Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..…..3
1 Понятие и сущность конкуренции………………………………………5
1.1 Функции конкуренции……………………………………………..... 6
1.2 Признаки конкуренции………………………………………………7
1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»..8
1.4 Конкуренция и ее формы…………………………………………….9
2 Общая характеристик рыночных структур и их классификация…….11
2.1 Чистая конкуренция………………………………………………….12
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………… 15
2.2.1 Краткосрочный период……………………………………….. ..16
2.2.2 Долгосрочный период………………………………………….. 16
2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество…… 17
2.3 Олигополия…………………………………………………………. .18
2.3.1 Олигополистические ценовые войны…………………………. 19
2.3.2 Модели олигополии …………………………………………….20
2.3.3 Модель ценового лидерства……………………………………21
2.4 Монополия…………………………………………………………... 21
3 Рыночные структуры в Республике Беларусь………………………....24
3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....30
– отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
– не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
– не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
– не гарантирует право на труд, на доход на отдых;
– не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
При наличии конкуренции на рынке
производители с целью
Конкуренция создает у производителей
стимулы к постоянному
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом [6].
2.2 Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
Монополистическая конкуренция является
не только наиболее распространённой,
но и наиболее трудно изучаемой формой
отраслевых структур. Для подобной
отрасли не может быть построено
точной абстрактной модели, как это
можно сделать в случаях чистой
монополии и чистой конкуренции.
Многое здесь зависит от конкретных
деталей, характеризующих продукцию
и стратегию развития производителя,
предсказать которые
В отличие от совершенной конкуренции
монополистическая
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
При монополистической конкуренции
легко основать новую фирму в
отрасли или покинуть рынок –
вход на данный отраслевой рынок не
затруднён такими барьерами, какие
ставят на пути новичка монополия
и олигопольные структуры. Однако этот
вход не настолько лёгок, как при
совершенной конкуренции, поскольку
вновь пришедшие фирмы часто
испытывают трудности со своими новыми
для покупателей торговыми
Модель рынка
2.2.1 Краткосрочный период
Суть монополистической
2.2.2 Долгосрочный период
В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. Когда это произойдёт, кривые спроса и предельного дохода оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.
2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество
При монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность. Помимо этого, часто слышны обвинения в неразумных и неоправданных расходах на дифференциацию продукта и рекламу. При этом выдвигаются следующие аргументы.
1) Общество бесполезно тратит ограниченные редкие ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа. Так, аспирин остается аспирином, хотя за некоторые его запатентованные и разрекламированные марки потребителю приходится платить вдвое и более. Потребителям в действительности не нужны, скажем, 50 различных сортов мыла или зубной пасты, которые по сути своей одинаковы. В результате потребители оплачивают и излишнее дифференцирование продукта, и рекламу. Расходы на рекламу составляют подчас до 50% и более от продажной цены товара.
2) Дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности, таким образом, получается, что люди существуют для удовлетворения нужд фирмы, а не фирмы служат людям. Общество утратило свою изначальную целевую ориентацию – развитие производства для удовлетворения потребностей людей.
3) Информация, содержащаяся в рекламе, по меньшей мере минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой.
4) Реклама своего продукта становится обязательной для фирмы, не желающей проиграть в конкурентной борьбе. Фирмы вынуждены расходовать колоссальные средства непроизводительно: эти расходы не увеличивают спрос на их продукт на рынке, но их отсутствие приведет к потере места на рынке.
5) Расходы на рекламу столь велики, что способны стать барьером на пути вхождения в отрасль и тем самым уменьшить остроту конкуренции.
6) Реклама превращается в вид налога на общество. На 15 минут новостей по телевидению приходится до 20 минут рекламы. Покупая газеты или журнал, потребитель вместе с 50 страницами интересующего его текста вынужден платить и за 75 страниц рекламных объявлений.
Однако несправедливо было бы видеть
только отрицательные стороны
Их сторонники отмечают, что:
1) дифференциация продукта помогает наиболее полно удовлетворять потребности людей во всем их многообразии;
2) постоянное совершенствование продукта ведет к повышению уровня жизни;
3) дифференциация продукта развивается в направлении улучшения его качества и повышения эффективности производства;
4) реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.;
5) дифференциация и реклама стимулируют конкуренцию и придают импульс к развитию всей рыночной системы.
Сравнение двух противоположных мнений о роли рекламы и дифференциации продукта показывает еще раз, что в экономической теории нет абсолютных истин и верных для всех случаев жизни ответов.
Как бы то ни было, монополистическая
конкуренция очень близка по многим
показателям к конкуренции
2.3 Олигополия
Олигополия – форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.
Виды олигополий:
1) однородная (недифференцированная) – когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недифференцированную) продукцию.
Однородная продукция –
2) Неоднородная (дифференцированная) – несколько предприятий производят неоднородную (дифференцированную) продукцию.
Неоднородная продукция –
Пример – автомобили, сигареты, безалкогольные напитки, сталь (примерно 140 марок).
3) Олигополия доминирования – на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм, которые делят между собой оставшийся рынок.
Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО “Кирамин”, производящее более 75% этой продукции.
4) Дуополия – когда на рынке работает только два производителя или продавца данной продукции.
Пример: в РБ два завода производящих телевизоры – Витязь и Горизонт, они действуют, во всем подражая друг другу.
Олигополии противоположна олигопсония – рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей.
При олигополии производится как дифференцированная, так и не дифференцированная продукция.
Решения олигополистов
В условиях олигополии существуют очень жёсткие барьеры для вступления в эту отрасль других конкурентов, но эти барьеры преодолимы [9].
Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:
H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2,
где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;
S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.
2.3.1 Олигополистические ценовые войны
Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы – соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек.
В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, то есть когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену. К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.
2.3.2 Модели олигополии
Нет единой модели олигополии. Можно
разработать ряд моделей, объясняющих
поведение фирм в конкретных ситуациях,
основываясь на том, какие строят
предположения фирмы
Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело. Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.