще считаем их объектами нашего воздействия, навязывая им, образ Китая как их родины и тем самым мешаем им в той или иной степени интеграции в окружающую социальную среду»[70].
Китайский специалист У Дзяньпинь предупреждает: «Политика в отношении иностранных граждан китайского происхождения должна быть осмотрительной, корректной, чтобы нечаянно не подставить их под удар. Некоторые считают так: если в твоих жилах течет китайская кровь – ты обязан быть патриотом. Как складывается судьба зарубежных китайцев, мы, выходит, можем не беспокоиться, да и не беспокоимся: мол, если причиним ущерб – ничего страшного. Они – дети и внуки желтых предков, должны любить страну, вносить вклад в четыре модернизации – и так они и будут делать. Подобный образ мыслей является идеалистическим и вредным [71].
Интенсивность культурно-просветительской работы КНР в зарубежных общинах и ее эффективность, в конечном счете, зависят от того, какой сегодня является сама КНР. На данный момент ситуацию оценивают в Пекине таким образом: «Вслед за укреплением совокупной национальной мощи и международного положения нашей страны у наших зарубежных соотечественников существенно усилились чувства национальной гордости и культурной идентичности. Они говорят теперь: «Китайский спутник летает высоко, и мы тоже можем высоко держать голову». Одновременно в их глазах намного выросла привлекательная сила китайской культуры. «Наша культура – это корень, это дух кровной связи между зарубежными соотечественниками и их родной страной, источник мощной жизненной силы»[72].
Таким образом, приведенные выше факты свидетельствуют об интенсивности работы КНР в сфере приобщения зарубежных соотечественников к китайской культуре для их сплочения и пробуждения в них национально-патриотического духа.
Система Конфуцианских институтов (Институтов Конфуция, Кунцзы сюэюань, в дальнейшем – ИК) была разработана структурами, подчиненными Госсовету КНР, для «распространения китайского языка и пропаганды китайской культуры». Создание ИК является частью стратегии КНР «пропагандировать китайскую культуру через китайский язык»[73].
Институт Конфуция — это учебно-научный центр, созданный по инициативе Канцелярии по распространению китайского языка при правительстве КНР при непосредственном участии Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва) и Китайского университета экономики и международной торговли (г. Пекин). Подобного рода центры уже созданы во многих станах мира. Институты Конфуция уже есть в США, Японии, Южной Корее, Италии, Германии, Франции и Мексике. Недавно были открыты Институты Конфуция и в России: во Владивостоке и Иркутске. Важными аспектами деятельности Института Конфуция являются организация курсов китайского языка и культуры, проведение тестирования по китайскому языку, организация стажировок в Китае, проведение конкурсов, содействие синологическим исследованиям. Хотя Институт и носит имя великого китайского мыслителя древности, прямого отношения к пропаганде идей конфуцианства Институт Конфуция не имеет. Дело в том, что имя Конфуция в самом Китае часто ассоциируется с культурой, просвещением и образованностью вообще, а для иностранцев пециется символом традиционной китайской культуры и учености, именно поэтому правительством КНР для серии образовательных центров китайского языка и культуры было выбрано такое название — Институт Конфуция.
Институт Конфуция организует следующие виды деятельности и мероприятия: преподавание китайского языка, подготовка и аттестация преподавателей китайского языка, поддержка научных исследований в области китаеведения, проведение научно-просветительских мероприятий, направленных на продвижение китайского языка и китайской культуры и др.
Институт Конфуция входит в глобальную сеть Институтов Конфуция – китайских культурно-образовательных центров, создаваемых Китайским государственным комитетом по распространению китайского языка за рубежом. В настоящее время в 50 странах мира действуют более 120 Институтов Конфуция.
Управление системой конфуцианских институтов находится в ведении государственной организации Ханьбань (汉办) – «Государственный департамент КНР по распространению китайского языка за рубежом», которая была основана в 1987 году. В Ханьбань входят официальные представители 12-ти департаментов Госсовета КНР[74]. Основная задача Ханьбань – преподавание китайского языка как иностранного прежде всего за рубежами КНР, контроль за единой системой тестирования и сертификации по китайскому языку по всему миру, пропаганда и создание привлекательности китайской культуры. Ханьбань финансируется отдельной строкой бюджета КНР. В настоящий момент все финансирование создания и функционирования Конфуцианских институтов по всему миру осуществляется по линии Ханьбань.
Создание ИК рассматривается в КНР как важнейшее государственное дело и целиком контролируется государственными структурами. Создание КИ в стране происходит при непосредственном участии Посольства КНР, соответствующие поручения даны всем советникам по культуре и образованию Посольств КНР. Заявление о создании КИ, а также утвержденный российской стороной договор с китайским вузом-партером непосредственно передается в Посольство КНР в РФ.
Программа создания ИК стартовала в самом конце 2004 г., свое же основное развитие получила в 2005 г. В основном «острие» развития этой системы было направлено на страны Центральной Азии, бывшего СССР и восточной Европы. Первый пилотный проект был осуществлен в Ташкенте (Узбекистан) в июне 2004 г., после чего в конце 2004 г был открыт первый официальный КИ в Сеуле (Корея)[75]. Затем Институты появились в США, Германии, Франции, всего более, чем в 40 странах мира. В конце 2005 г. Китайская сторона без официального информирования российских государственных властей приняла решение о развертывании системы КИ на территории России[76].
Институты Конфуция это сеть китайских культурно-образовательных учреждений, создаваемых Китайским государственным комитетом по распространению китайского языка за рубежом совместно с зарубежными образовательными учреждениями. Согласно официальным документам миссия Институтов Конфуция состоит в том, чтобы развивать дружеские отношения Китая с другими странами, способствовать росту понимания народов всего мира, как самого Китая, так и китайской культуры. Правительство Китайской Народной Республики перед Институтами Конфуция ставит следующие задачи:
Информация о работе Политика Китая в отношении зарубежных соотечественников