Понятие и сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..…..3
1 Понятие и сущность конкуренции………………………………………5
1.1 Функции конкуренции……………………………………………..... 6
1.2 Признаки конкуренции………………………………………………7
1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»..8
1.4 Конкуренция и ее формы…………………………………………….9
2 Общая характеристик рыночных структур и их классификация…….11
2.1 Чистая конкуренция………………………………………………….12
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………… 15
2.2.1 Краткосрочный период……………………………………….. ..16
2.2.2 Долгосрочный период………………………………………….. 16
2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество…… 17
2.3 Олигополия…………………………………………………………. .18
2.3.1 Олигополистические ценовые войны…………………………. 19
2.3.2 Модели олигополии …………………………………………….20
2.3.3 Модель ценового лидерства……………………………………21
2.4 Монополия…………………………………………………………... 21
3 Рыночные структуры в Республике Беларусь………………………....24
3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....30

Работа состоит из  1 файл

VVEDENIE.docx

— 74.73 Кб (Скачать документ)

– отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

– не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

– не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

– не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

– не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

При наличии конкуренции на рынке  производители с целью получения  максимальной прибыли стремятся  снизить издержки производства на единицу  продукции. В результате этого создается  возможность снижения цены, что увеличивает  объем продаж у производителя  и его доход. Самым эффективным  способом достижения этого является использование научно-технических  усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг  для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции  происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так  и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом  такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне  изучает потребительский спрос  и создает новые формы и  методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает  прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет  все желания и потребности  покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель, и общество в целом [6].

2.2 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено  точной абстрактной модели, как это  можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию  и стратегию развития производителя, предсказать которые практически  невозможно, а также от природы  стратегического выбора, имеющейся  у фирм данной категории [6].

В отличие от совершенной конкуренции  монополистическая предполагает, что  каждая фирма продает особый тип  товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря  чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». По эстетическим предпочтениям люди покупают итальянские спагетти, по политическим читают «Известия», по физиологическим пьют «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Сникерс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Сникерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

На рынке монополистической  конкуренции продукция может  быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в  условиях дифференциации товара не устраняет  монополистической власти фирмы  над своим видом товара, что  позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

При монополистической конкуренции  легко основать новую фирму в  отрасли или покинуть рынок –  вход на данный отраслевой рынок не затруднён такими барьерами, какие  ставят на пути новичка монополия  и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько лёгок, как при  совершенной конкуренции, поскольку  вновь пришедшие фирмы часто  испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками.

Модель рынка монополистической  конкуренции описывает множество  реально существующих рынков. Его  характеристики достаточно точно соответствуют  большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать  сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях – это производства одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров) [7].

2.2.1 Краткосрочный период

Суть монополистической конкуренции  заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую  существует много близких, но несовершенных  заменителей. В результате каждая фирма  имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочном  периоде поведение фирмы в  условиях монополистической конкуренции  во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы  отличается от товаров фирм-конкурентов  особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории  покупателей, тогда фирма может  поднять цену своего товара без падения  продаж, потому что достаточное число  потребителей готово заплатить более  высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая  конкуренция похожа на ситуацию монополии  тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

2.2.2 Долгосрочный период

В долгосрочном периоде монополистическая  конкуренция аналогична совершенной  конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная  возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли  до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.

2.2.3 Влияние монополистической  конкуренции на общество

При монополистической конкуренции  не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения  в неразумных и неоправданных  расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются  следующие аргументы.

1) Общество бесполезно тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа. Так, аспирин остается аспирином, хотя за некоторые его запатентованные и разрекламированные марки потребителю приходится платить вдвое и более. Потребителям в действительности не нужны, скажем, 50 различных сортов мыла или зубной пасты, которые по сути своей одинаковы. В результате потребители оплачивают и излишнее дифференцирование продукта, и рекламу. Расходы на рекламу составляют подчас до 50% и более от продажной цены товара.

2) Дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности, таким образом, получается, что люди существуют для удовлетворения нужд фирмы, а не фирмы служат людям. Общество утратило свою изначальную целевую ориентацию – развитие производства для удовлетворения потребностей людей.

3) Информация, содержащаяся в рекламе, по меньшей мере минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой.

4) Реклама своего продукта становится обязательной для фирмы, не желающей проиграть в конкурентной борьбе. Фирмы вынуждены расходовать колоссальные средства непроизводительно: эти расходы не увеличивают спрос на их продукт на рынке, но их отсутствие приведет к потере места на рынке.

5) Расходы на рекламу столь велики, что способны стать барьером на пути вхождения в отрасль и тем самым уменьшить остроту конкуренции.

6) Реклама превращается в вид налога на общество. На 15 минут новостей по телевидению приходится до 20 минут рекламы. Покупая газеты или журнал, потребитель вместе с 50 страницами интересующего его текста вынужден платить и за 75 страниц рекламных объявлений.

Однако несправедливо было бы видеть только отрицательные стороны монополистической  конкуренции. Так, те же дифференциация продукта и реклама не столь однозначно плохи.

Их сторонники отмечают, что:

1) дифференциация продукта помогает наиболее полно удовлетворять потребности людей во всем их многообразии;

2) постоянное совершенствование продукта ведет к повышению уровня жизни;

3) дифференциация продукта развивается в направлении улучшения его качества и повышения эффективности производства;

4) реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.;

5) дифференциация и реклама стимулируют конкуренцию и придают импульс к развитию всей рыночной системы.

Сравнение двух противоположных мнений о роли рекламы и дифференциации продукта показывает еще раз, что  в экономической теории нет абсолютных истин и верных для всех случаев  жизни ответов.

Как бы то ни было, монополистическая  конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в  реальной жизни. Монополистическая  конкуренция – это наиболее распространенный тип рыночных отношений. Он преобладает  в сфере общественного питания, книгоиздании, производстве и продаже  мебели, фармацевтических препаратов и т.д. Число фирм в этих отраслях составляет от 500 до 10 000. Монополистические  тенденции при данной модели выражены достаточно слабо, а потому считается, что государство может практически  не регулировать рынок подобной структуры.

2.3 Олигополия

Олигополия  – форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Виды олигополий:

1) однородная (недифференцированная) – когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недифференцированную) продукцию.

Однородная продукция – продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт – 3 сорта, сахар – около 8 сортов, алюминий – около 9 марок).

2) Неоднородная (дифференцированная) – несколько предприятий производят неоднородную (дифференцированную) продукцию.

Неоднородная продукция – продукция, отличающаяся широким разнообразием  типов, сортов, размеров, марок.

 Пример – автомобили, сигареты, безалкогольные напитки, сталь (примерно 140 марок).

3) Олигополия доминирования – на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм, которые делят между собой оставшийся рынок.

Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО “Кирамин”, производящее более 75% этой продукции.

4) Дуополия – когда на рынке работает только два производителя или продавца данной продукции.

Пример: в РБ два завода производящих телевизоры – Витязь и Горизонт, они действуют, во всем подражая друг другу.

Олигополии противоположна олигопсония  – рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей.

При олигополии производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.

 Решения олигополистов относительно  объёмов производства и цен – взаимозависимы, то есть олигополии во всём подражают друг другу. Так если один олигополист снизит цены, то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, так как рискуют потерять свою долю рынка.

В условиях олигополии существуют очень  жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы [9].

Меру преобладания на рынке одной  или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием  результатов, полученных посредством  возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих  продукцию на данном рынке:

H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2,

где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;

      S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

2.3.1 Олигополистические  ценовые войны

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий  на войне. Фирмы – соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек.

В равновесии оба продавца назначают  одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий  рыночный выпуск такой же, какой  имел бы место при совершенной  конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, то есть когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену. К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

2.3.2 Модели олигополии

Нет единой модели олигополии. Можно  разработать ряд моделей, объясняющих  поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. Описываемые  ниже модели показывают, как при  олигополии проявляется тенденция  к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Разрушительное действие олигополистического  соперничества на цены толкает фирмы  к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию  и увеличить прибыли.

Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке  каждая фирма имеет выбор между  кооперированным (кооперативным) и  некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы  не связаны в своем поведении  никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия  порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно  и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в  сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или  более фирмы сообща установили фиксированные  цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно  вести дело. Сговор является родовым  понятием в отношении картеля, треста.

Информация о работе Понятие и сущность конкуренции