Понятие и сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..…..3
1 Понятие и сущность конкуренции………………………………………5
1.1 Функции конкуренции……………………………………………..... 6
1.2 Признаки конкуренции………………………………………………7
1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»..8
1.4 Конкуренция и ее формы…………………………………………….9
2 Общая характеристик рыночных структур и их классификация…….11
2.1 Чистая конкуренция………………………………………………….12
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………… 15
2.2.1 Краткосрочный период……………………………………….. ..16
2.2.2 Долгосрочный период………………………………………….. 16
2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество…… 17
2.3 Олигополия…………………………………………………………. .18
2.3.1 Олигополистические ценовые войны…………………………. 19
2.3.2 Модели олигополии …………………………………………….20
2.3.3 Модель ценового лидерства……………………………………21
2.4 Монополия…………………………………………………………... 21
3 Рыночные структуры в Республике Беларусь………………………....24
3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....30

Работа состоит из  1 файл

VVEDENIE.docx

— 74.73 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..…..3

1 Понятие и сущность конкуренции………………………………………5

   1.1 Функции конкуренции……………………………………………..... 6

   1.2 Признаки конкуренции………………………………………………7

   1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»..8

   1.4 Конкуренция и ее формы…………………………………………….9

2 Общая характеристик рыночных  структур и их классификация…….11

   2.1 Чистая конкуренция………………………………………………….12

   2.2 Монополистическая конкуренция………………………………… 15

       2.2.1 Краткосрочный период……………………………………….. ..16

       2.2.2 Долгосрочный период………………………………………….. 16

       2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество…… 17

   2.3 Олигополия…………………………………………………………. .18

       2.3.1 Олигополистические ценовые войны…………………………. 19

       2.3.2 Модели олигополии …………………………………………….20

       2.3.3 Модель ценового лидерства……………………………………21

   2.4 Монополия…………………………………………………………... 21

3 Рыночные  структуры в Республике Беларусь………………………....24

 3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике             Беларусь……………………………………………………………………….....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....30

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению рынок – это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей  устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Основным понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем  лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за рынки  за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители  на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции конкурентов. Именно конкуренция  превращает экономическую систему  страны в саморегулирующийся аппарат.

Конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как  общественная форма экономических  связей. Наличие конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси.

Недостаточное понимание сущности и механизма  проявления конкуренции  отрицательно сказалось на первых шагах  белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции. Если предприятие не ориентировано  на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание  рынка не приходится.

Большинство крупных белорусских  предприятий  не перестроили свою работу, а усилия производственного  менеджмента  зачастую концентрируются  не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач (содержание социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т.д.).

Неразрешенной остается проблема монополий  в белорусской экономике господствует монополия государственной собственности  – по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

Проблемы  совершенствования конкуренции  на белорусском рынке, повышения  конкурентоспособности белорусских  товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными.

Цель  данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность  конкуренции

Слово "конкуренция" пришло в  лексикон экономистов из обиходной  речи, и на первых порах оно употреблялось весьма вольно, с не устоявшимся смыслом. Постепенно смысл этого слова уточнялся, становился все более и более определенным. Конкуренция вошла в круг основных понятий экономической теории.

И все же конкуренция долгое время  трактовалась нестрого, как нечто  очевидное в своей непосредственной данности. До 1870-х гг. ее сколько-нибудь глубокого и систематического осмысления просто не было. Лишь последующие десятилетия  принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась  в окончательном виде и нашла  свое место в экономической науке.

О конкуренции написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или  иные определения этого понятия. Для литературы советского периода  характерно отрицательное отношение  к конкуренции в целом. Конкуренция  определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей». В  более поздней отечественной  литературе отношение к конкуренции  изменилось на диаметрально противоположное  – вместо отрицательных определений появились определения в превосходных степенях. «Конкуренция оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие предпринимательства. При ней в более полной мере используются рассеянные в обществе знания и осуществляется их рыночный отбор для развития производства – в конкуренции выживают и реализуются те из них, которые дают наибольшую эффективность» [1].

Понятие конкуренции многогранно  и многозначно. Его невозможно охватить каким-либо универсальным определением. Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrere» – состязаться. Еще одна его трактовка вытекает из французского «courir» (бегать), «concurrence» (совместные бега с соперником).

Конкуренция – экономическая состязательность за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности. Конкуренция означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Существование конкуренции обусловлено  объективными причинами:

1) конкуренцию порождает редкость ресурсов; борьба за использование ограниченных ресурсов;

2) полная хозяйственная обособленность каждого субъекта рынка, его экономическая самостоятельность;

3) полная зависимость хозяйствующих субъектов от рыночной конъюнктуры и противоборство с другими претендентами за наивысший доход.

Конкуренция – неотъемлемое и обязательное условие существования любого рынка. Это нормальное состояние рынка  и особое значение приобретает с  появлением рынка национального, когда  товарное производство охватывает всю экономику [2].

1.1 Функции конкуренции

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной рыночной экономике  можно выделить шесть основных функций  конкуренции:

1) регулирующую;

2) аллокационную; 

3) инновационную; 

4) адаптационную; 

5) распределительную; 

6) контролирующую.

Регулирующая функция заключается  в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним  производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная  тенденция к определению предложения  спросом (и далее производства – индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете, речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя» взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation – размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции  обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся  на достижениях научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней  среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная  функция конкуренции оказывает  прямое и косвенное воздействие  на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального  продукта) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция  конкуренции призвана не допустить  установления монополистического диктата  одних агентов рынка над другими.

Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не отметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики [3].

1.2 Признаки конкуренции

К признакам рыночной конкуренции относятся:

1) существование на рынке большого количества производителей товаров, самостоятельно принимающих решение, что и в каких количествах производить;

2) большое количество покупателей, предъявляющих спрос на данный товар и независимых в своих решениях;

3) ни один производитель, ни один покупатель никак не участвует в контроле над рыночной ценой.

Эти три условия означают наличие  на рынке большого числа участников рыночных сделок. Существование конкуренции  требует рассеивания и широкого рассредоточения рыночной власти. Если на каком-то конкретном рынке действует  большое число покупателей и  продавцов, то ни один покупатель или  продавец не может повлиять на рыночную цену, а, следовательно, и на ситуацию на рынке.

Ни один отдельный покупатель, ни один отдельный продавец не в состоянии  предъявить такой дополнительный спрос  или так изменить свое положение, чтобы заметно повлиять на рыночную цену товара. Сущность конкуренции  заключается в том, что на рынке  имеется такое большое число  продавцов, что каждому из них  принадлежит лишь мизерная доля общего объема предложения. Иными словами, доля индивидуального предложения  каждого отдельного производителя  в рыночном предложении настолько  мала, что практически исключена  возможность воздействия с его  стороны на общее рыночное равновесие, а значит, и на цену. Аналогично можно  рассуждать относительно спроса на рынке. Если доля индивидуального спроса каждого  отдельного покупателя в рыночном спросе невелика, это не позволяет отдельному покупателю влиять на цену.

Большое количество продавцов на рынке  предполагает невозможность сговора  между ними. Эта черта характерна и для тех, кто формирует спрос  на рынке. Покупатели в условиях конкуренции  действуют независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком, исходя из своих личных интересов.

4) Отсутствуют какие-либо препятствия, ограничивающие доступ на рынок или выход с него для всех желающих. Эта черта конкуренции обеспечивает гибкость и приспособляемость экономики ко всякого рода изменениям: вкусов потребителей, технологий, предложения ресурсов и т.п.; позволяет быстро адаптироваться к ним. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность функционирования рыночной системы. [4]

1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»

Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Информация о работе Понятие и сущность конкуренции