Понятие и сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..…..3
1 Понятие и сущность конкуренции………………………………………5
1.1 Функции конкуренции……………………………………………..... 6
1.2 Признаки конкуренции………………………………………………7
1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»..8
1.4 Конкуренция и ее формы…………………………………………….9
2 Общая характеристик рыночных структур и их классификация…….11
2.1 Чистая конкуренция………………………………………………….12
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………… 15
2.2.1 Краткосрочный период……………………………………….. ..16
2.2.2 Долгосрочный период………………………………………….. 16
2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество…… 17
2.3 Олигополия…………………………………………………………. .18
2.3.1 Олигополистические ценовые войны…………………………. 19
2.3.2 Модели олигополии …………………………………………….20
2.3.3 Модель ценового лидерства……………………………………21
2.4 Монополия…………………………………………………………... 21
3 Рыночные структуры в Республике Беларусь………………………....24
3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....30

Работа состоит из  1 файл

VVEDENIE.docx

— 74.73 Кб (Скачать документ)

– осуществлять эффективную рекламную  кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.

2) Улучшать  финансовое состояние предприятия. В этих целях:

– разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;

– ускорять оборачиваемость оборотных  средств:

– при выборе управленческих решений  проводить оптимизацию затрат.

3) Совершенствовать  менеджмент. В этих целях:

– четко определять цели;

– выработать стратегии (общую для  предприятия, маркетинговую, по элементам  комплекса маркетинга, по финансам, производству);

– совершенствовать организацию управления предприятием,

– разработать систему мотивации  работников к эффективной деятельности.

Представляется, что решение этих задач в комплексе  позволит повысить конкурентоспособность  отечественных  предприятий как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках, а  это, в свою очередь, позволит увеличить  объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга.

Роль  государства как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические  тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, конкуренция – это противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за право получения максимальной прибыли; существование на рынке множества производителей и покупателей и возможность свободного выхода на этот рынок.

Чистая конкуренция на практике довольна редка. Скорее, чистая конкуренция  – это модель рынка, которая имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение. Это модель, к которой рынок должен стремиться, а государство создавать условия для построения такой модели.

В рыночной экономике имеют место  четыре основные рыночные структуры:

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Современная рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции  и монополии. Современный хозяйственный  механизм представляет собой объединение  стихийного рыночного регулирования  с сознательным управлением со стороны  монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это  преимущественно несовершенная  конкуренция.

Совершенная конкуренция и чистая монополия – два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары.

Положительные черты конкуренции  очевидны. При  наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Однако, как показала практика, большинство  белорусских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В течение многих десятилетий  советского периода экономика нашей  страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями, ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности  производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики.

Большинство  импортируемых товаров  производится по современным технологиям  с меньшими издержками, нежели белорусские  товары, вследствие чего они дешевле  и часто отличаются лучшим качеством  по сравнению с отечественными аналогами.

Проблема  конкурентоспособности  белорусских  товаров очень остра на сегодняшний  день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

И тем не менее, выход из тяжелого финансового  положения может  быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Республике  Беларусь необходима концепция, призванная не столько спасать и  защищать конкуренцию, сколько создавать  условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а  также предотвращать сговоры  между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью  навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса.

На данном этапе  проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто  экономической – она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую  роль в создании на рынке  благоприятной  конкурентной среды  играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

 

    

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция         [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/dir/cat29/subj472/file4557/view37039.html ;

2 Конкуренция: понятие, формы, особенности проявления [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/economy/d-2c0b65635b3bc78a5c53a88421306d27.html;

3 Конкуренция [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ampl77.spb.ru/publications/16-konkurentsiya-vidy-konkurentsii;

4 Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/tipy/sov-konkurenty/konkurenciya.html;

5 Структура рынка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/4805/struktura-ryinka;

6 Типы рыночных структур [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.genon.ru/;

7 Монополистическая конкуренция [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economics.wideworld.ru/microeconomics/competition/2/;

8 Рыночная конкуренция. Рыночные структуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bgsha.com/ru/education/library/fulltext/econom/r2-2.htm;

9 Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И.Плотницкий, Л.В.Воробьева, Н.Н.Сухарева и др. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004.- 224с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и сущность конкуренции