Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…..…..3
1 Понятие и сущность конкуренции………………………………………5
1.1 Функции конкуренции……………………………………………..... 6
1.2 Признаки конкуренции………………………………………………7
1.3 Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки»..8
1.4 Конкуренция и ее формы…………………………………………….9
2 Общая характеристик рыночных структур и их классификация…….11
2.1 Чистая конкуренция………………………………………………….12
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………… 15
2.2.1 Краткосрочный период……………………………………….. ..16
2.2.2 Долгосрочный период………………………………………….. 16
2.2.3 Влияние монополистической конкуренции на общество…… 17
2.3 Олигополия…………………………………………………………. .18
2.3.1 Олигополистические ценовые войны…………………………. 19
2.3.2 Модели олигополии …………………………………………….20
2.3.3 Модель ценового лидерства……………………………………21
2.4 Монополия…………………………………………………………... 21
3 Рыночные структуры в Республике Беларусь………………………....24
3.1 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь……………………………………………………………………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….....30
Подход, определяющий конкуренцию как состязательность на рынке, характерен в основном для отечественной литературы, изучавшей конкуренцию только теоретически и только по работам зарубежных экономистов.
Подход основывался на понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще и был характерен для начальной стадии научных исследований. Именно подобная формулировка конкуренции была выдвинута основоположником экономической науки А. Смитом. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривалась как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. «Каждый индивидуум по необходимости работает для того, чтобы отдать обществу такой ежегодный доход, на который он способен. В целом он, однако, не пытается реализовать свой общественный интерес и не знает, насколько он его реализует. Он стремится только к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая, в конце концов, результат, о котором он и не думал». «Дергая» за ниточки марионеток-предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции. «Невидимая рука» – желание фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей). Это выражение принадлежит Адаму Смиту. Оно отражает тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, преследующие собственные выгоды и действующие в условиях острой конкурентной борьбы, одновременно способствуют достижению общественных интересов. Концепция «невидимой руки» состоит в том, что когда фирмы и предприниматели максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.
К реальной хозяйственной жизни
страны принцип Адама Смита, как
и всякий принцип вообще, применим
с оговорками, которые зависят
от ее конкретных условий. В истории
каждой развитой страны бывали периоды,
когда эти условия настолько
деформировали экономику, что возникали
сомнения в правильности самого принципа
"невидимой руки". Например, во
второй половине прошлого века в хозяйстве
западноевропейских стран произошли
изменения, которые Адам Смит не предвидел,
да и не мог предвидеть. Во-первых,
появилось много крупных
1.4 Конкуренция и ее формы
В целом формы конкуренции можно классифицировать по нескольким признакам.
По масштабам развития выделяют:
1) индивидуальная конкуренция – индивидуальный производитель той или иной продукции стремится найти и занять свою нишу на рынке, выбрать наиболее оптимальные условия для производства и реализации собственной продукции;
2) местная конкуренция – конкуренция, существующая между производителями на какой-то территории;
3) отраслевая (или внутриотраслевая) конкуренция. Конкуренция на отраслевом рынке предполагает конкуренцию между аналогичными товарами, обладающими сходными потребительскими качествами, но различающимися по цене, качеству или ассортименту;
4) межотраслевая конкуренция – соперничество между предприятиями разных отраслей за платежеспособный спрос населения в целях извлечения большого дохода;
5) национальная конкуренция – конкуренция среди отечественных фирм-производителей;
6) глобальная конкуренция – конкуренция, вышедшая за масштабы национального рынка, соперничество предприятий, хозяйственных объединений, государств на мировом рынке.
По характеру развития конкурентных отношений конкуренцию разделяют на:
– свободную;
– регулируемую (государство берет на себя полномочия по защите конкуренции на основе антимонопольного законодательства).
По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют:
1) ценовая конкуренция – использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях; в этом случае конкурентное преимущество достигается обычно за счет снижения цены;
2) неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий.
Также выделяют:
1) предметную, то есть соперничество на рынках конкретных видов продукции и услуг разных фирм-изготовителей;
2) видовую, то есть соперничество между производителями однородных видов продукции для сходных сфер применения;
3) функциональную, предполагающую соперничество разных видов изделий одинакового назначения, которые могут быть взаимозаменяемы.
Конкуренция меняет формы проявления. Соперничество осуществляется за возможность быстрее вводить совершенно новые изделия, предоставлять новые услуги, создавать новые рынки, находить в них новые незанятые ниши. Фирмам выгоднее сотрудничать, а не соперничать. Гораздо важнее и результативнее находить пути совместных усилий для достижения поставленных целей. Конкурентная борьба, таким образом, сочетается и сменяется сотрудничеством и кооперированием.
2 Общая характеристик рыночных структур и их классификация
Современный рынок представляет собой организованную структуру, в которую входят продавцы и покупатели, производители товаров (услуг) и их потребители. Их взаимодействие приводит к установлению рыночных цен.
Классификацию рынков можно провести по следующим признакам:
1) по объектам предложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы;
2) в пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки;
3) по территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним;
4) по механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки;
5) по уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный;
6) по характеру продаж различают: оптовый, розничный, фьючерсный;
7) по соответствию законодательным нормам: легальный, «черный» рынок;
8) по степени регулируемости: регулируемый и нерегулируемый.
Структура рынка – это его наиболее существенные черты, к которым относятся: количество фирм и их размеры, степень отличия или сходства товаров, легкость входа на конкретный рынок и выхода из него, доступность информации [5].
Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов рынка. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности.
В зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
– количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
– характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
– наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
– степень доступности экономической информации.
Каждый тип рыночной структуры характеризуется набором данных показателей в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 – Типы рыночных структур и их характеристика
Чистая конкуренция |
Монополис-тическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия | |
Число фирм |
очень много |
много |
несколько |
одна |
Характер продукции |
стандартная |
Дифференци-рованная |
стандартная или дифференци-рованная |
уникальная: нет близких заменителей |
Условия вступления |
очень легкие, препятствия отсутствуют |
сравнительно легкие |
наличие существенных препятствий |
блокировано |
Доступность экономичес-кой информации |
полная доступность |
некоторые ограничения |
существенные ограничения |
недоступна |
Контроль над ценой |
отсутствует |
некоторый, но в довольно узких рамках |
ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре |
значительный |
Примеры |
сельское хозяйство |
розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. |
производство стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров |
местные предприятия обществен-ного пользования |
2.1 Чистая конкуренция
Чистая (совершенная) конкуренция – это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
– неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
– абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
– абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
– абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
–абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
– наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
– стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
– отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
В реальной экономической действительности
рынок совершенной конкуренции
в строгом теоретическом
Но все-таки в экономической
практике имеются рынки некоторых
товаров, больше всего подходящие под
критерии данной рыночной структуры (например,
рынок ценных бумаг или рынок
сельскохозяйственной продукции). Здесь
количество продавцов и покупателей
настолько велико и они достаточно
«малы», что за редким исключением
ни один человек или группа не в
состоянии контролировать рынок
по отдельным видам ценных бумаг
или сельскохозяйственной продукции.
Причем товары на этих рынках у всех
производителей полностью идентичны
и последние владеют полной информацией
об изменениях на рынке. Все это подтверждает
необходимость использования
Преимущества свободной
– способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
– вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
– создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
– обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
– нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
Недостатки свободной
– не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);