Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы выступает выявление и обоснование сущности финансовой устойчивости предприятия, целей и концепции его политики в сфере снижения кредиторской и дебиторской задолженностей, а также разработка методологических основ механизма реализации этой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….………………….
3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ …………………...…………....…….………...……………….


6
1.1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженностей …………… 6
1.2. Способы управления дебиторской и кредиторской задолженностями . 10
1.3. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия ……………………………………………………………………….
14

2. ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ ООО «САХАРНЫЙ ЗАВОД» …
16
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сахарный завод» …………………………………………………………………………..
16
2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Сахарный завод» 19
2.3. Анализ финансово-экономических показателей ООО «Сахарный завод» ………………………………………………………………………….
25
2.4. Диагностика проблем в существующей политике управления дебиторской и кредиторской задолженностями ООО «Сахарный завод» ...….
31

3. МЕХАНИЗМЫ УСКОРЕНИЯ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ООО «САХАРНЫЙ ЗАВОД» ........
32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………................... 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………….…....................... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………….……………….. 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовик. Тема - Политика управления кредиторской и дебиторской задолженностью организации.docx

— 96.04 Кб (Скачать документ)

     1.2. Способы управления дебиторской  и кредиторской задолженностями 

     Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают  в результате несовпадения даты появления  обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия  оказывают влияние как размеры  балансовых остатков дебиторской и  кредиторской задолженности, так и  период оборачиваемости каждой из них.

     Значительный  удельный вес в составе источников средств предприятия занимают заемные, в том числе кредиторская задолженность. Относительное увеличение кредиторской задолженности производит двоякий эффект. С одной стороны, это явление является благоприятным, так как у предприятия появляется дополнительный источник финансирования. С другой стороны, чрезмерное увеличение кредиторской задолженности чрезвычайно опасно, поскольку повышается риск возможного банкротства.

     Кредиторская  задолженность  — наиболее доступный источник финансирования текущей деятельности предприятия. Как правило, товарный кредит, не требует залога и не связан со значительными денежными и трудовыми затратами по его оформлению.

     Несмотря  на свою привлекательность, данный источник чаще всего не является бесплатным. Большинство поставщиков компенсируют величину «упущенной выгоды» от кредитования своих покупателей, закладывая ее в  цену товаров. Оценка стоимости товарного  кредита осложняется тем, что  число поставщиков может быть достаточно велико, а условия взаиморасчетов разнообразны. На стоимость кредиторской задолженности часто влияет не только плата за рассрочку, но и другие факторы, например, поощрения за выбранные объемы, поддержание товарных остатков и т.д., и т.п.

     Для того чтобы эффективно управлять  долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную  структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами. [4, с. 333]

     Управление  движением кредиторской задолженности - это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры  платежей предприятия последним  в зависимость от поступления  денежных средств от покупателей.

     Следовательно, практически речь идет об одновременном  управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской  и кредиторской задолженности и  их оборачиваемости. Из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т.е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

     В условиях увеличения объемов полученных товарных кредитов задача поддержания  финансовой устойчивости и ликвидности  становится все более актуальной. Решение этой задачи включает в себя  несколько этапов, при этом особое внимание следует уделять балансировке кредиторской и дебиторской задолженности по стоимости, срокам погашения, объемам.

     Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с вопроса о том, предоставлять  или не предоставлять кредит  покупателю. Дебиторскую задолженность нужно контролировать. Это делается для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, т.к. увеличение дебиторской задолженности приводит к снижению денежных поступлений и к возникновению безнадежных долгов. [4, с. 345]

     Важной  задачей в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита (предоставляемого покупателям), которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных  сроков кредита, вероятно, увеличит объем  продаж. Именно из-за этого часто  возникают конфликты между менеджером по продажам и менеджером по управлению дебиторской задолженностью. В интересах  менеджера по продажам увеличить  объем продаж, пусть даже за счет кредита, он не учитывает вероятность  неплатежа со стороны клиентов.

     Сроки кредита имеют прямое отношение  к затратам и доходу, связанному с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность  и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита  гибкие, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода.

     Исключение  составляет ситуация, когда поставщик  имеет прочные позиции на рынке  и может диктовать свои платежные  условия. Наоборот, если предприятие имеет неиспользуемые мощности и его продукция легко заменима на рынке, то для достижения запланированного уровня продаж требуется сроке либерализация платежных условий.

     Экономические условия и кредитная политика фирмы оказывают основное влияние  на уровень дебиторской задолженности  организации. Естественно, экономические  условия в значительной степени  находятся вне сферы контроля финансового менеджера. Однако, как  и в случае с другими текущими активами, финансовый менеджер может  изменять уровень дебиторской задолженности  исходя из компромисса между доходностью  и риском. Расширение продаж в кредит может стимулировать спрос, что в свою очередь должно привести к более высокой прибыли. Но при этом одновременно возрастают затраты на содержание дополнительной дебиторской задолженности и появляется риск потерь по безнадежным долгам.

     Политику  управления дебиторской задолженностью называют еще кредитной политикой  предприятия, хотя это не совсем верно. Кредитная политика – это принятие решения о том, кому из покупателей  предоставлять платежный кредит за отгруженную продукцию, а кому нет.

     Управление  дебиторской задолженностью намного  шире и включает в себя систему  методов проведения расчетов за отгруженную  продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.

     Управление  движением дебиторской задолженности  – установление с покупателями таких  договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное  поступление средств для осуществления  платежей кредиторам. [4, с. 349] 
 
 

1.3. Методика анализа  дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия 

     Исследование долговых обязательств, т.е. изучение и прогнозирование ожидаемых сумм дебиторской и кредиторской задолженности по месяцам в течение года, в условиях российской экономики может оказаться весьма ориентировочным, но необходимым, так как без него невозможно управлять финансовой деятельностью предприятия и избежать неожиданной нехватки денежных средств в самое неподходящее время.

     Расчеты дебиторской и кредиторской задолженности  на перспективу ведутся на основе бюджета денежных поступлений, связанных  с основной производственно-сбытовой деятельностью, и данных финансовой отчетности о движении денежных средств.

     Ключевым  моментом в расчете ожидаемых  денежных поступлений является прогноз  продаж, и оценка влияющих на его  объем факторов. Для прогнозирования  используют прагматические и экстраполяционные  методы.

     Среди прагматических методов наиболее известны метод Делфи, анализ мнения специалистов и опрос покупателей. Метод Делфи  основан на изучении мнения экспертов  в индивидуальном порядке для  предотвращения склонности к единодушному и однозначному решению. Прогноз  на основе усредненного мнения специалистов из разных отделов позволяет произвести простую и достаточно качественную оценку планируемых продаж и соответственно долговых требований без расчета  статистических показателей. Его недостаток состоит в изоляции от внешних  мнений и возможности группового прессинга. В качестве источника  прогнозов может использоваться опрос покупателей и клиентов при помощи контактов по телефону, персонального интервьюирования и  анкетирования. В дальнейшем с использованием статистического анализа эти  результаты обобщаются в виде гипотез.

     Предпосылкой  перспективной оценки объема продаж и соответственно величины долговых требований и обязательств на основе методов экстраполяции является наличие достаточно длинного временного ряда препятствующих значений этих величин, стабильность условий работы предприятия, устойчивость тенденций его развития.

     Надежность  прогнозов при использовании  экстраполяционного метода зависит  в первую очередь от формулировки функции, выражающей прошлые тенденции, от ее стабильности и эластичности. С целью установления параметров этой функции используют специфические  экономико-статистические методы, подробно описанные в специальной литературе.

     Самой удобной методикой, на мой взгляд, выступают методы анализа кредиторской и дебиторской задолженностей Сергеева В.Н. Он наиболее полно и понятно изложил суть анализа кредиторской и дебиторской задолженностей.

     Главным ее отличием выступает приверженность к раздельному изучению кредиторской и дебиторской задолженностей, т.е. дебиторскую как средства временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот. [17, с. 58]

     Многие  авторы (такие как Бородина Е.И., Гиляровская  Л.Т., Парушина Н.В. и др.) считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. [1, 3, 9]Замечу, что в мировой учетно-аналитической практике сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности - обычный и весьма распространенный аналитический прием.

     Но  мы, при анализе кредиторской и  дебиторской задолженностей ООО  «Сахарный завод», будем придерживаться именно методики, разработанной Сергеевым  В.Н. На мой взгляд, она дает более  точные и полные результаты.

     2. ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЯМИ ООО «САХАРНЫЙ ЗАВОД»

     2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сахарный завод» 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Сахарный завод» создано в 1988г. Учредителем ООО «Сахарный завод» является ООО «ТЭКСЛЭНД».

     Цель  деятельности общества - получение  прибыли. Общество имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество осуществляет все  виды хозяйственной деятельности, которые  не запрещены законодательством  России, при этом основным видом  деятельности общества является организация  производства по переработке сахарной свеклы и сахара-сырца в белый  сахар.

     Среднесписочная численность рабочих в связи  с сезонным характером работы колеблется от 429 чел. постоянных рабочих в ремонт, до 678 человек в период переработки  свеклы, в т.ч. 249 человека - сезонные рабочие.

Информация о работе Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностями организации