Понятие и сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..…..3
1 Понятие и сущность конкуренции………………………………………5
1.1 Функции конкуренции……………………………………………..... 6
1.2 Признаки конкуренции………………………………………………7
1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»..8
1.4 Конкуренция и ее формы…………………………………………….9
2 Общая характеристик рыночных структур и их классификация…….11
2.1 Чистая конкуренция………………………………………………….12
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………… 15
2.2.1 Краткосрочный период……………………………………….. ..16
2.2.2 Долгосрочный период………………………………………….. 16
2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество…… 17
2.3 Олигополия…………………………………………………………. .18
2.3.1 Олигополистические ценовые войны…………………………. 19
2.3.2 Модели олигополии …………………………………………….20
2.3.3 Модель ценового лидерства……………………………………21
2.4 Монополия…………………………………………………………... 21
3 Рыночные структуры в Республике Беларусь………………………....24
3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....30

Работа состоит из  1 файл

VVEDENIE.docx

— 74.73 Кб (Скачать документ)

Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В США картели запрещены законом. Тем не менее, фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.

Наиболее известный международный  картель – это картель Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в 1960 г. В 1973 г. он впервые использовал свою силу, чтобы наложить эмбарго на поставки нефти. Тогда цена барреля сырой нефти утроилась. В течение 70-х гг. ОПЕК успешно контролировал экспорт сырой нефти. Но к середине 80-х гг. образовался избыток нефти и цена резко упала до менее чем $10 за баррель вместо $30.

 

2.3.3 Модель ценового лидерства

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой  лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы  следуют за лидером. Соперничающие  фирмы назначают ту же цену, которая  установлена лидером. Лидирующая фирма  исходит из того, что другие фирмы  на олигополистическом рынке не будут  реагировать таким образом, что  изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку  лидер устанавливает монопольную  цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как  данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы  обладают большей информацией о  рыночном спросе.

Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным  законодательством. Ценовое лидерство  обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу  фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как  в картелях они регулируются квотами  и/или размежеванием рынка. Различают  два основных типа ценового лидерства:

– лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;

 – лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным  входом.

2.4 Монополия

Монополия – крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночной экономике – каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силу объективных причин могут возникнуть различные виды монополии.

1) Естественная монополия – вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии – это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например, системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

2) Государственная монополия – монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

3) Чистая монополия – ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Они в настоящее время – редкое явление, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным.

4) Конгломерат – несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например, в России ЗАО «Газметалл»).

5) Закрытая монополия – защищена  от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

6) Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Преимущества естественной монополии:

– возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;

– возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;

– возможность использования достижений научно-технического прогресса;

– возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;

– возможность замены рыночного механизма, то есть рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Недостатки естественной монополии:

– возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;

– возможность блокировать технический прогресс;

– возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;

– возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии  достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической  организации глубоко противоречива. Не возможно однозначно определить, что  перевешивает – плюсы или минусы. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом – регулированием естественной монополии.

Монополии противоположна монопсония – рыночная структура, при которой единственный покупатель диктует объем продаж и цену.

В случае, когда монополист на рынке  встречается с монопсонистом, возникает билатеральная, или двусторонняя, монополия [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3 Рыночные структуры в Республике Беларусь

В белорусской экономике доминируют по содержанию монополия государственной  собственности, а по форме – чистая монополия и олигополия. Совершенно конкурентных рынков в республике нет. Даже с ограничениями монополистически конкурентные рынки довольно распространены. Устранения дублирования в бывшем Союзе обусловили узкую специализацию: один продукт – один производитель. Соответственно, речь о конкуренции идти не могла. Развитие отечественной экономики в системе общесоюзной специализации привело к широкому распространению монополии основных производителей на рынке Республики Беларусь, а иногда и на общесоюзном рынке. Сейчас в белорусской экономике сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющего аналогов в мире. В стране монополизированы не только производства, но и сфера обитания хозяйствующих субъектов. Все республиканские предприятия – монополии являются государственными. Государство одновременно выступает и как монопольный производитель, и как монопольное управляющее начало. Монополизм является результатом огосударствления собственности, экономической политики. Производители в республике лишены возможности широкого выбора поставщиков, потребителей, кредиторов и торговых посредников – характерных признаков рыночных монополистов.

 Уровень монополизма в республике  оценивается по коэффициенту  концентрации производства, показывающему  долю трех крупнейших субъектов  на рынке или в отрасли, и  по индексу Харфиндела-Хиршмана (сумма квадратов процентных долей  фирм). В нашей стране доминирует  высокий уровень концентрации  производства.

К совершенно конкурентным рынкам с  ограничениями можно отнести  некоторые рынки сельскохозяйственной продукции и некоторые рынки  ценных бумаг. В нашей стране фермерство неразвито, преобладают крупные  предприятия, их число нельзя назвать  очень большим, как того требуют  условия совершенной конкуренции. Кроме того, сельскохозяйственный рынок  настолько зарегулирован государством, что, в принципе, его сложно назвать  рынком. А действующие на совершенно конкурентном рынке предприятия  не должны быть государственными. Хотя, наверное, рынок сельскохозяйственной продукции, продавцами на котором выступают  индивидуальные производители (рынки  типа Ждановичи) близок условиям совершенной  конкуренции. Что касается рынка  ценных бумаг, то в Республике Беларусь он недостаточно развит, говорить об очень  большом числе продавцов не приходится. Поэтому можно сделать вывод: совершенно конкурентных рынков в стране нет.

 Примерами продукции, производимой  на монополистически конкурентных  рынках, может служить продукция,  продаваемая на вещевых рынках, в коммерческих киосках. Рынки  строительных материалов и строительных  услуг, страховых и банковских  услуг также являются монополистически  конкурентными.

 Примерами продукции олигополистических  отраслей являются часы, цемент, телевизоры, услуги сотовой связи,  производство пива.

 Примерами продукции монопольных  отраслей являются трактора, грузовики  МАЗа, карьерные самосвалы БелАЗа, грузовики Минского завода колесных  тягачей, холодильники «Атланта»,  продукция локальных  монополий – предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественные монополии в системе водо-, электро-, газо-, теплоснабжения. Например, в состав концерна «Белнефтехим» входит 52 предприятия (персонал – около 116 тысяч человек), в том числе 30 ОАО, где концерн осуществляет владельческий надзор). Среднегодовой прирост объемов производства предприятий концерна за 1997-2003гг. составил около 6%, экспорта товаров – около 9%. Предприятия концерна «Белнефтехим» производят около 20% промышленного производства Беларуси, свыше 25% экспорта страны, формируют около 30% ее валютной выручки и обеспечивают почти 20% всех видов налогов и платежей, формирующих доходную часть бюджета Беларуси [9].

 

3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь

 

Для развития конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:

– полное обособление производителей  как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);

– множественность производителей  однородной продукции (достигается путем создания новых экономических структур в монополизированных  отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;

– заинтересованность субъектов в  предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная  самостоятельность в производственной  и коммерческой деятельности  хозяйствующего субъекта (выбор  вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со стороны правительства (государства);

 – наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);

– ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;

– преодоление монополизма государственных  управленческих структур; контроль  за монополистической деятельностью  хозяйствующих субъектов и пресечение  антиконкурентных действий; государственное  регулирование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах; превращение государственного сектора экономики в действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности. Следовательно, становление конкуренции в экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения права собственности на средства производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)

Кроме этого, для повышения конкурентоспособности  белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи:

1) совершенствовать  маркетинговую деятельность. В этих целях:

– проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга;

– осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;

– выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;

– проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять  систему скидок;

– проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков (в  том числе внешних) и каналов  сбыта;

Информация о работе Понятие и сущность конкуренции